Программа подростковой театральной студии. Программа театральной студии

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования города Москвы

«Московский колледж градостроительства и предпринимательства»
(ГБОУ СПО МКГП)

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ Протокол заседания Зам. директора по УВиСР
Методического совета колледжа
№___от __________________ __________Н.В. Гарусова
«__» ____________ 2014 г

Дополнительная программа творческого направления

Театральная студия МКГП «Профиль»

кандидат филологических наук,

преподаватель русского языка и литературы

Москва

2014

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка………………………………………………………………...3

2.Учебно-тематический план …………………………………………………………….5

3. Содержание программы ……………………………………………………………….6

4. Методическое обеспечение……………………………………………………………8

5. Список литературы……………………………………………………………………10

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная образовательная программа театра-студии имеет социально- педагогическую и художественно – эстетическую направленность.

Важная роль в духовном становлении личности принадлежит театральному искусству, которое, удовлетворяя эстетические потребности личности, обладает способностью формировать ее сознание, расширять жизненный опыт и обогащать чувственно-эмоциональную сферу. «Значение произведений искусств заключается в том, что позволяют «пережить кусочек жизни» через осознание и переживание определенного мировоззрения, чем «создают определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (Б.В.Теплов).

Совершенствование «аппарата переживания» (К.Станиславский) и «аппарата осмысления» через развитие театральных способностей, творческого мышления и творческой активности на основе классической театральной культуры способствует духовному, социальному и профессиональному становлению личности ребенка.

Актуальность программы театра-студии определяется необходимостью успешной социализации ребёнка в современном обществе, его жизненным и профессиональным самоопределением, продуктивным освоением социальных ролей в широком диапазоне и творческой реализацией. Программа объединяет в себе различные аспекты театрально-творческой деятельности, необходимые как для профессионального становления, так и для практического применения в жизни.

Новизна

В рамках модернизации российского образования (в частности, дополнительного) изменены концептуальные подходы и методологические установки к образовательному процессу по причине ограниченности, схоластики и неэффективности:

смещены акценты с освоения фундаментальных знаний по предмету на социализацию и профессионализацию личности средствами современных знаний и технологий по направлению деятельности;

изменены подходы к структуре и содержанию образовательного процесса с учетом интеграции общего и дополнительного образования;

модифицировано содержание программы в контексте профессионального непрерывного образования;

усовершенствована структура образовательного процесса за счет внедрения комплекса интегрированных учебных дисциплин: актёрское мастерство, сценическая речь, сценическое движение;

изменены подходы к реализации долгосрочной программы (поэтапно с учетом возрастных особенностей);

внедрены инновационные технологии и эффективные методические разработки адаптивная технология системы обучения А.С.Границкой, педагогики сотрудничества В.А.Караковского, диалог культур М. Бахтина - В. Библера и методики создания коллектива А.С.Макаренко, коллективной творческой деятельности (КТД) И.П. Иванова.

Педагогическая целесообразность программы

Реализация программы позволяет включить механизм воспитания каждого члена коллектива и достичь комфортных условий для творческой самореализации.
Комплексная, профессионально-ориентированная программа в контексте заданной цели, интегрирует усилия профессиональной и социальной педагогики. Она предоставляет возможность, помимо получения базовых знаний, эффективно готовить воспитанников к освоению накопленного человечеством социально-культурного опыта, безболезненной адаптации в окружающей среде, позитивному самоопределению. Обучение подростков отличается практической и гуманитарной направленностью.

В основу данной программы положены следующие педагогические принципы:

Принцип гуманизации;

Принцип природосообразности и культуросообразности;

Принцип самоценности личности;

Принцип увлекательности;

Принцип креативности.

Личностно-ориентированный, интегрированный и культурологический подходы к образованию позволяют реализовать концепцию настоящей программы в полном объеме и добиться стабильных позитивных результатов.

