Виды памяти вербальная. Вербальная память детей дошкольного возраста с нарушением слуха

Вербальная память

1. Предварительные критические замечания.

Со времени Эббинтауза принято требовать, чтобы при экспериментальном изучении памяти материал, подлежащий заучиванию, был таким, по отношению к которому все испытуемые находились бы в равных условиях. Таковы, поскольку речь идет о вербальном материале, бессмысленные слоги. Именно на таком материале обычно производились соответствующие экспериментальные исследования. При этом, несмотря на разнообразие применяемых в этих исследованиях методов, суть их в конечном счете одна и та же: испытуемый должен так или иначе репродуцировать предъявленный для запоминания материал. То, что на самом деле изучали так работающие исследователи, была всего лишь репродукция бессмысленных слогов (в лучшем случае слов, чисел и т. п.). Тем не менее эти исследователи, начиная с того же Эббингауза и кончая Г. Мюллером[ 107 ] и многочисленнейшим рядом их последователей, проявили склонность чрезвычайно широко толковать полученные результаты, например как «законы репродукции представлений», «законы памяти» и т. п[ 108 ]. На самом же деле здесь исследовалась только память-повторение, да притом только вербальная или даже не вербальная (так как бессмысленные слоги лишены самого существенного признака слова - значения), а, если можно так выразиться, речевая (в смысле простого артикулирующего произношения). Когда мне дают фиф, шет, кел и т. п., я, восприняв их тем или иным способом, затем просто произношу эти слоги, насколько помню. Вряд ли можно было придумать менее подходящие для изучения представлений опыты.

На непрактичность и бесплодность подобных исследований указывал еще Джемс. Но поскольку при этом исследовали одно, а выводы относили к совершенно другому, постольку эти исследования не только малоплодотворны, но и полны ошибок. Насколько сомнительны пресловутые «законы репродукции представлений», может иллюстрировать следующий пример. Г. Мюллер, после Эббингауза самый крупный исследователь в этой области, считая основными законами репродукции представлений закон сосуществования и закон последовательности, так формулирует закон последовательности: «Если представление в следовало за представлением а, то при всплывании а имеется тенденция к репродукции в»[ 109 ]. Эта, казалось бы, общепризнанная формулировка ассоциации представлений по смежности во времени мало соответствует действительности, все равно, идет ли речь о представлениях-образах или о представлениях-мыслях. В одной из предыдущих глав уже был дан анализ течения зрительных образов, и там, как мы видим, этот закон не играет роли. С другой стороны, анализ так называемых «предпочитаемых ассоциаций» не дает никаких оснований утверждать, что представление имеет хотя бы сколько-нибудь преобладающую тенденцию вызывать представление, следовавшее за ним прежде[ 110 ]. Так, например, представление страницы многократно следует за представлением книги, но ассоциация «книга - страница» далеко не частая. Однако стоит этот мнимый «закон репродукции представлений» формулировать как «закон репродукции речевых движений», и он будет вполне верен: «Если одно слово (фраза, речение и т. п.) следовало за другим, то при репродукции последнего имеется тенденция к репродукции первого». Например: «Буря мглою...» - и невольно хочется продолжить «...небо кроет».

В экспериментальных исследованиях памяти, о которых идет речь здесь, не только моторно-речевые ассоциации изображались как ассоциации представлений, но вообще очень злоупотребляли термином «ассоциация». Конечно, с известной точки зрения все, что угодно, молено называть «связью» или, несколько изменив обычное словоупотребление, «ассоциацией», но это в данном случае скорее выглядит как словесная натяжка, чем как научно обоснованные выводы. То и дело встречающиеся в подобных случаях «ассоциации» немецких исследователей (например, того же Г. Мюллера) или «связи» американских психологов (например, Торндайка) в огромном большинстве случаев или словесная натяжка, или нарочитое сужение выводов. Так, например, Г. Мюллер так формулирует один известный мнемический факт: «Данное большое число повторений дает более сильные и медленнее затухающие ассоциации, если они распределены на более длинном промежутке времени, чем тогда, когда они скучиваются в определенном пункте времени»[ 111 ]. Но вот я даю испытуемому заучить всего лишь одно эскимосское слово «тингумиссаралу-арлонго», и этот же мнемический факт имеет место и здесь. Конечно, при желании и здесь можно говорить о связи или ассоциации слогов, но от научного исследования мы вправе требовать не словесных натяжек, не игры значениями терминов, а ясной формулировки проблемы: если здесь хотят иметь право говорить об ассоциациях представлений, то надо указать, что здесь понимать под представлениями, сколько их и какие они и т. д. Обычный недостаток подобных исследований - умалчивание [о том], между чем и чем [устанавливается] та «ассоциация» или «связь», о которых так неустанно они говорят: [исследователи] избегают определенно указывать, что именно с чем в данном случае связывается или ассоциируется. Легко видеть, что в вышеприведенной формулировке Мюллера термин «ассоциация» с большим успехом можно заменить словом «впечатление» или «запоминание», а по отношению к слову термин «связь» имеет уже совершенно иной смысл и легко может быть заменен термином «комплекс» (слова как комплекс слогов или звуков).

