Методические разработки для кружка музыкально театральной деятельности. Программа работы кружка по. Основные формы работы

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Качкашурская общеобразовательная школа» Глазовского района

Удмуртской Республики

Дополнительная образовательная программа

театрального кружка « Сказка»

Возраст учащихся: 6-11лет

Срок реализации программы- 2 года

Составитель: Ашихмина Л.Е.

Чтобы попытаться решить загадку этого необычного и обезоруживающего случая, специалист должен будет использовать всю свою прозорливость и воображение на захватывающей сессии, где комические ситуации будут связаны, от необычного до бурлеска, от прикосновения к жестоким, от абсурда до беспокойства.



Оснащенные записками и воздушными шарами, девушки Симона взрывают священный миф о материнском счастье: нет, становление матерью - это не просто «история хороших женщин», а нет, это не не так «естественно»! Актрисы ныряют с освобождающейся гранулой в этом великом хаосе и задают реальные вопросы с большим количеством юмора и самоуничижения.

учитель музыки

Качкашур, 2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Как развивать речь и мышление учащихся? Как учить постигать тайны слова? Как учить постигать мир, воспитывать отзывчивость, сострадание, любовь ко всему живому? Самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятие зажатости, заторможенности, обучения чувствованию слова и художественному воображению – это путь через игру, сочинительство, фантазирование. Все это может дать театрализованная деятельность.



С помощью общественности и их переполненного воображения они заставят вас открыть басни фонтана во взрывоопасной версии! Концентрат юмора и энергии для шоу всех публичных, клоунских и музыкальных.

Магия и иллюзия охватывают эту невероятную историю, путешествие во времени, когда все верно. Декабрь и апрель встречаются в Париже в эти годы вместе, они проведут нас во времени и пространстве, чтобы встретить изобретателя театра иллюзии Жан-Эжена Роберта-Гудена и первого хитрости в кино, Жорж Мелиес. В захватывающей истории, рассказывающей невероятную историю каждого из этих двух мужчин и то, что они принесли в театр, кино и даже видеоигры, Алексис Михалик прослеживает круг иллюзий, в которых он восстанавливает, между изображениями оригинальные архивы и саундтреки, волшебную, богатую и изобретательную эпоху.

В составленной программе кружка «Сказка» детский театр рассматривается не только как средство достижения некоего художественного результата, т.е. создание спектакля. Очень важно, чтобы занятия театральным искусством активизировали у учащихся мышление и познавательный интерес, пробудили фантазию и воображение, любовь к родному слову, научили сочувствию и сопереживанию. Кружок «Сказка» - это иная форма организации учебной деятельности учащихся, чем урок. Ученик не получает готовых знаний, он их добывает, строит сам - через установку, логическую структуру занятий руководитель осуществляет руководство самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Они сами выбирают и нужный темп, и средства, и методы выполнения задания, чередуя парную, индивидуальную и групповую работу. Атмосфера доверия, сотрудничества учащихся и руководителя содержательная работа с дидактическим материалом, обращение к личному опыту учащихся, связь с другими видами искусств - способствует развитию индивидуальности ученика.

Функции педагога при групповой работе



В то утро Эдвард не знал, что, сделав ложь, которую никто не осмеливается сделать, самая большая, конечная, «ложь», его жизнь внезапно скала. Подобно цунами, эта ложь уничтожит пару, которую он формирует с Марианной, брак его лучшего друга и разрушение веры, которую он имел в человечестве. И поскольку Эдвард - честный человек, который обычно избегает лжи как чума, все маневры для восстановления истины только усугубят его падение.

Данная программа имеет художественно-эстетическое направление и призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства.

Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами музыкальной и творческой деятельности возможно формирование социально активной личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.



Софи Форте - гиперактивная девушка, и ее жизнь - катастрофа! Я отправляюсь в путешествие по Гималаям. незаменимый для моего выживания. Далай-лама говорит, что нужно отделиться от материальных вещей, чтобы быть счастливым. Брок играет всех героев этого путешествия, и благодаря своему редкому таланту шумихи, он воссоздает все атмосферы.

Прошло 25 лет с тех пор, как Жан-Мари Бигард сделала свой отпечаток на сцене французского юмора, и он остается любимым юмористом французов.

Новизна программы в том, что она позволяет в условиях ОУ через внеурочную деятельность расширить возможности образовательной области «Искусство». Программа имеет четкую содержательную структуру на основе постепенной (от простого к сложному) реализации задач тематического блока и ориентирована на развитие творческих и музыкальных способностей младших школьников.

Он празднует свое десятое шоу, как должен. По случаю он дает слово более справедливому полу. Его конкретный словарный запас не изменился, но его выступления на сцене разные, и он измучен, как дама шестидесяти лет.

Первая независимая российская компания - не имеющая отношения к опере - вскоре станет событием в пейзаже Русского балета. Он собирает их, вытирая их из репертуара классического балета. Уважая традицию, он заказывает, обновляя их новые сценографические постановки и костюмы.