Комплексно-целевой подход к образовательному процессу, предполагающий:

Дифференцированный подбор основных средств обучения и воспитания;

Демократический стиль общения и творческое сотрудничество педагога и учащегося;

Достижение заданных результатов на разных уровнях позволит интенсифицировать получение качественных результатов юных актёров.

Цель программы:

Развитие творчески активной личности воспитанника средствами театральной деятельности, содействие их жизненному и профессиональному самоопределению.

Задачи программы:

Обучить воспитанников основам театральной деятельности;

Сформировать навыки актёрского мастерства;

Развивать творческие артистические способности детей;

Развить коммуникативные и организаторские способности воспитанника;

Сформировать художественно- эстетический вкус;

Воспитывать социальную активность личности воспитанника.


Отличительные особенности дополнительной образовательной программы

1. Интеграция теории и практики, обусловленная спецификой предмета; интеграция социальной, профессиональной и общей педагогики позволяет учащимся, в процессе реализации настоящей программы, одновременно получать комплексные знания, развивать синтетические способности и совершенствовать навыки социального взаимодействия через репетиции, театральную деятельность (отчетные спектакли, конкурсы, фестивали), творческие встречи и мастер-класс профессиональных артистов. Такой комплексно-целевой подход к обучению интенсифицирует развитие детей и подростков, формирует устойчивую мотивацию к познанию, активизирует их творческую деятельность, способствует успешной социализации.

2. Настоящая программа, являясь альтернативой типовой, составлена с учетом гибкой и мобильной специфики дополнительного образования.

3. Концепция и содержание настоящей программы материализует идею творческого развития каждого ребенка и способствует дальнейшему их профессиональному росту в специализированных (театральных) учебных заведениях.

4. Реализация программы в режиме сотрудничества и демократического стиля общения позволяет создать личностно-значимый для каждого воспитанника индивидуальный или коллективный духовный продукт (в виде спектакля).

5. Личностно-ориентированный подход к образованию с использованием здоровьесберегающих технологий способствует сохранению и укреплению физического и социального здоровья воспитанника.

Занятия театральным искусством очень органичны для детей данного возраста, так как игра и общение являются ведущими в психологической деятельности. Огромная познавательная и нравственная роль театрального воспитания, развитие фантазии и наблюдательности, памяти и внимания, ассоциативного мышления, культуры чувств, пластики и речи, моделирование в игре жизненных ситуаций способствуют интенсивному формированию психической деятельности детей и подростков.

Программа рассчитана на 144 часа. Период реализации – сентябрь-май

2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Тематика занятий

Вид занятия

Количество часов

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕАТРАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА

20 часов

История театра и театрального искусства в России

Лекционно-практическое

Теоретические основы актерского мастерства

Лекционно-практическое

Теоретические принципы организации работы над спектаклем

Лекционно-практическое

Законы сценического действия

Лекционно-практическое

Теоретические основы сценической речи

Лекционно-практическое

Принципы построения литературной композиции

Лекционно-практическое

Принципы сценических движений

Лекционно-практическое

Лекционно-практическое

Репетиционно-постановочная работа

Лекционно-практическое

Репетиционно-постановочная работа

Лекционно-практическое

МАСТЕРСТВО АКТЕРА

30 часов

Школа психологического реализма и ее место в мировом театре.

Лекционно-практическое

Логика сценического действия. Импровизация. Принципы перевоплощения.

Лекционно-практическое

Перспектива актера и перспектива роли.

Лекционно-практическое

Зерно сценического образа.

Лекционно-практическое

Жанр и стиль. Профессиональная этика актера.

Лекционно-практическое

Средства актерской выразительности и способ перевоплощения в образ

Лекционно-практическое

Анализ материала роли.

Лекционно-практическое

Работа со специальной литературой, анализ произведений искусства и литературы при подготовке роли.

Лекционно-практическое

Самостоятельная (внерепетиционная) работа актера над ролью.

Лекционно-практическое

Фиксация сценического рисунка в репетиционном процессе

Лекционно-практическое

Общение со зрительской аудиторией.