Метод (повторение) и материал (бессмысленные слоги и т. п.) исследований делали тему подобных исследований очень ограниченной. Но, если бы недостаток этих исследований состоял только в той непрактичности и малоплодотворности, за которые их упрекал Джемс, это было бы еще полбеды. Основной недостаток этих исследований - их ошибки. Первая из этих ошибок - подмена тезиса: они претендуют дать «законы репродукции представлений», тогда как на самом деле они не это изучали и потому о репродукции представлений могут выставить лишь, как мы видели, отчасти неверные, отчасти путаные утверждения. Вторая из этих ошибок - стремление во что бы то ни стало всюду проводить ассоциационизм, или, как его называют в последнее время (Торндайк), коннекционизм, идя для этой цели на игру словами (quartemio terminorum), неопределенность утверждений (связь - между чем?) и т. п. Все это приводит к тому, что результатами многочисленных экспериментальных исследований памяти, ведшихся в духе Эббингауза и Г. Мюллера, можно пользоваться лишь в очень небольшой мере, да и то с огромной осторожностью. Эти исследования были скорее тупиком для проблемы памяти, нежели путем с большими перспективами. На этот путь вышли только тогда, когда отошли от традиционных экспериментов в стиле Эббингауза - Мюллера, и самые крупные работы по памяти за последнее десятилетие, работы Жане и Бартлетта[ 112 ], уже совершенно в ином стиле.

Из книги Искусство словесной атаки автора Бредемайер Карстен

Из книги Диагностика способности к общению автора Батаршев Анатолий

Вербальная коммуникация В качестве знаковой системы в вербальной коммуникации выступает человеческая речь, т. е. естественный звуковой язык.Система фонетических знаков языка строится на основе лексики и синтаксиса. Лексика – это совокупность слов, входящих в состав

Из книги Мастер словесной атаки автора Бредемайер Карстен

Из книги Разблокируй свою память: запомни все! автора Мюллер Станислав

Из книги Вспомни всё [Секреты суперпамяти. Книга-тренажер] автора Мюллер Станислав

Часть I. Как в два раза улучшить память за сорок пять минут, или Введение в голографическую память С чего все начиналось… Несколько лет назад, после окончания последнего занятия по развитию памяти, один из студентов предъявляет претензии в отношении результатов

Из книги Вербальная самозащита автора Гласс Лилиан

Часть I Как в два раза улучшить память за 45 минут, или введение в голографическую память «В начале славных дел…» Несколько лет назад, после окончания последнего занятия по развитию памяти, один из студентов предъявил мне претензии:– Станислав, люди к вам приходят, чтобы

Из книги Психология творчества, креативности, одаренности автора Ильин Евгений Павлович

Глава 20 Вербальная самозащита по телефону В этой главе Как быть с людьми, которые по телефону предлагают вам купить что-то Не давайте уговорить себя покупать что-то, что вам на самом деле не нужно Как заставить равнодушного человека помочь вам Как дипломатично

Из книги Память и мышление автора Блонский Павел Петрович

Глава 21 Вербальная самозащита в сложных ситуациях Прежде чем рассказать вам о том, как вести себя в сложных ситуациях, я должна вас предупредить, что все мои слова ни в коем случае не являются единственно верными! Они предназначены всего лишь для того, чтобы вы в общих

Из книги Как привлекать мужчин. 50 правил уверенной женщины автора Сергеева Оксана Михайловна

Глава 22 Вербальная самооборона в еще более сложных ситуациях В этой главе Как сообщить неприятное известие и поддержать в горе Как общаться с человеком, который умирает Как быть с людьми, которые вам лгут Как быть с людьми, которые говорят отвратительные

Из книги Психология общения и межличностных отношений автора Ильин Евгений Павлович

Тест отдаленных ассоциаций С. Медника (вербальная креативность) Тест адаптирован Т. В. Галкиной, Л. Г. Алексеевой, Л. Г. Хуснутдиновой.В качестве стимульного материала в тесте используется сорок словесных триад. Элементы каждой триады принадлежат к взаимно отдаленным

Из книги НЛП: навыки эффективной презентации автора Дилтс Роберт

4. Вербальная репродукция рассказа. Бартлетт давал испытуемым читать рассказ, а потом они должны были репродуцировать его спустя различные сроки времени, притом неоднократно. Такие же эксперименты проводил и я. На основании их я подтверждаю вывод Бартлетта, что «в цепи

Из книги Психотерапия. Учебное пособие автора Коллектив авторов

5. Вербальная репродукция и социальная среда. Одно из самых глубоких различий между вербальной памятью, с одной стороны, и аффективной, или образной - с другой, состоит в том, что аффективная, или образная, память, в отличие от вербальной, социально непосредственно не