Отличительными особенностями программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами музыки, где школьник выступает в роли исполнителя, слушателя;

принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы, музыки, изобразительного, театрального искусства и вокал);

Представленные 3 части: Сильфа, Риреарсал, Пакита - прекрасный способ заново открыть репертуар балета, украшенный элегантностью и брио 45 великолепными танцорами. Он предлагает создания для всех публичных и молодых людей. С целью ответа на один вопрос: что такое женщина в современном обществе?



Мерлин, чародей, еще молодой ученик, потерял магические способности. Он отваживается на Северный Броселианд, область, в которую попали драконы в поисках оракула, единственный, кто мог ему помочь. Но разве это далеко от дома, что он найдет путь к своей магии?

принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

Программа предусматривает преемственность с образовательными рабочими программами по музыке в начальных классах и является продолжением внеурочной деятельности по музыке. В репетиционной комнате приобретаются навыки публичного поведения, взаимодействия друг с другом, совместной работы и творчества, решения характерологических конфликтов.



Во время их жизни они хотели отпраздновать это событие. На этот раз это Леонардо да Винчи, дирижер! Для своего шестого шоу легкомысленная малина позволяет вам в музыкальном отношении исследовать влияние изобретений Леонардо да Винчи на шедевры величайших композиторов. В свою очередь художник, архитектор и изобретатель, это был персонаж, столь же замечательный, как да Винчи, чтобы осветить зеркальный шар наших двух виртуозов.



Химен и Родриг безумно любят друг друга. Однако ссора их отцов разрушает их надежду на брак. Чтобы спасти честь своей семьи, Родриг должен отомстить за своего отца и таким образом убить отца Чимени. Хотя она все еще влюблена, Чимену, в свою очередь, защищает свою честь, спрашивая дона Фернанда, короля Кастилии, главу ее возлюбленного.

В основу проекта театральной деятельности были положены следующие принципы:
- принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;
- принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;
- принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
- принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.



Музыкальная и дружелюбная комедия, которая возвращается во времени! Это история о любви Стефана, Виктуэра, Энтони и Рубена. Десять лет назад, по неизвестной причине, они решили встретиться каждый 31 декабря, не обязательно праздновать. Чтобы узнать причины, мы вернемся во времени с 31 до 31 года, пока их юность и их детство не будут. Им будет 8 лет, 13 лет, 16 лет и 25 лет!

В «31» это прошлое, которое продвигает сюжет! Общественность следит за поиском сокровищ во времени. Мы много смеемся, и над песнями мы открываем секреты персонажей и то, как они были построены, как и мы, за дружбой.

Они четыре на сцене, три мальчика, одна девушка, которая предложит десяток столов, очень отличающихся друг от друга, и начнется концерт пластиковых дел.

Цель : гармоничное развитие личности ребенка средствами эстетического образования; развитие его художественно – творческих умений; нравственное становление.

Задачи:

1.Развивать и реализовывать творческие возможностей детей.

2.Развивать познавательную сферу (мышление, речь, память, воображение).

3. Воспитывать культуру речи, формировать навыки дикции, мимики и пластики.

Взрывная постановка - Камел Бенак из «мусорных ящиков», что может объяснить это! - От зубной щетки до симфонического бас-барабана от баха до Майкла Джексона, между поэзией и красивыми охапками: абсурдный рецепт бельгийский бред! Взрывное шоу для показа 100% оригинала.



Планета страдает от глобальной климатической катастрофы. К счастью, профессор Симонсини держит ключ к проблеме: путешествие во времени, чтобы выпустить в атмосферу редкий газ. Вентилятор Индианы Джонс, он, кажется, человек ситуации и находит парашют в каменном веке.

4. Развивать умения действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять на его эмоциональное состояние

5.Формировать умения детей взаимодействовать друг с другом на сцене и в реальнойжизни.

Введение в образовательно-практическую деятельность.

Программа рассчитана на 2 года обучения.

I год. Этот уровень для учеников 1-3 классов, рассчитан на один год обучения (72 часа). Режим занятий –2 раза в неделю по 1 часу(всего 2 часа). В группе предполагается 10-12 учащихся. Начальный уровень предусматривает выявление творческих задатков, голосовых, речевых данных, чувства ритма, желаний, целей и задач, которые он ставит перед собой, знакомство с элементарными требованиями программы.



Кристоф Монтроуз - комик и режиссер и основал «Театр» в Тулузе. Франк Смайлинг - пианист и перкуссионист. Кто не читал и не трогал это стихотворение? Этот текст, под влиянием сюрреализма, смешивает смелые метафоры с выражением восстания. потому что возвращение к Мартинике сопровождается осознанием неравного состояния чернокожих.

Трио Мадрепо дает этому стихотворению еще более реалистичный оттенок. Их музыка будет опираться на «традицию» и современные звуковые иллюстрации и современную Гвоку. Затем три главных героя становятся полноправными персонажами, которые взаимодействуют с использованием речи и музыки.

Даются предварительные знания по театральной терминологии, видам театрального искусства, дети знакомятся со сценой, развивают чувство ритма и координацию движения, развивают дикцию, пополняют словарный запас, учатся строить диалог, самостоятельно выбирая партнера. Значительное время на начальном этапе уделяется закладке новых привычек у детей (работе над сценическим исполнением, дикцией, интонацией, умению правильно держаться на сцене и т.д.).

