Ричард султанов и его работа в крупных транспортных компаниях. Ричард султанов не оправдал надежд

Уже многие годы идут разговоры о запуске пассажирского железнодорожного сообщения между аэропортом Пулково и одним из железнодорожных вокзалов в центре Санкт-Петербурга. В конце мая, в рамках ПМЭФ-2018, было подписано соглашение о реализации проекта, который будет проходить в формате государственно-частного партнерства. Это важное событие, так как фактически был дан старт амбициозному начинанию с объемом инвестиций более 18 миллиардов рублей. Мы обсудили запуск «Аэроэкспресса» в Санкт-Петербурге с Ричардом Султановым, экспертом в железнодорожной отрасли. Он работал над первоначальной концепцией проекта в 2011-2012 годах, отвечал за разработку технико-экономического обоснования, прогнозирование пассажирских потоков и разрабатывал операционную модель потенциального проекта.

Ричард Султанов: «Аэроэкспресс» в Санкт-Петербурге - сложный проект с отличными шансами на успех. И он пойдет городу на пользу»

О сроках реализации проекта

В: Санкт-Петербург наконец-то получит «Аэроэкспресс»? Почему это заняло так много времени и пойдет ли процесс реализации проекта быстрее после недавнего экономического форума?

Ричард Султанов: Мне кажется, что подписание соглашения в рамках недавнего ПМЭФ означает, что проект наконец-то получил официальный зеленый свет для реализации. Намерения сторон весьма серьезные, есть понимание и последовательный план реализации проекта. Долгое время шло обсуждение целесообразности проекта, так как у «Аэроэкспресса» был конкурент - проект «надземный экспресс». Это проект легкорельсового транспорта, простыми словами скоростной трамвай. Но со временем «Аэроэкспрессу» удалось доказать свою привлекательность и преимущества для города и вариант с «надземным экспрессом» отпал. К тому времени грянул экономический кризис и пассажиропоток аэропорта Пулково начал снижаться, ключевая ставка взлетела, экономика ушла в рецессию. Это, конечно же, не лучшее время для начала столь масштабного проекта и таких крупных инвестиций. Но сейчас мы видим, что экономика адаптировалась, ситуация стабилизировалась, пассажиропоток аэропорта Пулково достиг рекордного показателя в более 16 миллионов пассажиров, и ожидается дальнейший рост вплоть до 25 миллионов пассажиров к 2020 году.

О пассажиропотоке

В: Вы акцентируете внимание на пассажиропотоке - могли бы поподробнее рассказать о важности данного показателя для успешности подобных проектов железнодорожного сообщения «аэропорт-город»?

Ричард Султанов: Пассажиропоток - это ключевой драйвер подобных проектов во всем мире. Во-первых, он влияет на выручку и в конечном итоге окупаемость проекта. Но только этим экономику подобных проектов не объяснить. Важное значение имеет цена билета, она также существенно влияет на пассажиропоток. Здесь много как психологических, так и практических моментов. Об этом не так давно рассказывала пресса на примере «Аэроэкспресса» в Москве, и это настоящий вызов. Стоимость услуг такси значительно снизилась и стала очень доступна, сервис легко заказать через множество агрегаторов, конкуренция на рынке такси сейчас весьма высокая. Важно также учитывать, путешествуете вы один или компанией, много ли у вас с собой вещей, в какое время вы улетаете или прилетаете. Плюс есть фактор возможной неравномерной загрузки поездов. Из города люди боятся попасть в пробки, спешат на рейс. Возвращаясь же, они уже не так торопятся. Все эти моменты перевозчику приходится учитывать. Стоимость проезда должна быть комфорта как для петербуржцев, так и для гостей города, но при этом обеспечивать максимальную загрузку подвижного состава и окупаемость проекта в запланированные сроки.

Об удобстве для горожан

В: А насколько важен интервал движения поездов?

Ричард Султанов: Здесь две важные составляющие - стоимость проезда и частота движения поездов (расписание). На этом строится и экономика проекта - выручка и расходы. Чем чаще ходят поезда, тем больше растут расходы, и очень важна заполняемость поездов. При этом если поезда будут ходить недостаточно часто, скажем каждые 30 минут, это хороший ориентир и именно то, что мы имеем в Москве, то, выйдя из терминала, люди или сядут в такси, или на первую маршрутку, доедут до станции метро «Московская», запрыгнут в метро и будут в центре через 30 минут. В итоге они потратят 100 рублей и будут понимать, что движутся к точке назначения. Психология здесь важна. Расписание должно быть регулярным и легким для восприятия пассажиров. Мировой опыт показывает, что интервал движения поездов в 30 минут является хорошим бенчмарком. Возможен интервал в 15 минут, но здесь или пассажиропоток должен быть гигантским, или цены на такие поезда существенно выше. Также поезда должны ходить с раннего утра до позднего вечера, желательно без технических перерывов. И последнее - предельно важен изначальный высокий уровень предложения - запустив одно расписание и частоту движения поездов, не следует их никак ухудшать. Это плохо влияет на восприятие сервиса потенциальными пассажирами, делает его менее привлекательным.