Из книги автора

Глава 3. Вербальная приманка Известное утверждение, что женщина любит ушами, а мужчина глазами, основывается на довольно условном и в последнее время неактуальном наблюдении. Мужчина воспринимает женщину в комплексе – обращает внимание на ее внешний вид, на умение

Из книги автора

15.5. Вербальная и визуальная адаптация Для успешного выступления необходимо установить контакт и взаимопонимание с аудиторией, т. е. адаптироваться к ней. Адаптация к аудитории включает в себя: 1) достижение взаимопонимания; 2) привлечение и поддержание интереса

Из книги автора

Вербальная подстройка к репрезентативной системе Следующее упражнение позволит вам попрактиковаться в согласовании и рассогласовании с паттернами языка, отражающими репрезентативную систему человека.1. Б просит А подумать о чем-то, с чем он ощущает внутреннее

Из книги автора

Вербальная суггестия Психолингвистика речевого воздействия составляет основную часть научной проблематики социально ориентированного общения. Не вызывает сомнения постулат, что это воздействие есть преднамеренная (или не преднамеренная) перестройка смысловой сферы

В настоящее время актуальной проблемой становится особенности развития вербальной памяти у детей дошкольного возраста с нарушением слуха.

В специальной педагогике имеется ряд исследований, посвященных анализу формирования у детей с нарушением слуха вербальной памяти и использованию ее в процессе обучения: в сурдопедагогике реализуется деятельностный подход (Р.М. Боскис, Н.Г. Морозова, М.Н. Никитина, Е.Г. Речицкая), раскрываются особенности непроизвольного запоминания слов детьми с нарушением слуха (Л.В. Занков, В.Г. Петрова, Т.В. Розанова), предложений (Д.М. Маянц) и связных текстов (Т.В. Розанова), проанализированы некоторые аспекты произвольного запоминания словесного материала (Д.И. Лебедев, Т.В. Розанова, И.М. Соловьев) .

Вербальная память рассматривается как одна из наиболее сложных форм психической деятельности, которая непосредственно связана с речью, развитие которой у детей с нарушением слухом замедленно и своеобразно.

Вербальная память (память-рассказ) выражается в запоминании и воспроизведении наших слов, потешек, прибауток .

Среди видов памяти выделяют вербальную и словесно-логическую память.

Словесно-логическая память – совокупность психофизиологических процессов запоминания, сохранения и воспроизведении мыслей, понятий и словесных формулировок.

Вербальная память – вид памяти, который определяет способность запоминать, сохранять и воспроизводить речевую (словесную) информацию.

Можно сказать, что вербальная память – это словесная память. А.Р. Лурия выделяет словесную память как более сложный и более высокий специфически человеческий вид памяти.

Человек не только пользуется словами для обозначения предметов, и словесная речь не только участвует в формировании представлений и хранении наглядной информации. Подавляющее количество знаний он получает посредством словесной системы, воспринимая устную информацию, читая книги и сохраняя в своей памяти результаты сведений, получаемых при помощи речи.

Словесная память в еще меньшей степени является непосредственной фиксацией слов и пассивным хранением вызванных ими образов, чем фиксация и хранение результатов наглядного опыта, откладывающегося в виде представлений.



Словесная память всегда является переработкой словесной информации, выделением из нее наиболее существенного, отвлечением от побочного, несущественного и удержанием тех мыслей, которые попадаются в словесном сообщении. Это значит, что в основе словесной памяти лежит процесс перекодирования сообщаемого материала, связанный обобщением центральных моментов информации.

Словесную память нередко называют «ассоциативной» или «логической». Это связано с тем, что слова вызывают у нас целые цепи матрицы ассоциативных или логически связанных элементов.

Словесно-логическая память, по мнению В.А. Крутецкого, выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, словесных формулировок. Мысли не существуют вне речи, вне тех или иных слов и выражений. Воспроизведение мыслей не всегда происходит в том же словесном выражении, в каком они были первоначально выражены. В одних случаях запоминается и воспроизводится только общий смысл материала, суть мыслей, а буквальное словесное воспроизведение их не требуется. В других случаях необходимо запоминать и воспроизводить точное, буквальное словесное выражение мыслей (правила, определения и т. д.). Однако буквальное воспроизведение словесного материала может происходить без понимания его смысла, тогда его заучивание будет уже не логическим, а механическим запоминанием. Форма воспроизведения мысли зависит от уровня речевого развития. Чем менее развита речь ребенка, тем труднее ему выразить смысл своими словами. Но в этом случае как раз и важно побуждать его пересказывать материал своими словами.

Запоминание смысла – это запоминание общих и существенных сторон материала и отвлечение от несущественных деталей и особенностей. Выделение существенного зависит от понимания самого материала, того, что в нем наиболее важное и значимое, а что второстепенное. Следовательно, запоминание и воспроизведение смыслового материала тесно связано с процессами мышления, с умственным развитием ребёнка, с запасом его знаний. Дети, особенно младшего возраста, самостоятельно выделяют существенные признаки с большим трудом, им необходима помощь педагога. Что касается деталей, то дети запоминают и воспроизводят их нередко очень хорошо, придают им непропорционально большое значение, особенно когда эти детали обладают яркой наглядностью, конкретностью и эмоциональным воздействием.