Эдмон Кратер - певец, автор песен, певец, перкуссионист и трубач из Гваделупы, учитель консерватории дю Монтубан. Заполняет пространство своей амплитудой, Арки с материей, Танец его нападений, Трансфигуры, Обещание дерева. Огненные стрелы, бури, раскалывания, продлеваются, усиливаются, воплощаются. Плоть земли, этого тела к телу. огонь, разворачивает дерево, Дельфин между землей и небом.

Это действие, фундаментальное, лежит в основе всего шоу, постоянное. Это происходит в задней части пространства, за циклоном. Перед циклоном голосовой диалог с телом. Актриса, танцовщица, носит такие вспышки огня, тексты и жесты. Музыкант и его инструменты дышат энергией, ритмом, особеностью.

II год. Этот уровень для детей второго года обучения. Режим занятий- 1 раз в неделю 1 час. В группе предполагается до 10 человек.

Ребята участвуют в общих концертах, на школьных мероприятиях, проводят мастер-классы для ребят первого года обучения, пробуют с помощью компьютерных технологий записать собственную сказку. Каждый достигает того уровня, который соответствует его сценическим возможностям.

Основные формы работы

Театрализованные и музыкальные игры.

Беседа о театре.

Организация спектаклей.

Индивидуальные творческие задания.

Сочинение сказок, придумывание историй для постановки.

Беседы-диалоги.

Изготовление и ремонт атрибутов и пособий к спектаклям.

Чтение литературы.

Оформление альбома о театре.

В объединении используются теоретические и практические занятия, а также показательные выступления на праздниках и конкурсах.

На теоретических занятиях даются основные знания, раскрываются теоретические обоснования наиболее важных тем, используются данные исторического наследия в области театрального искусства и жизни в целом.

На практических занятиях изложение теоретических положений сопровождаются практическим показом самим преподавателем, даются основы актерского мастерства, культуры речи и движений, проводятся игровые, психологические и обучающие тренинги. Во время занятий происходит доброжелательная коррекция. Педагог добивается того, чтобы все участники пытались максимально ярко и точно выполнить задание. Занятия в кружке «Сказка» ведутся по программе, включающей несколько разделов.

Раздел « Основы театральной культуры» объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики. В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

Раздел «Театральная игра» предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях. Также включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений, снизить последствия учебной перегрузки.

Раздел «Кукольный театр» знакомит с разными видами театра и развивает умение театральной игры с различными видами кукол и т.д,

Раздел «Мастерская актера» развивает художественные способности ребенка и фантазию в изготовлении атрибутов к спектаклю.

ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

Применение на занятиях как коллективной, так и индивидуальной формы работы, организация индивидуальных, ансамблевых, коллективных выступлений, возможность импровизации помогают сделать занятия яркими, запоминающимися и максимально реализовать поставленные задачи.

Основными показателями выполнения программных требований по уровню подготовленности учащихся являются: овладение теоретическими и практическими знаниями, участие в концертах, в школьных мероприятиях, выступление на тематических праздниках, родительских собраниях, классных часах, театрализованные представления музыкальных сказок, сценок из жизни школы и творческие работы.

В начале и в конце учебного года проводится диагностика учащихся, где они отвечают на теоретические вопросы в игровой форме, выполняют практическую работу по театральной деятельности. Оценка деятельности осуществляется в конце каждого занятия: качество работы над сценическим исполнением, дикцией, интонацией, умению правильно держаться на сцене и т.д. Предпочтение отдаётся качественной оценке деятельности каждого ребёнка на занятиях.

Прогноз результативности

Требования к знаниям и умениям учащихся.

К концу первого года занятий учащиеся должны

Знать:

    что такое театр;

    чем отличается театр от других видов искусств

    какие виды театров существуют

Уметь:

    направлять свою фантазию по заданному руслу

    концентрировать внимание

    ощущать себя в сценическом пространстве

К концу второго года занятий учащиеся должны

    Уметь правильно оценивать последствия человеческой деятельности и собственных поступков;

    Достигнуть состояния актерской раскованности, уметь проживать тот или иной литературный сюжет этюдным методом, импровизировать за достаточно сжатые сроки;

    Воспитывать в себе такие качества, как отзывчивость, сопереживание, стремление помочь, чувство собственного достоинства, уверенность;

    Овладеть навыками общения, быстро адаптироваться, чувствовать себя комфортно в любой обстановке.

I год обучения

Учебно-тематический план

Разделы занятий

Теоретические занятия

Практические занятия

Всего часов

Основы театральной культуры.

Организация мероприятий

Театральная игра.

Организация мероприятий

Кукольный театр.

Организация мероприятий.

Мастерская актера. Изготовление атрибутов к сказке

Работа над спектаклем

Театральная азбука

Организация мероприятий

Тема. Подведение итогов.

I год обучения

Тема занятия

Количество часов

Вводное занятие. «Здравствуй, театр!», 2 ч.

Вводное занятие. «Здравствуй, театр!»

Основы театральной культуры, 10 ч.

Театральные профессии. Правила поведения в театре.