В: Насколько важна инфраструктура?

Ричард Султанов: Это еще один фактор влияния на пассажиропоток. Выбор вокзала в центре города должен быть оптимальным в плане транспортных связей, расположения выхода из метро и самого терминала «Аэроэкспресса». Это влияет на время в пути и привлекательность маршрута, так как люди хотят добраться до вокзала быстро и недолго идти с багажом. И, конечно же, очень важно расположение в самом аэропорту. Терминал должен быть максимально интегрирован в аэровокзальный комплекс. Добраться до него должно быть легко и быстро. Иначе это еще одно потенциальное неудобство, которое может негативно повлиять на спрос. И опять же стоит думать о потенциальных конкурентах (такси, автобус) - они довезут пассажира фактически до дверей терминала.

Страница:

Ричард Султанов - директор по стратегическому маркетингу, развитию и коммуникациям, получивший образование за рубежом и делающий успешную карьеру в России.

Учёба и практика Ричарда Султанова за рубежом

Стратегия компании - это приоритет для достижения целей, чёткий план развития.

Султанов Ричард

Ричард родился в 1986 году в Ленинграде. Когда ему было 12 лет, семья приняла решение временно сменить место жительства, выбрав новым домом США. Именно там молодой человек продолжил учёбу сначала в школе, а затем и в университете.

Университет Калифорнии (University of California) Ричард закончил с отличием - так же как и до этого школу. В процессе учёбы он принимал участие в общественной жизни, занимался в различных бизнес клубах, активно поддерживал отношения с русскоязычным сообществом. А по окончании ВУЗа, решил продолжить образование, поступил и успешно прошел обучение в Лондонской Школе Экономики и Политических наук.

Начало карьеры Ричарда в России

Ещё во время учёбы Ричард получил приглашение по работе от российской Первой Грузовой Компании (ПГК). В его обязанности входило создание новой стратегии ПГК. В её рамках он отвечал за финансы, осуществлял сделки, работал с инвесторами. Следующим местом работы Ричарда стала компания АИКОМ. Его деятельность в ней была связана с разработкой проектов развития железнодорожного транспорта за рубежом и в России.

Успех Ричарда в компании Brunswick Rail

Brunswick Rail - крупнейшая компания, занимающаяся лизингом железнодорожных вагонов. И именно этот флагман обратил внимание на Ричарда Султанова как на многообещающего специалиста с опытом в транспортной сфере. Он перешел в эту компанию в 2014 году. Приступив к работе, он быстро получил повышение и занял пост Директора по стратегическому маркетингу, развитию и коммуникациям.

В обязанности Ричарда входил анализ рынков (ж/д, финансовых и прочих), разработка стратегии организации, воплощение в жизнь разных проектов компании. Кроме всего этого, на его счету помощь в осуществлении проекта реструктуризации долга фирмы, работа по изучению финансовой целесообразности и эффективности введения новых вагонов; работа с документами для совета директоров Brunswick Rail и многое другое.

Ричард Султанов, экс-директор Brunswick Rail и эксперт в сфере железнодорожного транспорта: «Приватизация железных дорог в России - это сложная задача, которая потребует системного подхода»

Мы часто слышим о приватизации. Например, Правительство Российской Федерации ставит жесткие цели по приватизации ряда крупнейших активов. Но целесообразна ли приватизация такого ключевого актива как железные дороги? Возможна ли приватизация и будет ли эффект от этого положительным для страны и ее граждан? Эту важную и весьма сложную тему мы обсудили с Ричардом Султановым (Richard Sultanov). Он уже долгие годы работает в сфере железнодорожного транспорта, на протяжении нескольких лет отвечал за стратегию в крупнейшей дочерней компании РЖД ОАО «ПГК», руководил стратегическим маркетингом и финансами в Brunswick Rail, крупнейшей частной лизинговой компании с парком более 25 000 вагонов.

В чем смысл приватизации государственных активов? Есть ли конкретная цель?