П.П. Блонский подчеркивает, что, так как вербальная память благодаря речевому развитию существует для других людей, то развитие ее социально обусловлено .

По П.П. Блонскому, социально обусловленная память в онтогенезе выступает не сразу. В ее развитии можно различать 3 основные стадии:

Простую репродукцию;

Социально обусловленную избирательную репродукцию;

Грамотную память, пользующуюся письменностью.

Развитие вербальной памяти начинается на втором году с репродуцирующей вербальной памяти. Иначе ребенок не усвоил бы языка. Максимально быстрое развитие вербальной памяти происходит в дошкольном возрасте. Вслед за репродуцирующей вербальной памятью и одновременно с ней под влиянием воспитания и обучения развивается рассказывающая память (избирательно-репродуцирующая вербальная память). Эта память оттесняет память-репродукцию на задний план, и в сущности развитие вербальной памяти в детстве есть главным образом развитие именно этой памяти. Она начинает формироваться в дошкольном детстве, но наиболее энергичное ее развитие происходит в школьном возрасте.

Выделяют три основные группы детей с нарушениями слуха: глухих, слабослышащих (тугоухих) и позднооглохших.

Глухие дети имеют глубокое стойкое двустороннее нарушение слуха, которое может быть наследственным, врожденным или приобретенным в раннем детстве – до овладения речью. Если глухих детей не обучают речи специальными средствами, они становятся немыми – глухонемыми, как называли их не только в быту, но и в научных работах до 1960-х гг. У большинства глухих детей имеется остаточный слух. Они воспринимают только очень громкие звуки (силой от 70 – 80 дБ) в диапазоне не выше 2000 Гц.

Слабослышащие (тугоухие) – дети с частичной недостаточностью слуха, приводящей к нарушению речевого развития. К слабослышащим относятся дети с очень большими различиями в области слухового восприятия. Слабослышащим считается ребенок, если он начинает слышать звуки громкостью от 20 – 50 дБ и больше (тугоухость первой степени) и если он слышит звуки только громкостью от 50 – 70 дБ и больше (тугоухость второй степени).

Позднооглохшие – это дети, потерявшие слух вследствие какой-либо болезни или травмы после того, как они овладели речью, т.е. в 2 – 3-летнем и более позднем возрасте. Потеря слуха у таких детей бывает разная – тотальная, или близкая к глухоте, или близкая к той, что наблюдается у слабослышащих. У детей может появиться тяжелая психическая реакция на то, что они не слышат многие звуки или слышат их искаженными, не понимают, что им говорят.

Исследования отечественных дефектологов и психиатров (Р.М. Боскис, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, В.Ф. Матвеев, Л.М. Барденштейн и др.) свидетельствуют о том, что основными механизмами задержанного интеллектуального развития у детей с нарушениями слуха являются замедление и искажение формирования речи в первые годы жизни ребенка.

Дети с нарушением слуха проявляют достаточную способность к выполнению довольно сложных конструктивных заданий (кубики Кооса, создание по образцам моделей из конструктора, рисование, лепка и др.), что значительно отличает их от детей-олигофренов, изобразительная конструктивная деятельность которых намного беднее и в основном имеет подражательный характер.

В то же время у детей с тугоухостью обнаруживается недостаточность тех видов интеллектуальной деятельности, которые тесно связаны с речью. Затруднения у них вызывают задания, требующие речевого оформления и речевого отчета.

Нарушено выделение и закрепление отдельных свойств предметов, вследствие чего страдает формирование предметных представлений. Это в свою очередь приводит к тому, что ребенок не может свободно оперировать представлениями, возникают трудности в их актуализации.

Задания на классификацию предметов, установление последовательности событий, выделение «четвертого лишнего», осмысление сюжетных картинок вызывают затруднения в речевом оформлении ответа, в то время как способ выполнения задания, понимание задачи, поставленной экспериментатором, свидетельствуют о достаточном уровне интеллектуального развития.

Существует несколько методик исследования вербальной памяти у детей дошкольного возраста.

Методика «10 слов» А.Р. Лурия .

Цель: изучение состояния памяти, выявление психического статуса (истощаемость, утомляемость), устойчивости внимания.

Оборудование: Табличка из 10 слов.

Инструкция: «Сейчас я прочту 10 слов. Слушай их внимательно, а потом повторишь. Далее я снова прочту этот же ряд слов, и ты опять его повторишь. И так всего 5 раз».

ДОМ ЛЕС КОТ ИГЛА БРАТ НОЧЬ МОСТ ОКНО КОНЬ СТОЛ

Методика «Повторение слов и цифр».

Цели исследования: Выявить понимание смысла задания; способность удерживать в памяти ряд слов, ряд цифр и повторять их, навык самоконтроля; длительность сосредоточения.

Оборудование: карточки со словами и цифрами.

Инструкция: «Сейчас мы будем играть. Я буду называть, а ты повторяй». Называют три знакомых слова и просят повторить.