Техника речи.

Осанка. Дикция. Мимика

Дикция – важное условие звуковедения. Значение мимики.

Театральная игра,

"Веселые сочинялки".

Ритмопластика. «Речевая гимнастика»

Работа над сказкой.

Кукольный театр,

Основы кукловождения.

Настольный театр.

Обучение детей приёмам вождения кукол бибабо за ширмой. Теневой театр.

Мастерская актера .

Изготовление атрибутов к сказке.7ч

Мастерская актера.

Изготовление атрибутов к сказке.

Работа над спектаклем, 16 ч

Работа над спектаклем

Театральная азбука,2ч

Презентация «Театр». Театр ростовых кукол.

Организация мероприятий,7ч

Организация мероприятий

Подведение итогов,

Оформление альбома «Театр и мы».

Всего


    Тема 1(2ч): Вводное занятие. «Здравствуй, театр!»

Презентация, беседа с детьми "Что такое театр". На первом вводном занятии руководитель знакомит ребят с программой внеурочной деятельности, правилами поведения на кружке, охрана голоса, инструктаж учащихся.

Практическая работа. Дать детям представление о театре, познакомить с видами театров, в том числе театрами Удмуртии (художественный, драматический, кукольный). Формировать устойчивый интерес к разным театральным жанрам.

Контроль: рассказы детей о посещении театров. Викторина «Что такое театр?».

2. Основы театральной культуры.

Тема 2.1(2ч) Театральные профессии. Правила поведения в театре.

Презентация «Театральные профессии».

Активизировать познавательный интерес к театральным профессиям. Познакомить детей с профессиями: актер, режиссер, художник, композитор. Групповые игры.

Практическая работа. Ролевая игра. Импровизация "театр начинается с вешалки".

Контроль: Игра « Пантомима». Музыкально-театрализованная импровизация «Проще простого».

Тема 2. 2(4ч) Техника речи.

Раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы голосового аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции. Распевание. Скороговорки.

Практическая работа: придумывание текста любого типа (повествование, рассуждение, описание).

Тема 2.3(2ч) Осанка. Дикция. Мимика. В раздел включены игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата музыкальные игры, развивающие голосовой аппарат, умение исполнять детские песенки, попевки, сочинять небольшие рассказы. Правила поведения на сцене.

Контроль. Игра «Радуга талантов»

Тема 2.4(2 ч) Дикция – важное условие звуковедения. Значение мимики.

Практическая работа: Драматизация песни по выбору, показ пантомимы на заданную тему. Демонстрация осанки, дикции, тембровой речи, смеха.

Контроль: пластическое интонирование, конкурс «Самый веселый артист».

3. Театральная игра.

Тема 3.1 (5ч) "Веселые сочинялки".

Практическая работа: сочинение несложных историй, героями которых являются дети.

Самостоятельная работа: объединение детей в совместной деятельности. Музыкально-дидактические игры.

Упражнение «Если бы мы были…»

Контроль: изготовление и оформление книжек-малышек.

Тема 3.2 (5ч) Ритмопластика. Речевая гимнастика.

Дети учатся создавать различные по характеру музыкальные образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героя.

Практическая работа: умение пользоваться жестами, развивать двигательные способности детей под музыку. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, экспериментирование со своей внешностью (мимика, жесты). Самоконтроль, самооценка.

Контроль: игра «Я - артист!» (концерт в классе). Дидактические игры "Разные лица" "Жадный медведь".

Тема 3.3 (6ч) Работа над сказкой.

Практическая работа: чтение сказок, выбор сказок для постановки в классе по желанию, распределение ролей. Коллективное разучивание реплик. Индивидуальная подготовка главных исполнителей.

Самостоятельная работа: воспроизведение в действии отдельных событий и эпизодов.

Контроль: постановка спектакля в детском саду перед воспитанниками дошкольных групп.

4.Кукольный театр.

Тема 4.1(4ч) Основы кукловождения.

Практическая работа: формирование навыков кукловождения резиновой, пластмассовой, мягкой игрушками настольного театра. Драматизация песен по выбору с использованием игрушек.

Контроль: музыкально-дидактическая игра «Разыграй сказку».

Тема 4.2 (4ч). Настольный театр. Приёмы кукловождения настольного театра конусной игрушки, пальчикового театра, изготовленными детьми.

Практическая работа: изготовление конусной и пальчиковой игрушки по выбору, этюды с заданными обстоятельствами.

Самостоятельная работа: придумывание истории детьми с разными персонажами.

Тема 4.3(2ч). Обучение детей приёмам вождения кукол бибабо за ширмой. Теневой театр.

Практическая работа: работа над спектаклем «Заюшкина избушка», распределение ролей, обсуждение сценария, музыкальные темы героев. Знакомство с теневым театром и его особенностями.

Контроль: выступление перед ребятами группы продленного дня.

5.Мастерская актера .

Изготовление атрибутов к сказке.(7ч)

Практическая работа: изготовление декораций и масок к сказке «Три поросенка»

«Колобок» (бумага и бросовый материал) и др. по шаблонам. Драматизация сказки.

Контроль: выставка работ.