Ричард Султанов: Приватизация государственных компаний в целом укладывается в логику рыночных реформ. Через приватизацию можно улучшить эффективность предприятия, повысить уровень корпоративного управления, но самое главное – приватизация - это источник средств для первоочередных задач. При этом государство может оставаться ключевым акционером, оставить за собой блокпакет акций. В последние годы государство делает конкретные целенаправленные шаги по улучшению эффективности предприятий, например, путем привлечения независимых директоров в состав советов директоров. Сама приватизация может происходить в различных формах. Это может быть IPO или продажа стратегическому инвестору.

Возможна ли приватизация ключевого актива в железнодорожной отрасли – компании РЖД?

Ричард Султанов: Во-первых, я бы хотел отметить, что деятельность РЖД является весьма сложной. Перевозки пассажиров очень отличаются от грузовых перевозок по прибыльности. Но даже в части грузовых перевозок существую классы грузов и кросс-субсидирование. Железнодорожные перевозки - это не просто бизнес, а удовлетворение критических потребностей нашей экономики и граждан. Реформа МПС уже дала свои плоды. Существенно был обновлен парк как грузового, так и пассажирского подвижного состава, полностью приватизирована Первая Грузовая Компания, была создана Вторая Грузовая Компания (ныне ФГК). Есть видимые и ощутимые результаты по ряду направлений, сама компания работает эффективно. Но если принимать во внимание сложность бизнеса и стратегическую важность железнодорожной компании для страны, то целесообразность приватизации всей компании полностью пока неочевидна. Могут быть приватизированы отдельные блоки или направления с понятной бизнес-моделью. В этой ситуации сложность не только в принятии решения - продавать или не продавать, но и в интересе того или иного инвестора в покупке актива. Они хотят четко понимать перспективы своих вложений и иметь возможность влиять на принятие решений, управлять компанией и развивать бизнес.

Частные железнодорожные компании существуют в ряде стран. Почему это невозможно в России?

Ричард Султанов: Я бы сказал, что, во-первых, важно иметь ввиду положение монополии на рынке. Безальтернативность железнодорожных перевозок является еще одним важным фактором. В каких-то странах железные дороги были изначально частными и строились частными инвесторами. Если посмотреть на США, то там есть Union Pacific, есть BNSF Уорена Баффета. Схожая ситуация и в Канаде. Этим железнодорожным компаниям принадлежит все – и рельсы, и локомотивы, и часть парка вагонов, которые не в лизинге. Это совершенно иная бизнес-модель. И очень важным моментом является тот факт, что эти железнодорожные компании занимаются исключительно грузовыми перевозками. Ответственность за перевозки пассажиров, деятельность которая не всегда прибыльна, лежит на Amtrak, которая является частью государства. Также в Германии долгие годы шли разговоры и дискуссии о приватизации Deutsche Bahn, но пока этого не произошло. Были выделены отдельные компании, которые отвечают за отдельные задачи, например, за инфраструктуру или пассажирские перевозки, но приватизации пока нет не дали зеленый свет - это весьма сложная задача. В России уже сделано очень много, в том числе и допуск частных локомотивов на определенных направлениях к сети РЖД.

Но возможна ли в России приватизация отдельных активов?

Ричард Султанов: Да, это возможно и уже происходит. Я уже упомянул ПГК, есть и «Трансконтейнер», а также десятки других предприятий. Инвесторы видят огромный потенциал железнодорожного транспорта в нашей стране, это очень важная отрасль и многие активы им весьма интересны. Но в любом случае за государством скорее всего останется критически важная инфраструктура и локомотивная тяга. С локомотивами все очень непросто, они весьма дорогие. Также с логистической точки зрения частной компании будет весьма сложно управлять тягой по всей стране.

Ричард Султанов – российский топ-менеджер, экс-Директор компании Brunswick Rail по стратегии, маркетингу, развитию и связям с инвесторами, эксперт в области корпоративных финансов и в железнодорожной отрасли.

Появился на свет 16 февраля 1986 года в городе Ленинград (ныне Санкт-Петербург). В 1993 году пошел в санкт-петербургскую школу №328 с углубленным изучением английского языка. Упор на изучение этого языка не прошел даром, так как Ричард Султанов вместе с семьей временно перебрался в США, где с 1999 года по 2003 года учился в школе города Кармел.

Это учебное заведение Ричард Султанов окончил с наивысшим средним баллом и получил несколько наград за отличные результаты на выпускных экзаменах.