Лекционно-практическое

Лекционно-практическое

Особенности существования и приемов.

Лекционно-практическое

Особенности существования и приемов.

Лекционно-практическое

Особенности существования и приемов.

Лекционно-практическое

СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ

20 часов

Техника речи – артикуляции, дикция, дыхание, голосоведение.

Лекционно-практическое

Орфоэпия. Фонетика. Логика речи.

Лекционно-практическое

Речевая характерность.

Лекционно-практическое

Логическая и звуковая перспектива.

Лекционно-практическое

Темпо-ритм в речи. Ведение диалога.

Лекционно-практическое

Работа над литературным материалом.

Лекционно-практическое

Основы теории стихосложения.

Лекционно-практическое

Логический анализ текста.

Лекционно-практическое

Художественное чтение.

Лекционно-практическое

Средства выразительного словесного действия.

Лекционно-практическое

ПЛАСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

10 часов

Основы сценического движения

Лекционно-практическое

Навыки рече-двигательной и вокально-двигательной координации.

Лекционно-практическое

Стилистика движений, манеры и этикет (светский, военный, сословный и т.п.)

Лекционно-практическое

Лекционно-практическое

Танец: классический станок, характерный станок

Лекционно-практическое

ГРИМ

10 часов

Основные гримировальные средства и техника их применения.

Лекционно-практическое

Исторический, характерный, национальный грим.

Лекционно-практическое

Портретный грим.

Лекционно-практическое

Лекционно-практическое

Самостоятельная работа актера над гримом заданного образа.

Лекционно-практическое

ОСНОВЫ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА. ЭТЮДЫ.

40 ЧАСОВ

цели

Практическое

Действенная задача. Этюды на достижение

цели

Практическое

Действенная задача. Этюды на достижение

цели

Практическое

Действенная задача. Этюды на достижение

цели

Практическое

Практическое

Оценка факта. Этюды на событие

Практическое

Оценка факта. Этюды на событие

Практическое

Оценка факта. Этюды на событие

Практическое

Оценка факта. Этюды на событие

Практическое

Этюды - наблюдения

Практическое

Этюды - наблюдения

Практическое

Этюды - наблюдения

Практическое

Практическое

Одиночные этюды на зону молчания

Практическое

Практическое

Сценическое общение. Коллективная согласованность

Практическое

Практическое

Взаимодействие с партнером. Контакт

Практическое

Практическое

Импровизация с партнером на заданную тему

Практическое

Этюды на сюжет сказки

Практическое

Этюды на сюжет небольшого рассказа

Практическое

Работа над отрывками из драматургических произведений.

Практическое

Практическое

Работа над ролью в учебном спектакле.

Практическое

Работа над ролью в учебном спектакле.

Практическое

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


1. Театральная игра

Тема «Театральная игра» нацелена на формирование духовной культуры студента. Согласно заданной цели, он способен решить одновременно несколько задач:

    через игру и коммуникативную деятельность – способствовать социализации студентов, развить творческие их способности и эмпатию, раскрыть индивидуальность, научить быть в гармонии с собой;

    через чтение и анализ художественной литературы – способствовать формированию духовной культуры, выработать отношение к истинным ценностям, (в том числе, к художественному слову), воспитать эстетический вкус.

Реализация программы позволяет педагогу увидеть обучающегося в активной деятельности, сформировать индивидуальный план его развития и своевременно скорректировать издержки.


2. Актерское мастерство

Программа данного курса позволяет воспитывать юного актера в «естественной среде», т.е. на , репетициях, в процессе работы над ролью. Эффективность обучения и развития обучающегося достигается благодаря интеграции теории и практики. Такой подход снабжает воспитанника театральной студии необходимым опытом и техническими навыками для дальнейшего самосовершенствования.

Данный курс органично вытекает из учебной дисциплины «Театральная игра».