6.Работа над спектаклем.(16ч)

Практическая работа - экскурсия в библиотеку, чтение литературы, выбор пьесы, распределение ролей, диалоги, костюмы, музыкально-ритмические движения, изготовление декораций, атрибутов к сказке. Диалоги.

7. Театральная азбука.

Презентация «Театр». Театр ростовых кукол.(2ч). Экскурсия в библиотеку, Дом культуры.

Практическая работа: Игра «Угадай, кого встретил щенок» (По произведению В. Сутеева)

Контроль: дидактическая игра «Угадай-ка».

8.Организация мероприятий (7ч)

для исполнительских проб в рамках школы. Подготовка сольных партий. Прогонные и генеральные репетиции, выступление.

9.Подведение итогов.(2 ч) Оформление альбома «Театр и мы». Награждение.

II год обучения

Учебно-тематический план

Разделы занятий

Теоретические занятия

Практические занятия

Всего часов

Вводное занятие. «Здравствуй, театр!»

Основы театральной культуры.

Организация мероприятий

Театральная игра.

Организация мероприятий

Кукольный театр.

Организация мероприятий.

Мастерская актера.

Работа над спектаклем

Театральная азбука

Организация мероприятий

Тема. Подведение итогов.

Календарно-тематическое планирование работы.

II год обучения

Тема занятия

Количество часов

Вводное занятие. «Здравствуй, театр!», 1 ч.

Вводное занятие.

Основы театральной культуры,4ч

Культура техники и речи

Театральная игра,

За кулисами театра. Гримёрная, костюмерная.

Работа над образом. Анализ мимики лица. Прически и парики.

Работа над сказкой.

Кукольный театр,

Куклы-марионетки.

Теневой театр. Настольный театр.

Постановка сказки.

Мастерская актера .

Изготовление уголка театрального кружка «Творческая мастерская»

Работа над спектаклем, 5ч

Пантомимические этюды.

Изготовление афиши к спектаклю.

Работа над спектаклем

Театральная азбука,2ч

Защита проектов «Что такое театр»

Организация мероприятий,4ч

Организация мероприятий

Подведение итогов,

Подведение итогов

Всего


1.(1ч): Вводное занятие. «Здравствуй, театр!»

Знакомство со структурой театра, его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. Презентация, беседа с детьми "Что мы знаем о театре". Программа внеурочной деятельности, правила поведения на кружке, охрана голоса, инструктаж учащихся.

Контроль: отработка сценического этюда «Уж эти профессии театра…»

2. Основы театральной культуры. (4ч)

Тема: Культура техники и речи.

Работа над упражнениями, направленными на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции. Игры по развитию четкой дикции, логики речи и орфоэпии. Игры со словами, развивающие связную образную речь. Запись этюда через микрофон, прослушивание своего голоса, обсуждение.

Контроль: игра «На что похоже задуманное?». Работа у зеркала.

3 . Театральная игра,

3.1. За кулисами театра. Гримёрная, костюмерная ()

Техника грима. Гигиена грима. Приемы нанесения общего тона.

Практическая работа: изготовление театральной маски и правила нанесения грима (на бумаге).

Рисование эскизов костюмов выбранного персонажа.

Контроль: выставка работ.

3.2. Работа над образом. Анализ мимики лица. Прически и парики(2ч)

Работа над презентацией «Прически и парики» с использованием интернета. Экскурсия в Дом культуры. Развитие воображения и умения работать в остром рисунке («в маске»).

Контроль:« Нарисую у тебя на спине…»Упражнение на сенсорное воображение, игра парами. «Рисунки на заборе» игра-наблюдение.

3.3. Работа над сказкой(5ч)

Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, пантомима и т.п.) репетиция отдельных сцен. Обсуждение декораций, костюмов, музыкального сопровождения.

Практическая работа: генеральная репетиция в костюмах, с декорациями, с музыкальным сопровождением.

Контроль: выступление в группе продленного дня, перед родителями.

4.Кукольный театр,

10 ч

4.1. Куклы-марионетки(2ч)

Основные принципы драматизации. Продолжать воспитывать заинтересованное отношение к играм – драматизациям, совершенствовать импровизационные способности детей.

Практическая работа: «Путешествие в страну сказок» - проведение досуга.

Контроль: активность участников.

4.2.Теневой театр. Настольный театр(2ч)

Практическая работа: создание декораций и подготовка к созданию и фотосъемке сказки по выбору.

Контроль: наблюдение.

4.3.Постановка сказки(4ч)

Работа с фотоаппаратом. Создание собственной сказки в формате Power Point ,озвучивание за кадром.

Контроль: выступление в классе.

5. Мастерская актера .

(3ч)

Изготовление уголка театрального кружка «Творческая мастерская» .

Практическая работа: способы изготовления кукол из бумаги, картона, подручных материалов, Контроль: «Под грибком» В.Сутеева- инсценирование.

6.Работа над спектаклем, 5ч

6.1.Пантомимические этюды(1ч)

Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением. Испытание пантомимой. Тренировка ритмичности движений.

Контроль: «Играем в клоуна…» - тренинг.