Затем называют другие слова и просят повторить их в обратном порядке. То же для набора из цифр.

Методика «Запоминание цифр» с целью изучения объема памяти.

Ребенок получает задание за несколько попыток воспроизвести увеличивающийся ряд, состоящий из цифр.

После каждого очередного его прослушивания ребенок пытается воспроизвести весь ряд. Экспериментатор отмечает количество цифр, которое ребенок во время данной попытки вспомнил и назвал правильно, и зачитывает следующий ряд.

В методике «Воспроизведение рассказов» для изучения объема и точности воспроизведения детям читают рассказ, они воспринимают его на слух. Затем они воспроизводят рассказ устно. При анализе учитывает, все ли смысловые звенья воспроизведены, что опущено. Для запоминания наиболее предпочтительны рассказы: "Галка и голуби", "Муравей и голубка", "Логика", "Колумбово яйцо", "Вечный король" и др.

Методика «Самоконтроль детей в процессе воспроизведения текста» проводится индивидуально с детьми 4-6 лет. Сначала ребенку читают сказку с просьбой запомнить ее. Затем он рассказывает то, что помнит. Делают выводы об индивидуальных и возрастных особенностях самоконтроля, о преобладании того или иного его вида в разные периоды дошкольного детства.

Список литературы

1. Блонский, П. П. Память и мышление [Текст] / П. П. Блонский. – М. : Государственное социально-экономическое издательство Ленинград – 215 с.

2. Борякова, Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии [Текст] / Н. Ю. Борякова. – М. :АСТ Астель, 2008. –222 с.

3. Боскис, Р. М. Глухие и слабослышащие дети [Текст] / М. Р. Боскис. – М. : Издательствово «Советский спорт», 2004.

4. Лурия. А. Р. Теория развития высших психических функций в советской психологии [Текст] / А. Р. Лурия. – М. : Вопросы Философии, 2003.

5. Столяренко, Л. Д. Основы психологии [Текст] /Л. Д. Столяренко. – М. : Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 672 с.

Очень часто можно услышать, что у человека имеется вербальная память, а также что ее нужно всячески стараться развивать. Однако при этом что означает данный термин? Что подразумевается под вербальной памятью? Именно с этим вам и поможет разобраться данная статья. Вы узнаете, что такое вербальная память, чем она отличается от невербальной, как проверить ее состояние, а также как ее развивать в любом возрасте.

Что это такое?

Вербальная память - это память, которая отвечает за способность человека запоминать различную информацию, предоставляемую в словесной форме. Это значит запоминание текстов, новостей, стихотворений, докладов, которые вы собираетесь представлять, и так далее.

Как правило, использование исключительно вербальной памяти бывает сопряжено с проблемами, так как запомнить чистый текст бывает крайне сложно. Однако данный тип памяти очень сильно пригодится вам в жизни вне зависимости от того, какой карьерный путь вы выберете. Соответственно, вам необходимо развивать ее. Вербальная память - это то, благодаря чему вы сможете усваивать самую сложную информацию, то есть сухой текст.

Вербальная и невербальная память

Однако прежде чем речь пойдет о том, как именно можно улучшить этот необходимо до конца понять, что он собой представляет. И проще всего это сделать с помощью сравнения - так вы сможете понять, чем вербальная память отличается от невербальной.

Как уже было сказано ранее, в первом случае вы запоминаете информацию, которая поступает к вам извне в форме текста, слов, речи. Соответственно, невербальная память является прямой противоположностью. А информация, которую вы получаете и запоминаете таким образом, не представляет собой ни текст, ни речь, ни что-либо еще подобное. Чаще всего это образы, лица, изображения, ароматы, звуки и пр.

Таким образом, вербальная память отвечает за словесные данные, в то время как невербальная - за образные. И при этом исследования показывают, что один из видов памяти у всех людей развит лучше, чем другой. За счет чего это происходит?

Полушария мозга

Левое полушарие мозга - это именно тот центр, который является ответственным за запоминание словесной информации, в то время как правое отвечает уже за образы, звуки и другие невербальные формы информации. Соответственно, теперь вы знаете, что если вам хочется развивать вербальные свойства памяти, то вам стоит сконцентрироваться на деятельности левого полушария мозга.

Отдельно стоит рассказать о левшах. Многие считают, что абсолютно все левши имеют полностью противоположные функции полушарий мозга по сравнению с людьми, которые пишут и выполняют основные действия правой рукой. Однако это распространенное заблуждение - на самом деле большинство людей, которые пишут левой рукой, имеют точно такие же функции мозга, как и правши. Лишь у тридцати процентов из них наблюдается изменение функциональности полушарий мозга на противоположные.

Вербальный интеллект

Если вы хотите узнать о том, как проходит развитие вербальной памяти, то вам для начала необходимо разобраться с еще одним понятием, таким как вербальный интеллект. Что это такое, и какое отношение оно имеет к памяти?