После окончания школы в 2003 году Ричард Султанов выиграл стипендию на обучение в Университете Калифорнии в городе Девис, где он изучал экономику, финансы и менеджмент. Во время учебы Ричард Султанов участвовал в зарубежной летней образовательной и языковой программе в университете им. Генриха-Гейне в немецком городе Дюссельдорф.

После получения диплома Университета Калифорнии в 2007 году Ричард Султанов поступил на магистерскую программу в Лондонскую Школу Экономики (LSE). Во время учебы проходил стажировку в консультационном подразделении компании Lufthansa, где работал с крупными инвесторами в сфере авиационной инфраструктуры в России и странах СНГ.

В 2009 году Ричард Султанов выдержал большой конкурс и был принят на должность начальника отдела развития ОАО «Первая Грузовая Компания», крупнейшей «дочки» ОАО «РЖД». На этой должности он разрабатывал долгосрочную стратегию развития, стратегию корпоративного управления, принимал участие в ряде ключевых проектов, осуществлял предпродажную подготовку компании в 2011 году.

С 2011 по 2014 годы Ричард Султанов работал в компании АИКОМ, входящей в список Fortune 500. Там он руководил несколькими крупными проектами, в том числе разработкой Транспортного и Логистического Мастерплана для правительства Казахстана, маркетинговых стратегий для крупнейших производителей железнодорожного подвижного состава, технико-экономическим обоснованием для потенциального запуска «Аэроэкспресса» в Санкт-Петербурге.

В 2014 году Ричард Султанов был консультантом ОАО «Скоростные магистрали» (еще одна «дочка» ОАО «РЖД) по строительству высокоскоростной магистрали «Москва-Казань». Ричард Султанов работал над инвестиционными меморандумом и деклараций, был ответственным за проведение масштабного роуд-шоу потенциальных партнеров строительства.

В том же 2014 году Ричард Султанов был приглашен в компанию Brunswick Rail на должность руководителя департамента маркетинга и стратегии. В Brunswick Rail Ричард Султанов курировал изучение состояния рынка перевозок, занимался поддержанием связей с инвесторами, разрабатывал стратегию Brunswick Rail для каждого эксплуатируемого вида подвижного состава, прогнозировал ставки и дальнейшее развитие железнодорожного рынка. Работал в рамках проекта по реструктуризации долга Brunswick Rail, который был успешно завершен в 2017 году. Благодаря успешной работе был повышен в должности до Директора по стратегии, маркетингу и развитию.

Помимо железнодорожной отрасли Ричард Султанов интересуется рынком криптовалют и ICO.

Главным хобби Ричарда Султанова является авиация. Свой первый одиночный полет он совершил в 16 лет. Сдал экзамен и получил лицензию пилота в 17-летнем возрасте. На сегодняшний день Ричард Султанов пилотировал более 50 различных самолетов, осуществлял взлеты и посадки из крупных аэропортов США и Европы.

Очередная Russian Film Week и премия Golden Unicorn состоится в Лондоне в конце года.

Ричард Султанов: «Неделя российского кино в Лондоне – это не только прекрасная новая традиция вне политики, которая повышает понимание России и русской культуры на Западе в это непростое в плане геополитики время, но и строжайший тест для российского кинематографа».

18 мая на Каннском фестивале была презентована панорама российского кино в Лондоне Russian Film Week и премия Golden Unicorn. Российские фильмы будут показывать с 25 ноября по 2 декабря в Лондоне, Кембридже, Оксфорде, Эдинбурге и других городах Великобритании, а вручение премии Golden Unicorn состоится 1 декабря в Sheraton Grand Hotel на Лондоне. Награды будут вручаться фильмам, которые были завершены не позднее 1 июля 2017 года.

Церемония Golden Unicorn первый раз прошла в 2016 году и с тех пор награды регулярно вручаются в конце года. Сама идея премии родилась из желания российских и британских кинематографистов навести культурные мосты между государствами, а также продвинуть на Западе российское кино, которое, к сожалению, не получает того количества внимания, которого оно заслуживает. Золотой единорог был выбран символом премии так как это существо появляется как в русском, так и в британском фольклоре, а кроме того единорог – это современный символ Великобритании и один из символов российского государства XVI века.

Вручать премию будут в 10 номинациях:

Лучший игровой фильм,

Лучшая женская роль,

Лучшая мужская роль,

Лучший сценарий,

Лучший зарубежный фильм о России или на российскую тематику,

Лучший короткометражный фильм,

Лучший анимационный фильм,

Лучший документальный фильм.

Кроме того, будут вручены две особые награды:

Молодое дарование,

За вклад в продвижение российской культуры за рубежом.