Курс «Актерское мастерство» нацелен:

    на раскрытие творческой индивидуальности воспитанника через освоение техники работы над собой;

    на развитие психотехники через процесс работы над образом;

    на освоение техники воплощения и переживания через художественный метод в искусстве.

Первостепенная задача органического существования актера в условиях сцены решается при условии:

    применения метода индивидуально-группового тренажа;

    постоянного присутствия зрителя, наблюдающего за его игрой (любой человек в зале).

Коллективная импровизация, тема которой задается педагогом, является обязательным условием реализации программы и одновременно «диагностическим» методом каждого тренировочного занятия.

Рефлексия результатов индивидуальной и коллективной деятельности помогает педагогу интенсифицировать не только образовательный процесс, но и психический, успешно развивая в ребенке творческое воображение, активное внимание, память, ритм, логику, сценическое самочувствие.

В театре-студии широко применяется «инструкторский» метод, согласно которому более опытные ребята обучают менее подготовленных (разумеется, под наблюдением педагога). Используемые методы способствуют развитию социальных навыков: социального взаимодействия и социальных взаимоотношений (коллективизма и ответственности).

Оптимальная наполняемость группы 12-20 человек. Практикуются занятия малыми группами (2-5 человек), групповые и индивидуальные репетиции. Форма одежды свободная и спортивная.


3. Сценическая речь

Цель: развитие психотехнических навыков юного актера для убедительной передачи мысли автора зрителю.

Задачи:

    совершенствовать «аппарат переживания» и «аппарат воплощения» для

Данный раздел включает в себя работу над техникой речи и литературным художественным текстом.

В работу над техникой речи входит освоение приемов, снятие мышечных зажимов голосового аппарата, работа над дикцией, правильной орфоэпией и

выстраивание логико-интонациональной структуры речи.

В работу над литературно-художественным текстом входит освоение общих основ работы над словом в мастерстве актера, поиск путей, воплощение сверх задачи, словесного действия, освоение предложенного текстом обстоятельств, выработка умения осваивать стилистику авторского текста и обучение применения навыков, полученных в работе над техникой речи и с литературным текстом.

4. Сценическое движение.

Цель: формирование у будущих актеров пластической культуры, т.е. внешней

актерской техники умений и навыков.

Выразительным средством актерского искусства является психофизический процесс, в котором психическое и физическое состояние существуют в неразрывной связи.

Тема «Сценическое движение» направлена на развитие специальных качеств актера (аппарата воплощения), которые, проявляясь в связи с двигательной деятельностью, расширяют образное мышление в целом, обостряют чуткость и восприимчивость ко всем проявлениям сценической среды, позволяют улавливать и откликаться на них точными по смыслу и разнообразными по окраске реакциями.

5. Театральный грим

Цель: использование грима юными актерами для создания сценического образа.
Задачи:
- обучить первоначальным навыкам гримерного дела;
- сформировать потребность у детей в соблюдении правил личной гигиены.


4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения: репродуктивный (воспроизводящий), проблемный (педагог ставит проблему и вместе с воспитанниками ищет пути ее решения), эвристический (проблема формулируется обучающимися, ими и предлагаются способы ее решения).

Методы обучения в театре-студии осуществляют четыре основные функции:

    функция сообщения информации;

    функция обучения воспитанников практическим умениям и навыкам;

    функция учения, обеспечивающую познавательную деятельность самих воспитанников;

    функция руководства познавательной деятельностью обучающихся.

Постоянный поиск новых форм и методов организации образовательного процесса в театре-студии позволяет осуществлять работу с детьми, делая ее более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.

Занятия проходят в самых разнообразных формах:

Лекции;

Тренинги;

Репетиции;

Индивидуальные занятия;

Занятия малыми группами (по 3-5 человек).

Вся работа группы строится вокруг целостного художественного произведения:

Спектакля;

Шоу;

Творческого вечера;

Праздника.