Дело в том, что связь между двумя понятиями прямая - вербальный интеллект отвечает за способность человека анализировать текстовую информацию и генерировать ее самостоятельно. Таким образом, чем он выше, тем лучше вы можете понимать текст, тем шире ваш словарный запас.

Легко можно понять, что благодаря этому улучшается и ваша вербальная память, так как вы способны запоминать больше различной информации, осознавая ее, а не просто заучивать наизусть. Гораздо эффективнее будет использовать память, заполняя ее тем, что вы понимаете, чем просто набором букв и слов, которые вы сможете лишь бездумно воспроизвести.

Формируется вербальная память у детей, то есть уже в самом младшем возрасте. Так что родителям стоит задуматься о том, чтобы стимулировать ее развитие и повышать вербальный интеллект детей с самого раннего возраста.

Семантическая память

Есть еще одно понятие, о котором стоит упомянуть, прежде чем переходить непосредственно к и улучшения вербальной памяти. Это семантическая память. Данное понятие можно реже встретить в обиходе, но гораздо чаще оно употребляется в психологии. Что это такое?

Собственно говоря, это своего рода система, в которой человек хранит свое обобщенное представление об окружающем мире в вербальной форме. Таким образом, это подвид вербальной памяти, так как семантическая память не подразумевает хранения каких-либо эмоций или переживаний, сопряженных с информацией об окружающем мире. А эти эмоции могут храниться исключительно в вербальном формате.

Тестирование

Итак, пришло время переходить к практике. Что необходимо сделать, чтобы определить, насколько хорошо у вас развита вербальная память? Тест проводится в основном только на маленьких детях в возрасте до десяти лет, так как у взрослых людей уровень вербального интеллекта или вербальной памяти определить бывает немного затруднительно.

Причина здесь кроется в том, что именно в самом младшем возрасте происходит постоянный прирост определенных знаний, поэтому можно легко определить, на каком именно этапе вербального развития находится ребенок. Взрослые же люди не слишком сильно отличаются друг от друга по данному показателю.

Вербальная память у детей проверяется с использованием игровых методов. Например, ребенку предлагают выбрать лишний предмет или образ из ряда или же закончить начатое предложение. Эти небольшие тесты помогут определить уровень развития малыша.

Однако вербальная проверяется и у взрослых людей. Как это происходит? Самый распространенный вариант заключается в том, что психолог зачитывает пациенту список из пятнадцати слов, которые абсолютно никак не связаны друг с другом, а последний должен их воспроизвести. Обычно среднестатистический человек способен запомнить семь из пятнадцати слов после одного прочтения. Когда же ему зачитывают список четыре раза подряд, он может воспроизвести уже от двенадцати до пятнадцати слов. А через пятнадцать минут это количество снова падает до десяти слов.

Значит, если вы показываете подобные результаты, то ваша вербальная память в норме, если же результаты хуже, то вам стоит поработать над ней. Однако даже если результаты в норме, вы всегда можете стремиться к чему-то большему. Как именно? Об этом и пойдет речь сейчас.

Развитие у детей

Как уже было сказано ранее, вербальную память у детей лучше всего развивать Дело в том, что запоминание слов, предложений и целых текстов - это довольно скучное и неинтересное занятие, поэтому маленький ребенок вряд ли будет проявлять к этому серьезный интерес. А как известно, маленького ребенка обязательно нужно заинтересовать, чтобы чего-то от него добиться. Поэтому постарайтесь придумывать различные игры, которые будут включать в себя запоминание слов и предложений. Вместо текстов давайте ребенку разучивать стихотворения, так как они даются гораздо легче, а ритмичность их произнесения всегда радует детей. Позже можно переходить уже и на более серьезные варианты, но все время помните о том, что детям должно быть интересно, иначе результаты окажутся мизерными.

Тренинги

Если же речь идет о взрослых людях, то такие простые методики будут иметь далеко не самую впечатляющую эффективность. Поэтому вам нужно обратить внимание на тренинги, которые могут порекомендовать психологи.

Одним из самых популярных является повторение теленовостей. Суть его заключается в том, что при просмотре новостей вам необходимо повторить то, что говорил ведущий, как можно более точно. Так вы сможете развивать свою вербальную память намного более эффективно, чем когда вы просто читаете и заучиваете какой-либо текст.

Возрастные особенности памяти

Естественно, когда человек стареет, то его память значительно ухудшается. Однако при этом стоит отметить, что при попытке воспроизвести прочитанный только что рассказ, семидесятилетние люди показывают не худший результат, чем двадцатилетние. Но если попросить их постараться воспроизвести как можно более точно этот же рассказ через полчаса после прочтения, молодые люди справляются с задачей уже намного лучше.

Вербальная память – это память, которая отвечает за способность человека запоминать любую текстовую информацию. Как правило, запомнить просто текст бывает довольно сложно. Специалисты советуют справлять с эти довольно просто: к словам подбирать яркие зрительные, тактильные, эмоциональные ассоциации, позволяющие значительно легче.