6.2.Изготовление афиши к спектаклю(1ч)

Каждый ученик, сочинив свой «цирковой номер», рисует свою афишу, в которой пытается наиболее полно выразить своё представление о жанре, сложности, яркости и других особенностях своего «номера». Поощряется изобретение псевдонимов и кратких анонсов к номерам.

Контроль: выставка работ.

6.3.Работа над спектаклем(3ч)

Практическая работа - чтение литературы, выбор пьесы, распределение ролей. Диалоги, костюмы, музыкально-ритмические движения, изготовление декораций, атрибутов к сказке. Экскурсия в библиотеку.

Контроль: выступление перед ребятами, обучающимися в начальной школе.

7.Театральная азбука,2ч

Защита проектов «Что такое театр». Выбор защиты - доклад, презентация, фильм, выступление.

8.Организация мероприятий,4ч

Участие в концертах, в школьных мероприятиях, выступление на тематических праздниках, родительских собраниях, классных часах, театрализованные представления музыкальных сказок, сценок из жизни школы и творческие работы.

Контроль: в течение года, творческий отчет.

9.Подведение итогов,

1ч. Анализ работы за два года. Подведение итогов. Награждение кружковцев.

Методическое обеспечение программы

При организации деятельности детей 6-11 лет, учитывая возрастные особенности, проводить обучение в игре. Уместным являются следующие формы и виды занятий:

Экскурсия

Занятие-сказка

Наглядный метод обучения представлен на теоретических занятиях во время объяснения нового материала. На занятиях используются ИКТ в виде презентаций, наглядно-демонстрационный материал (картины, книги и журналы, настольные дидактические игры).

Форма подведения итогов - это выступления на традиционных школьных мероприятиях, а так же перед ребятами начальных классов, детского сада и родителями.

Список использованной литературы

    Агапова И.А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для постановок: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2006.

    Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб: Речь, 2006.

    Горбушина Л.А., Николаичева А.П. Выразительное чтение / Учеб. Пособие. – М.: Просвещение. – 1978.

    Каришнев-Лубоцкий М.А. Театрализованные представления для детей школьного возраста. - М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС,

    Ладыженская Т.А. Школьная риторика: 4,5,6 класс: Учебное пособие/ Т.А.Ладыженская. - М.: Издательский Дом «С-инфо»; Издательство «Баласс»,2003.

    Мастерская чувств (Предмет «Театр» в начальной школе). Методическое пособие. - М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, ч. 1,2. - 2006.

    Першин М.С. Пьесы-сказки для театра. - М.: ВЦХТ (“Репертуар для детских и юношеских театров”), 2008.

    Погосова Н.М. Погружение в сказку. Коррекционно -развивающая программа для детей. – Спб.: Речь;М.: Сфера, 2008.

    Скурат Г.К. Детский психологический театр: развивающая работа с детьми и подростками. - Спб.: Речь, 2007.

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

Департамент образования

Муниципальное казенное оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, санаторно-лесная школа

603144 Нижний Новгород

Анкудиновское шоссе, 24

e-mail *****@***ru

Утверждаю

Директор МКООУ санаторно – лесная школа

«____»________________год

театрального кружка «Детский театр»

МКООУ санаторно – лесная школа

Насибова Наталия Сергеевна

Нижний Новгород 2012 год

Пояснительная записка

Одним из основных направлений современной школы и системы дополнительного образования – усиление воспитывающей функции всего учебно-воспитательного процесса, дальнейшее обновление содержания, форм, методов обучения и воспитания в соответствии с поставленными целями и задачами.

Занятие в театральном кружке развивает у детей умение трудиться. Выучить роль, сыграть её так, чтоб понравилась зрителям – это огромный труд… Труд и ещё дисциплина.

Положительным в работе кружка является ещё и то, что дети заняты в свободное время . Особенно это важно для ребят асоциального поведения.

Кружок «Детский театр» - это дружный, сплочённый коллектив единомышленников, которых объединяет стремление к творчеству, к общению, познанию интересного.

Актуальность программы. Театральное искусство имеет незаменимые возможности духовно-нравственного воздействия. Ребёнок, оказавшийся в позиции актёра-исполнителя, может пройти все этапы художественно-творческого осмысления мира, а это значит – задуматься о том, что и зачем человек говорит и делает, как это понимают люди, зачем показывать зрителю то, что ты можешь и хочешь сыграть, что ты считаешь дорогим и важным в жизни.

Театр - искусство коллективное, и творцом в театральном искусстве яв­ляется не отдельно взятый человек, а коллектив, творческий ансамбль, который, по сути, и есть автор спектакля. Посему процесс его коллективной подготовки, где у каждого воспитанника - своя творческая задача, дает ре­бятам возможность заявить о себе и приобщиться к коллективному делу. Поэтому это направление художественного творчества вызывает вполне закономерный интерес у детей.

Новизна программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.

Вид программы по целевой направленности: общекультурная.

По тематической направленности: художественная , ведь театральное искусство синтезирует в себе музыку, литературное творчество, изобразительное искусство, прикладное творчество и т. д.

Срок действия программы – 1 год, возраст детей 10-15 лет. Ребята занимаются 1 раз в неделю по 1 часу. Общее количество часов 35.