Занятия строятся на использовании театральной педагогики, технологии актёрского мастерства, адаптированной для студентов, с использованием игровых элементов. Для того, чтобы интерес к занятиям не ослабевал, обучающиеся принимают участие в театральных постановках. Это служит мотивацией и даёт перспективу показа приобретённых навыков перед зрителями.
В течение учебного года ставится минимум два спектакля. В процессе подготовки каждый пробует себя в разных ролях, играет то, что ему хочется. Студенты сами выбирают роли.

Совершенно очевидно, что театр своей многомерностью и многоликостью помогает студенту в постижении окружающего мира. Он заражает студентов добром, желанием делиться своими мыслями и умением слышать других, развиваться, творя и играя. Именно игра является непременным атрибутом театрального искусства.

На занятиях создаётся доброжелательная атмосфера, оказывается помощь студенту в раскрытии себя в общении и творчестве.

Большую роль в формировании творческих способностей обучающихся отводится тренингу, который проводится с учетом возрастных особенностей.

Задача тренинга - пробудить творческую фантазию, развить пластические качества психики и отзывчивости нервной системы на любой условный раздражитель.

Занятия лучше всего проводить в просторном театральном зале, где было бы достаточно места, необходимого для подвижных игр.

5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Андрачников С.Г. Теория и практика сценической школы. - М., 2006

    Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2004.

    Гиппнус С.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники. - Л.-М.: Искусство, 2002.

    Когтев Г. В. Грим и сценический образ. - М.: Советская Россия, 2006.

    Курбатов М. Несколько слов о психотехнике актера. М., 2004.

    Поламишев А. М. Мастерство режиссера. Действенный анализ пьесы. -
    М.: Просвещение, 2006.

    Суркова М. Ю. Игровой артикуляционно-дикционный тренинг. Методическая разработка.- С.: СГАКИ, 2009.

    Чистякова М.И. Психогимнастика - М: Просвещение, 2004.

ТАТЬЯНА КУДРЯШОВА
Программа дополнительного образования «Театр»

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЕАТР »

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Театр -один из самых демократичных видов искусств для детей. Театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде. Театрализованная деятельность польхзуется у детей неизменной любовью. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но не навязчивое педагогическое средство, так как в во время игры дети чувствуют себя раскованно, свободно и естественно.

Актуальность

Занятия театрализованной деятельнстью ориентированы на всестронее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлены на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми , основаны на психологических особенностях развития младших школьников.

В театрализованной деятельности ребенок не только получает информацию об окружаеющем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения, а это требует творческой активности личности, умения держать себя в обществе. Театр учит ребенка видеть прекрасное в жизни людей, зарождает стремление самомоу нести в жизнь прекрасное и доброе.

На занятиях дети знакомятся не только с содержанием произведением, воссоздает образы , но и учится глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями.

Театрализованная деятельность способствует развитию фантазии, воображения , памяти, речи и всех видов детского творчества, развивает желание участвовать в совместной работе над спектаклем, передавать характеры героев, упражняться в выразительности, эмоциональном чтении и рассказывании, укрепляет чувство уверенности в себе как в личности, наделяет себя способами познания, средствами общения.

Цели и задачи программы

Цели : Обогащать художественно-эстетическое образовани детей ;

решать многие проблемы совеременной педагогики и психологии.

Задачи : 1. Развивать и совершенствовать творческие способности детей средствами театрального искусства ;

2. Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа ,используя импровицзации (игровые, театральные ) ;

3. Формировать эстетический вкус;

4. Совершенствовать память, внимание, наблюдательность, мышление, воображение , инициативность и выдержку, фантазию;

5. Развивать коммуникативные качества личности. Воспитывать доброжелательность, контактность в отношении со сверстниками;

6. Активировать и уточнять словарь, расширять словарный запас, умение использовать слова точно по смыслу;

7. Отрабатывать дикцию, интонацию, выразительность речи, культуру речевого общения;

8. Развивать умение владеть свои телом, способность создавать образы героев через пластические возможности своего тела, с помощью жестов и мимики;

9. Формировать умение, составлять, сочинять небольшие рассказы, сказки, стихи, загадки;

10. Создавать положительный эмоциальный настрой, снимать напряженность и конфликтность через игру формировать взаимоотношения, сотрудничество и взаимопощи, воспитывать гуманные чувства;

11. Формировать представление и честности, справедливости,доброте;

12. Развивать способность анализировать свои поступки, поступки сверстников,героев художественной литературы;

13. Воспитывать зрительскую культуру.