Вербальная и невербальная память

Вся информация, которая поступает извне, может быть вербальной, то есть словесной, и невербальной, то есть не связанной с речевым обозначением (это лица, маршруты, музыка, запахи и т.д.). Как правило, у человека один из этих двух видов памяти развит лучше, чем второй.

Левое полушарие головного мозга более способно к запоминанию вербальной информации, а правое – к обработке невербальной. Это соответствует общему разделению функций головного мозга. У 66% всех левшей мозг работает аналогичным образом, и лишь у 33% из них наблюдаются изменения в функционировании полушарий головного мозга.

Развитие вербальной памяти

Вербальная память отвечает, прежде всего, за возможность воспроизведения текстовой информации. Поэтому для развития ее необходимо обратиться именно к текстам.

Например, в любом возрасте прекрасно подойдет такой вид тренировки памяти, как Вовсе не обязательно выбирать сразу сложные произведения, можно выбрать для начала короткие и простые тексты, в которых нет сложных или устаревших слов и выражений, которые не свойственны современному языку.

После того, что вы уже освоите разучивание стихов, вы заметите, что запоминать тексты вам будет все проще и проще. После этого можно перейти на монологи героев из пьес или более сложные тексты. В результате такой работы вам будет проще воспринимать и передавать любую вербальную информацию.

Вв

Вагобондаж

Вагобондаж (синоним: дромомания) – алогичное непреодолимое стремление человека, пребывающего в благополучной социальной среде, к бродяжничеству. Проявляется стремлением блуждать, менять места пребывания, жить вне дома, общаться со специфическим контингентом.

Вдохновение

Вдохновение – особое эмоциональное состояние личности, для которого характерно сочетание факторов: громадный подъем жизненных сил, сильное психоэмоциональное напряжение, творческий азарт, высокая производительность труда, удивительная результативность.

Вегетативная нервная система

Вегетативная нервная система (синоним: автономная, висцеральная) – условно отдельная независимая структура нервной системы человека, разделяемая на два отдела: симпатический и парасимпатический. Работа вегетативной нервной системы контролируется особым сегментом, расположенным в гипоталамическом отделе головного мозга, однако не подлежит управлению со стороны сознания человека. Регулирует функционирование внутренних органов, желез внутренней и внешней секреции, управляет непроизвольными функциями организма. Поддерживает гомеостаз, обеспечивает сохранение на заданном уровне артериального давления, температуры организма, деятельность кровеносных и лимфатических сосудов.

Ведущая деятельность

Ведущая деятельность – теоретически созданная конструкция для обозначения деятельности индивида, которая способствует зарождению, формированию и развитию главенствующих элементов для психологического развития личности. Является своеобразным критерием ступени его психического развития и фундаментом для перехода к новым формам активности и познания мира.

Вера

Вера – безоговорочное признание и искреннее принятие какого-либо факта, обстоятельства, модели. Истинное для человека иррациональное убеждение, абсолютная уверенность в чем-либо. Вера возникает без предварительной проверки логичности и адекватности явления из-за наличия у индивида субъективно правдивого и истинного умозаключения, она не требует доведения обоснованных аргументов и объективных доказательств.

Вербальная агрессия

Вербальная агрессия – вид агрессивных реакций человека, причиняющий реальный вред жертве путем выражения негативных чувств агрессора за счет тональных изменений вокала: крика, визга и определенного содержания речи: проклятий, оскорблений, угроз.

Вербальная память

Вербальная память – условный подраздел памяти, определяющий способность индивида закреплять, сохранять и воспроизводить элементы текстовой (речевой) информации.

Вербальное мышление (словесное)

Вербальное мышление (словесное) – целенаправленная мыслительная деятельность, основанная на наличии знаний в словесной форме об окружающем мире в виде определений, суждений, умозаключений, результат которой можно выразить с помощью слов.

Вербигерация

Вербигерация – ритмичный, монотонный, беспрерывный, бессмысленный и бесцельный повтор каких-либо слогов, слов, словосочетаний или фраз.

Вершинные переживания (пиковые)

Вершинные переживания (пиковые) – термин, введенный А. Маслоу, как обобщающее обозначение личных субъективных положительных переживаний человека: любовью, беспредельным счастьем, гармонией, озарением, сознанием полноты существования, «абсолютной истиной».

Виды действий

Виды действий – разделение процессов деятельности человека на различные виды, относимые к разным уровням. Согласно С. Рубинштейн выделяют: рефлекторные движения (инстинктивные действия), импульсивные действие (происходящие при отсутствии или минимуме контроля), волевые (акты с обязательным участием сознания).

Виды памяти

Виды памяти – структурирование элементов памяти по разным критериям. По характеру запоминания информации дифференцируют на типы памяти: зрительная, слуховая, осязательная. По продолжительности хранения данных: сенсорная, кратковременная, долговременная. По протекающим процессам: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание. В зависимости от преобладающей психической деятельности: двигательная, эмоциональная, образная, словесно-логическая. От наличия целей: произвольная и непроизвольная.