Определять победителей будет авторитетное жюри, состоящее из кинематографистов, критиков и деятелей культуры, причем российские фильмы будут оценивать британцы и представители стран Западной Европы, а международные картины будут оцениваться россиянами. В состав жюри в 2018 году вошли актриса Ольга Куриленко, режиссер Федор Бондарчук, программный директор British Film Institute Стюарт Браун, писатель, обозреватель «Financial Times» Эндрю Джек, продюсер Дэвид Келли, профессор Питтсбургского университета, киновед Нэнси Конди, Директор издательства Pushkin Press Адам Фрейденхайм, Директор Американской киноакадемии по Европе Кэрола Эш, кинокритик Антон Долин и режиссер Олег Асадулин.

Помимо кинопоказов и вручения наград в программе фестиваля предусмотрены множество дополнительных мероприятий, таких как выставки, мастер-классы, творческие вечера, концерты, а также Форум кинопроизводителей на котором киношники смогут наладить контакты в индустрии и представить свои проекты профессиональному сообществу.

Почему фестиваль Russian Film Week так важен для продвижения российской культуры на Западе и налаживания культурных связей между Россией и Великобритании объясняет – российский бизнесмен и топ-менеджер, который долгое время жил в Лондоне:

: Russian Film Week и Golden Unicorn проводятся как нельзя кстати в это непростое время недопонимания между странами, когда заголовки газет пестрят негативом. Объективно отношения между Россией и Великобританией сейчас очень напряжены на государственном уровне, сторонам тяжело вести конструктивный диалог из-за разногласий. Но это не значит, что стоит останавливать все связи.

Например, культурные стоит наоборот продвигать и наращивать. Мне кажется, что важным сигналом России миру является открытость нашей страны. Мы хотим, чтобы люди познали нашу культуры и достижения в мире искусства, кинематографа, чтобы у людей была возможность узнать о стране и культуре как можно больше. На Западе очень много ценителей русского искусства и это огромный плюс для нашей страны. Russian Film Week дает жителям и гостям Лондона именно эту возможность.

Западный зритель сможет окунуться в поистине другой мир и понять тонкости русской культуры, истории и жизни. От повседневного быта до «загадочности русской души» о которой так часто говорят иностранцы. А для наших соотечественников, которые живут в Великобритании, это также отличная возможность посмотреть наиболее интересные российские ленты, особенно мировые премьеры. Даже жители России стремятся посетить это грандиозное событие, хотя прямо здесь у нас есть и ММКФ, и ТЭФИ в Сочи. Это означает, что Russian Film Week завоевало доверие и престиж. Масштаб фестиваля также впечатляет – в 2017 году мероприятие посетили более 100 продюсеров и актеров из России, Великобритании и Европы. Гостей было примерно десять тысяч человек.

Поможет ли Russian Film Week выйти российскому кинематографу на качественно новый уровень?

: Безусловно да. Это новая добрая традиция, которая открывает большие возможности для современного российского кинематографа, открывает для него мировой экран. И положительный эффект от кинофестиваля идет далеко за пределы самой Russian Film Week. К сожалению, наше отечественное кино малоизвестно в других странах и сейчас есть отличная возможность поправить эту ситуацию. В России наши власти делают правильные шаги по популяризации и приоритезации российского кино на экранах кинотеатров страны. Это делается во многих других странах, например, во Франции и здесь нет ничего плохого, особенно учитывая, что часто это исторические ленты и в целом масштаб финансирования российского кино и возможности российской киноиндустрии намного скромнее студий в США или Европе.

Есть ли шанс у российского кино стать по-настоящему массовым?

: Мне кажется, что подобные мероприятия как раз и определяют массовость кино и оценивают его шансы на мировой успех. Массовость означает еще и коммерческий успех, кассовые сборы. Russian Film Week – это строжайший и наиболее объективный тест для российских лент. Зачастую у нас самих глаз как бы замылен – есть известные и любимые нами актеры, есть грандиозные российские режиссеры. Мы готовы идти смотреть тот или иной фильм уже ради этого. Но у западного зрителя нет такого взгляда, он наиболее честный и непредвзятый зритель и их может одинаково восхитить картина, как и известного режиссера со звездным составом, так и никому неизвестные имена. В этом и прелесть такого формата.

Также, на мой взгляд, такая международная площадка дает возможность понять насколько наше российское кино понятно иностранному зрителю, не слишком ли в нем много очень тонких нюансов, требуются ли дополнительные знания для полного понимания и осознания. Здесь требуется весьма тонкий баланс между сохранением уникального почерка российского кинематографа и досадным «lost in translation».