Всемирный день окружающей среды. Всемирный день охраны окружающей среды

5 июня отмечается Всемирный день окружающей среды (World Environment Day). Он был учрежден Генеральной ассамблеей ООН в 1972 году . Выбор даты связан с тем, что в этот день в Стокгольме (Швеция) открылась Конференция ООН по проблемам окружающей человека среды.

Конференция приняла декларацию, содержащую 26 принципов, которыми должны руководствоваться все государства в своей деятельности, направленной на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. В ней впервые было провозглашено, что охрана и оздоровление окружающей среды для нынешних и будущих поколений является первостепенной задачей человечества.

15 декабря 1972 года резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН была утверждена Программа ООН по окружающей среде (United Nations Environment Programme, ЮНЕП).

Являясь главным органом ООН в области окружающей среды, ЮНЕП разрабатывает глобальную экологическую программу, содействует реализации природоохранной составляющей устойчивого развития в рамках системы ООН, выступает в защиту природной среды земного шара.

Всемирный день окружающей среды является для ООН одним из основных способов привлечь внимание мировой общественности к проблемам окружающей среды, а также стимулировать политический интерес и соответствующие действия.

Охрана окружающей природной среды представляет собой систему государственных и общественных мер (технологических, экономических, административно-правовых, просветительских, международных), направленных на гармоничное взаимодействие общества и природы, сохранение и воспроизводство действующих экологических сообществ и природных ресурсов во имя живущих и будущих поколений. Сегодня экологические проблемы стоят в ряду самых важных и определяют уровень благополучия всей мировой цивилизации и, в частности, нашей страны.

В рамках борьбы по восстановлению экологии в РФ был принят целый ряд важнейших государственных и федеральных целевых программ. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года утверждена государственная программа Российской Федерации "Охрана окружающей среды" до 2020 года .

По мнению Всемирного фонда дикой природы (WWF) России, 2015 год в стране ознаменовался целым рядом крупных положительных достижений в природоохранной сфере. Среди WWF выделяет рост численности амурского тигра и дальневосточного леопарда, создание нового национального парка "Бикин" с нетронутыми кедрово-широколиственными лесами в бассейне одноименной реки на севере Приморского края, введение запрета на добычу тихоокеанских лососей дрифтерными (плавучими) сетями в исключительной экономической зоне РФ, разработку документации на создание опытной модели донного трала, который бы отвечал интересам рыбаков и оказывал меньше воздействия на морское дно и его обитателей.

В рамках Всемирного дня окружающей среды и Дня эколога в заповедниках и национальных парках ежегодно организуются акции с целью привлечения внимания общественности к проблемам экологии. На особо охраняемых территориях проходят экскурсии, мероприятия по уборке, эколого-просветительские программы, дни открытых дверей, проводятся экологические субботники.

Указом президента РФ от 5 января 2016 года 2017 год объявлен в России Годом экологии . Год экологии призван привлечь внимание общества к вопросам экологического развития РФ и обеспечения экологической безопасности.

В рамках подготовки и проведения Года экологии станут утилизация бытовых отходов, развитие особо охраняемых природных территорий, сохранение редких видов диких животных, водных объектов, охрана уникальных экосистем озера Байкал, сохранение и восстановление лесного фонда, обеспечение экологической безопасности в Арктике и другие.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №29 «Журавушка», город Сургут

по экологическому воспитанию на летний период

в рамках тематической недели «Все мирный день окружающей среды «Земля наш общий дом»

Воспитатель

Печникова О. Е.

Сценарий развлечение

«Всемирный день охраны окружающей среды»

для детей старшего дошкольного возраста (5-6лет)


Цель

Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к природе

Задачи

Образовательная область «Познание»

Уточнять, систематизировать и углублять знания о живой и неживой природе, бережном отношении к ней

Формировать умение самостоятельно решать экологические задачи

Образовательная область «Безопасность»

Способствовать формированию у детей представления о правильном поведении в природе

Образовательная область «Здоровье»

Учить правильно,взаимодействовать с природой

Материалы

Иллюстрационный материал: цветы, деревья, горы, реки, поля, солнце, воздух, небо;

природоохранные знаки;

аудиозаписи «Звуки природы»,

загадки о природе

Ход

Ведущий: А вы знаете, какой сегодня день отмечают у нас в стране? Сегодня Всемирный день охраны окружающей среды. А что такое «окружающая среда»? (цветы, деревья, горы, реки, поля, солнце, воздух, небо).