Визуализация

Визуализация – процесс и методы преобразования абстрактной информации в наглядный вид. Способ сознательного формирования образов в сознании, что приводит к возникновению определенных ощущений. Создание в воображении макета желаемой реальности, практический инструмент в психологии для достижения поставленных целей.

Вирусы психические

Вкус

Вкус – в физиологии один из видов ощущений, элементарный процесс, стартующий вследствие воздействия конкретного раздражителя на соответствующий рецептор. В европейской культуре выделяют четыре базовых вкуса: кислый, сладкий, горький, соленый. В эстетике вкус – категория, обозначающая наличие у индивида предпочтений и собственной точки зрения об определенных объектах и явлениях.

Власть

Власть – наличие у индивида потенциала и способности навязать свое мнение окружающим, принудить действовать по своей воле, воздействовать на поведение, подчинить своей воли, не встречая сопротивления.

Влечение

Влечение – первичное инстинктивное состояние, не обработанная сознанием потребность, субъективное тяготение к цели, приводящее в состояние эмоционального напряжения и побуждающее предпринимать какие-то действия для удовлетворения желания.

Вменяемость

Вменяемость – термин, обозначающий нормальное состояние психического здоровья, выражающееся в способности личности отдавать отчет в своих поступках и сознательно управлять своими действиями.

Внимание

Внимание – важное и необходимое условие для осуществления всех видов деятельности человека. Динамичный целенаправленный процесс с определенной избирательной направленностью, подразумевающий сосредоточение сознания, предполагающий усиление сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности.

Внутренние преграды

Внутренние преграды – набор особых черт характера человека, ограничивающий или препятствующий свободному выбору модели поведения, приводящий при наличии соответствующих обстоятельств к внутреннему конфликту.

Внутренний конфликт

Внутренний конфликт – в норме: естественное состояние здоровой особы, необходимое для дальнейшего развития личности. Однако затяжное столкновение разнонаправленных желаний индивида, длительное противостояние разных потребностей и мотивов, ярые противоречия в структуре личности выступают фундаментом для расстройств психической сферы.

Внутренняя речь

Внутренняя речь – форма речи, отличная от звуковой (внешней) речи, возникающая в процессе мышления. Универсальный механизм, направленный на разрешение разнообразных задач в уме и мысленное планирование, позволяющий лучше понимать обращения других людей, читать про себя и запоминать информацию.

Внушаемость

Внушаемость – степень индивидуальной податливости человека, уровень готовности личности подчиниться воздействиям извне, своеобразный индикатор способности погрузиться в гипноз.

Возрастные кризисы

Возрастные кризисы – трудные временные периоды в психологическом аспекте, связанные с пребыванием в определенной возрастной категории. Естественные процессы, необходимые для нормального поступательного развития личности, для которых характерна значительная перестройка психической деятельности.

Возрастные особенности

Возрастные особенности – ряд естественных психофизиологических особенностей, свойственных человеку в определенном возрасте. Специфические свойства личности, которые закономерно изменяются в определенные периоды жизни.

Воля

Воля – особая форма организации активности и поведения личности, ориентированная на преодоление имеющихся преград для достижения поставленной цели. Способность сознательно управлять своим поведением и контролировать свои эмоции, возможность целенаправленно концентрировать усилия.

Воображение

Воображение – способность человека погрузиться во внутренний мир. Возможность на основе ранее воспринятых впечатлений создавать мысленно новые образы, представления, идеи и манипулировать ими.

Восприятие пространства

Восприятие пространства – способность индивида воспринимать характеристики о пространственном расположении объектов и формировать суждения об их форме, размерах, взаимном расположении.

Воспроизведение

Воспроизведение – вид действия в структуре памяти, направленный на актуализацию информации, полученной в прошлом, например: узнавание знакомого человека.

Высшие психические функции

Высшие психические функции – теоретический конструкт, обозначающий совокупность наиболее сложных специфических произвольных процессов человеческой психики, управляемых сознанием личности. Они социальны по своему происхождению, сформированные под влиянием человеческой культуры, а не являются врожденными, генетически обоснованными компонентами психики. В их числе: восприятие, память, мышление, речь. В научной среде не имеется единой точки зрения о правомерности отнесения к высшим психическим функциям внимания, воли, мотивации, чувств и эмоций.

Вытеснение

Вытеснение – один из защитных механизмов в психологии, суть которого: активное, сознательное, мотивированное устранение каких-либо фактов из сознания путем умышленного игнорирования и целенаправленного забывания. Нередко бессознательный процесс удаления из пространства восприятия невыгодных, неудобных или мешающих обстоятельств.

Выученная беспомощность

Выученная беспомощность – приобретенное состояние, проявляющееся в нарушении мотивации. Возникает как следствие пережитой индивидом неподконтрольной ситуации, событий, результат которых не зависит от прилагаемых человеком усилий. Проявляется в том, что личность не предпринимает никаких шагов для улучшения своего состояния, не старается устранить негативные обстоятельства, не стремится получить позитивные стимулы, хотя такая возможность у него имеется.