Основные направления работы с детьми

1. Основы театральной культуры

Познакомить с понятием «Театр » -как исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку; профессиональной терминологией театрального искусства ; видами театров , основами актерского мастерства, культурой зрителя.

2. Культура, техника и выразительность речи

Разыгрывать пантомимы, имитации движений; игры; упражнения; скороговорки, чистоговорки. Учить сочинять небольшие рассказы, сказки, загадки, стихи. Выразительно их произносить, с различной силой голоса, темпом, разной интонацией, выражающей чувства; пополнять словарный запас; чувствовать, красоту русского языка.

3. Театрализованная игра

Разыгрывать небольшие сказки, этюды, сценки из басен, стихотворений, сказок, потешек. Учить ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться в соответствии с действием спектакля, строить диалог с партнером на заданную тему, запоминать слова героев, развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление , фантазию, воображение , интерес к специфическому искусству, воспитывать нравственно-этические качества.

4. Работа над спектаклем

Знакомить с пьесой, сказкой, работа над содержанием, понимать характеры героев, начиная о этюдов к рождению спектакля. Побуждать к активному творческому участию, находить свой индивидуальный образ , выражать эмоциональное состояние героев. Воспитывать доброжелательность. Коммуникативность со сверстниками.

Учебно-тематический план

«Здравствуй, театр

Название темы

Практика

1. Вводное занятие. Рассказ о создании театрального кружка , о планах, расписании, требованиях. Знакомство детей. Игры, направленные на сближение коллектива («Назови имя» , «Веселые шаги» , «Кто следующий» , «Путешествие» )

2. История театра , понятие «Театр » . Вспомнить и проинсценировать сказку «Теремок»

3. Знакомимся с творческими возможностями детей, изучить жизненный опыт. Чтение басни, стихотворения. Работа над дикцией :

Чистоговорки

Скороговорки

Темп речи

4. Изучить приемы импровизации

По условию «Создай образ »

С помощью музыки.

Разыгрываем сказку «Репка» , этюды

5.«Закон зрителя» (расположение на площадке) . Разминка «Крокодил» -загадать слово, пользуясь жестами и мимикой. Игра «Фото» -один участник садится в позу, второй фотограф. «Смешная фотография»

Работа над новым спектаклем сказки «Морозко»

6 Ознакомление и обсуждение сценария сказки «Морозко» . Распределение ролей. Активизировать внимание детей при знакомстве с новой сказкой.

7 Изучение ролей. Развивать умение охарактеризовать образ .

8 Работа над дикцией, интонацией (в ролях)

9 Изучить приемы импровизации

10. Актерское мастерство. Работа над ролью. Учимся строить диалог.

11. Умение передавать эмоциональное состояние героев.

Название темы

Практика

11. Развитие памяти, внимания, воображения . Работать над техникой речи.

12. Развивать способности детей искренне верить в воображаемое , умение перевоплощения.

13. Воспитывать инициативность и выдержку. Работа над согласованностью действий детей, работать над выразительностью и подлинностью поведения в сценических условиях.

Премьера театрализованного представления

14. Вспомнить и обсудить пьесу «Морозко» , проанализировать игру по ролям. Развивать видение себя со стороны, давать объективную оценку, воспитывать доброжелательность, коммуникативность со сверстниками. Проиграть понравившиеся отрывки.