Цель:

Приобщить детей к театральному и музыкальному искусству посредством малых форм театрализации с музыкальным оформлением (литературно-музыкальные композиции, тематические агитбригады, инсценировки, мини-спектакли).

Направлена:

· на развитие активного интереса к различным видам искусства, на формирование умений и навыков: сценического движения, речи, работы над художественным образом, вокального исполнения;

· на формирование творческого коллектива, направленного на воплощение единой цели.

· на ценностное развитие личности в условиях сотворчества и сотрудничества.

В соответствии с целью, поставленной данной образовательной программой, выделяется ряд педагогических задач, которые предстоит решать руководителю в ходе реализации программы;

Задачи:

· Формировать элементарную сценическую, исполнительскую культуру у детей - членов театрального кружка

· Развивать творческие способности, возможности памяти, речи, воображения, логического и творческого мышления каждого ребенка

· Формировать у детей интерес к театральному искусству, к музыке, к поэзии.

· Формировать коллектив

· Воспитывать гармонически развитую личность в процессе сотворчества и сотрудничества.

Учебно–тематический план

театрального кружка «Детский театр»

Тема

Дата

Практика/Теория

Театральная игра. Вводное занятие «С чего начинается театр?»

Театральная игра «Чем интересна роль»

Формы сценической деятельности

Ритмопластика. Беседа о сценическом движении как о средстве выразительности и его особенностях.

Ритмопластика массовых сцен и образов

Учусь говорить красиво. Интонация, динамика речи, темп речи.

Сценическая речь во взаимодействии со сценическим движением, фонограмма.

Вокал. Основы вокального исполнения.

Театрализация, репетиционная деятельность. Сценарий и правила работы с ним.

Новогодняя сказка - спектакль.

Разработка сценария новогодней сказки

Прочтение сценария сказки. Обсуждение сценария. Распределение ролей сказки.

Чтение сказки по ролям.

Работа над дикцией.

Репетиционная деятельность.

Репетиция первой сцены сказки.

Репетиция второй сцены сказки.

Репетиция третьей сцены сказки.

Репетиция четвёртой сцены сказки.

Репетиция песен

Репетиция новогодней сказки

Оформление сцены, зала.

Генеральная репетиция сказки.

Постановка Новогодней сказки – спектакля.

Спектакль «стоптанный туфельки»

Обсуждение сценария

Распределение ролей.

Репетиционная деятельность.

Работа над выразительностью.

Репетиция танцевальных номеров.

Генеральная репетиция.

Спектакль «Стоптанные туфельки»

Составление программы.

Репетиция сценок, песен, танцев.

Праздник «Последний звонок»

Создание сценария праздника.

Обсуждение сценария.

Распределение обязанностей.

Репетиция вокальных номеров.

Репетиция сценок, стихотворений.

Репетиция танцевальных номеров

Работа над выразительностью.

Репетиция массовых сцен.

Генеральная репетиция

Итоговое занятие.

Наши результаты, достижения.

Праздник «Последний звонок»

Теоретическая подготовка.

Теоретическая подготовка предусматривает обучение выразительному чтению, театральному мастерству, хореографии , вокалу.

Практическая подготовка.

Практическая подготовка предусматривает перенесение полученных теоретических знаний в практику: развитие навыков выразительного чтения, театрального мастерства, хореографии, вокала.

Практическая подготовка включает в себя репетиции спектаклей, концертов, литературно-музыкальных композиций, праздников.

Вводное занятие.

Знакомство с планом работы кружка. Первичный инструктаж по технике безопасности . Правила работы с инструментами, декорациями, видеотехникой. Поведение на сцене. Правила работы с микрофоном. Театральная игра. Вводное занятие «С чего начинается театр?»

Ритмопластика .

Вводное занятие. Беседа о сценическом движении как о средстве выразительности и его особенностях.

Культура и техника речи .

Вокал. Основы вокального исполнения. Элементарная музыкальная грамота. Индивидуальная или групповая вокальная работа. Правила вокальных исполнений.

Театрализация, репетиционная деятельность.

Сценарий и правила работы с ним.

Этапы работы:

1.Знакомство, прослушивание.

2.Чтение по ролям.

3.Определение порядка сцен и сюжетной линии.

4. Работа над образом.

5. Работа на сцене.

6.Оформление сцены, костюмы, реквизит.

Новогодняя сказка – спектакль

Написание сказки. Чтение и обсуждение сказки. Распределение ролей. Чтение сказки по ролям. Работа над дикцией. Репетиция сказки по отдельным сценам. Постановка вокальных номеров. Поведение на сцене. Оформление сцены и зала, декораций.

Постановка сказки – спектакля.

Написание и обсуждение сценария. Распределение ролей. Работа над ролями. Репетиции отдельных сцен. Репетиции танцевальных номеров. Общая генеральная репетиция.

Спектакль «Стоптанные туфельки в актовом зале.

Составление и обсуждение программы. Распределение концертных номеров. Репетиции сценок, песен, танцев. Разучивание стихотворений. Конферанс. Праздник, посвященный 8 марта.