15. Искусство перевоплощения «если бы» -самое великое мастерство. (Актеры и роль) «Огромный, красивый аквариум» , мы- рыбки (этюд, звери, птицы. Игра «Зеркало» -изображаем удивление , страх, презрение, ярость, сердитость, радость. Этюд «Получил пятерку за контрольную» -

(пантомима)

16. Совершенствовать умение детей логично и выразительно передавать сказку. Учимся коллективно сочинять сказку, по очереди добавляя свое предложение. Упражнения : «Окаменели» , «На поляне собираем ягоды в лукошко, комары, жарко, ветерок, начинается дождь, ливень». Игра «Охотник» -за спиной передавать шарик, ведущий говорит : «Руки вверх-

успеть передать быстро, осторожно.»

Название темы

Практика

17. Сочинять этюды с придуманными обстоятельствами. Упражнение «Контакт» -рисуем пальцем на спине- отгадывать что. Убедить всех, что в комнате темно». Этюд. Движения рыбы, птицы, звери. Игра «Испорченный телефон»

18. Игры и упражнение «Заводная кукла» , «Узнай персонаж сказки» , «Японская машинка» -прыгают все как столбики, пишем цифры от 10 до 1.

19. Игра «Таинственный шарик» -быстро и осторожно передаем за спиной угадывает»-тот водит, у кого обнаружится шарик-развитие ассоциативного мышления. Скороговорки- обогащение словарного запаса.

Работа над новым спектаклем сказка «Репка»

Вспоминаем содержание обсуждаем сценарий, распределяем роли, обсуждаем характеры героев

Познакомить детей с музыкальными произведениями, отрывки, которых будут звучать в спектакле в обсуждении. Проверка текста.

Работать над выразительностью речи и подлинностью поведение героев по сюжету

Продолжать формировать произношение, выразительность, эмоциональность речи. Репетиция этюдов сказки.

Театральная игра : «Гипнотезер» ». Упражнение «Изобрази настроение » .Скороговорки, пословицы «Продолжи фразу» и т. д

Основа театральной культуры

Рассказать о видах театрального искусства

Продолжить репетировать сцены из спектакля

Игры и упражнения «Эхо» , «Подскажи словечко» . Игры-превращения : «Буратино» , «Незнайка» и т. д.

Репетиция всего спектакля с костюмами, декорациями, муз. сопровождением

Премьера спектакля «Репка» (на новый лад)

Заключительная беседа

Обсуждаем показ, проигрываем любимые места

Всего по программе за год : 79 часов

Особенности организации образовательного процесса

Данная программа дополнительного образования рассчитана на реализацию в течение года, создавалась и корректировалась в течении 2-х лет.

Группа для занятий в кружке состоит из 10-12 человек.

Учебно-тематический план составляет 72 часа, по 2 часа в неделю.

Театральные занятия не сводятся только к подготовке выступлений, а выполняют познавательную, развивающую и воспитательную функцию.

В конце каждого полугодия проводится итоговое занятие в виде постановки сказки. Итоговые занятия позволяют выявить у детей умения и навыки, которых они достигли за определенный период работы, получить оценку со стороны зрителей, родителей, учителей.

Список литературы :

1. Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия с детьми 5-9 лет. Лаптева Г. В. ,Творческий центр, Санкт-Петербург 2011г., «Сфера»

2. Театральная палитра Программа художествнно-эстетического воспитания Гончарова О. В., Карташова М. Г., Красева А. Р., Мирочиненко С. А., Набокова В. В., Шахина Ю. А., Юшкова Н. А., Т. Ц. «Сфера» Москва 2010г.

4. Интеллектуально-познавательные мероприятия «Театральная гостиная 1-4 классы »

5. Театр -студия в современной школе, С. Ю. Кидин, изд. «Учитель»

6. Актерский тренинг для детей (4-14 лет) , Москва АСТ, Астрель, Полиграф издат,2011г, И. Феофанова

7. Сказка в гости к нам идет. Академия развития, Ярославль, В. М. Пашина 2005г.