Праздник «Последний звонок»

Создание и обсуждение сценария. Распределение обязанностей. Репетиция вокальных и танцевальных номеров, стихотворений, сценок, массовых сцен. Праздник «Последний звонок».

Ожидаемый результат

Дети всесторонне развиваются. Они играют на сцене, учатся выражать свои чувства, отношение к своему герою. Проявляют инициативу, творчество.

Развивают речь, интеллектуальные, познавательные способности.

Формируется интерес к театральному искусству, музыке, поэзии.

Члены кружка отличаются трудолюбием, способны прийти на помощь друг другу. Вместе с родителями шьют театральные костюмы и готовят декорации, оформляют сцену

В ходе реализации образовательной программы обучающиеся получат следующие знания, умения, навыки:

1.Интонировать чисто, соблюдая правила пения.

3.Осуществлять разбор сценарного материала.

4.Сочинять небольшие отрывки, строфы, импровизировать в конкретном образе.

5.Двигаться, говорить, выступать со сцены в роли ведущего, актера, помощника.

6.Классифицировать знания о формах и жанрах театральных постановок.

7.Активизировать свою фантазию;

8.«Превращаться», преображаться с помощью изменения своего поведения место, время, ситуацию;

9.Видеть возможность разного поведения в одних и тех же предлагаемых обстоятельствах;

10.Коллективно выполнять задания;

Методическое обеспечение программы

Проведение занятий в театральном кружке «Детский театр» направлено на раскрытие творческих способностей детей.

В основном, проводятся практические занятия, которые строятся в форме театральных постановок, вокальных и танцевальных номеров, подготовки к различным праздникам, литературно-музыкальных композиций.

Вместе с детьми разрабатываются сценарии новогодних сказок-спектаклей, концертов, праздников.

В процессе занятий театрального кружка ребята приобретает знания о театральном и музыкальном искусстве; учиться правильно и красиво говорить, читать стихотворные тексты, уметь читать и создавать сценарии различных сценок.

В ходе репетиционной деятельности ребята получают навыки работы на сцене, познают культуру выступления, поведения на сцене, в ходе выступлений учатся импровизации.

В ходе индивидуальных занятий в малых группах ребята получают навыки работы над художественным образом, учатся улавливать особенности той или иной роли. Учатся искусству перевоплощения с помощью участия в создании элементов декораций и костюмов.

В ходе общения и целенаправленной совместной деятельности ребята получают и развивают в себе навыки делового и неформального общения как в малых группах, так и в коллективе в целом, получают опыт общения в разных социальных ролях, опыт публичных выступлений перед различной аудиторией.

Воспитательная и творческая работа через работу в малых группах, через творчество и сотворчество воздействует на личность, способствует ее становлению и развитию.

Основными методами реализации данной программы можно считать:

Метод театрализации;

Метод эмоциональной драматургии;

Метод работы «от простого к сложному»;

Суть метода театрализации состоит в соединении звуков, цвета, мелодий, интонаций в пространстве и времени, раскрывающих образ в разных вариациях . Благодаря своей социально-педагогической и художественной направленности театрализация выступает одновременно как социально-художественная обработка жизненного материала и особая организация поведения и действия личности в условиях досуга.

Основные формы работы:

1. Мастер – класс – это занятия в игровой форме, где с помощью различных средств метода театрализации будет проходить изучение основ театрального искусства:

Культуры речи;

Сценического движения;

Работы над художественным образом;

Вокальное исполнение.

2. Репетиция – разбор сюжетной линии. Определение ряда сцен, работа над исполнительским планом, работа над сценическим движением – «разводка» сцен.

3. Индивидуальные занятия – работа над художественным воплощением образа, вокальным исполнением или танцевальным номером.

4. Показ спектакля (других форм театрализации) – публичное выступление.

5. Воспитательные формы работы – беседы, посещение театров, совместные праздники, вечера отдыха. Индивидуальная работа с родителями – беседы, консультации, приглашения на выступления.

Различные формы работы направлены на сплочение ребят в один дружный, работоспособный творческий состав, что предполагает разноуровневое общение в атмосфере творчества.

Результатов данной программы являются театральные представления и спектакли, где обучающиеся принимают активное участие. Имеются сыгранные спектакли: «Стоптанные туфельки», «Красная Шапочка на новый лад».

Материально – техническое обеспечение

· Актовый зал

· Звуковая аппаратура, микрофоны

· Магнитофон

· Музыкальный центр

· Мультимедийная установка, экран

· Декорации

· Театральные костюмы

Литература

1.Воловик Т. Педагогика и методика досуга (Текст)/ Т. Воловик, С. Воловик – М. :Просвещение, 2001.

2.Классный руководитель: журнал – 2003. -№6,10.

4.Приложение к журналу «Внешкольное воспитание и дополнительное образование детей и молодёжи», 2005г

5. «Любовь моя театр», 2004г

6. «Мастерская чувств», 2006г

7. «Мир вокруг нас», 2000г.

1. Нескучный досуг. Серия «Праздник в школе». М.:Сфера, 2003.

2. Театральная мастерская. Журнал для юношества. М.: Издательство Московского педагогического университета, 2002.

4. Праздник в школе. ,

5. Игровые праздники и тематические вечера.