Отгадайте загадку:

Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица,

Но знают все: и млад, и стар,

Что она - огромный шар. (Земля)

Ведущий: Много тайн и загадок скрывает от нас природа. Но мы с вами любознательный народ и нам открываются любые тайны! Узнавали интересные сведения о жизни растений и животных из книг, рассматривали картины, иллюстрации о природе. Поэтому знаем ответы на многие «ПОЧЕМУ?», «ОТЧЕГО?», «КУДА?», «ЧТО?», и «ЗАЧЕМ?».

Для этого мы предлагаем вам вспомнить все то, что вы знаете о жизни растений, птиц, насекомых и зверей.

Нужно ответить на как можно большее число вопросов.

Как одним словом называют животных, которые живут рядом с человеком ? (Домашние.)

Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей – кто это? (Насекомые)

Ворона, скворец, воробей, ласточка - кто это? (Птицы)

У какого дерева белый ствол? (У березы)

Как называется дом муравьев? (Муравейник.)

Сколько ног у жука? (Шесть.)

(Улитка.)

(у ежа.)

Кто носит свой дом на спине? (Улитка.)

У какого зверя есть иголки? (у ежа.)

Лев - дикое или домашнее животное? (Дикое.)

Карась, щука, сом, окунь – это..(рыбы)

У какого зверя рыжая шубка? (У белки, лисы.)

Как назвать детеныша свиньи? (Поросенок.)

Какая птица лечит деревья? (Дятел.)

Как называется домик для птиц, сделанный руками

человека? (Скворечник.)

Какое растение помогает вылечить рану? (Подорожник.)

У какой птицы красная грудка? (У снегиря.)

4-я ситуация

После дождя дети пошли гулять во двор.

Посмотри, сколько червяков!

Давай соберем их и девчонок испугаем!

Пойдем посмотрим, где девчонки!

Оставляют банку с червями закрытой.

Воспитатель. Правильно ли поступили ребята?

Дети. Червей собирать нельзя, у них своя роль в природе. Они рыхлят землю, чтобы дышали корни растений, ими питаются некоторые животные.

Музыкальная пауза «Угадай, чей звук»

Ведущий включает аудиозапись со звуками природы.

Дети угадывают:


  1. шум дождя,

  2. пение птиц,

  3. вьюга,

  4. шум ветра,

  5. стук дятла,

  6. мычание коровы,

  7. кукушка,

  8. хруст снега,

  9. мурчание кота,

  10. лай собаки

  11. шум моря.
Ведущий: А сейчас поиграем в игру «Покажи движениями»:

  1. как птицы собирают ветки и строят гнезда,

  2. как кружится снег во время вьюги,

  3. как медведь вылезает из берлоги весной,

  4. как осенний лист падает на землю,

  5. как заяц барабанит по пню лапами,

  6. как растет трава,

  7. как лиса вынюхивает добычу,

  8. как идет дождь.
Вопросы о растениях:

- Для чего нужна трава? (для красоты, живут насекомые, как корм для животных, душистые вещества для приготовления духов, очищает воздух).

- Чем отличаются хвойные деревья от лиственных? хвойных деревьев вместо листьев – иголки, хвоя, они не боятся мороза).

- Какое дерево летом и зимой остается зеленым? (ель, сосна).

- Какую пользу приносят деревья? (листья деревьев собирают пыль и грязь, обогащают воздух чистым кислородом).

Вопросы о животных:

Природа: Сейчас пойдемте все со мной,

В тиши укроемся лесной.

Природы жизнь вам покажу,

О ней немного расскажу…

/идём на участок старшей группы/

/Природа говорит на фоне тихой плавной музыки, дети расходятся по своим местам. В центре участка остаются девочки-цветы/

Природа: Смотрите: в утренней росе

Цветы встают во всей красе

Вот потихоньку оживают

Для вас свой танец начинают.

«Танец цветов»

/На заключительные такты музыки появляется Бяка-Закаляка/

Б.-З. Что за гадкие цветы? /дергает их, щипает/

Фу, противные листки!

Я- Бяка-Закаляка, драчун и забияка,

Красоты я не люблю, все цветы я погублю!

Как приду сюда с мешком, все их вырву с корешком!

/Пытается «вырвать» один из цветков, цветы просят помощи у детей/

Цветок: Цветы лесные, полевые,

Прекрасны мы, когда живые

Но если нас сорвать, то ясно

Завянем мы, краса угаснет. /цветы склоняют голову/

Природа: Ах, дети, вы им помогите

И Закаляку прогоните.

Мальчик /обращ. к Б-З/ А ну, беги скорей отсюда

Иначе будет тебе худо!

Б.-З. Ой, не могу! Не от тебя ли? /Хохочет, щелкает мальчика по

Со мной ты справишься едва ли! носу, наступает на него/

/Подбегают другие мальчики/

Мальчики: Мы защитить цветы сумеем

Тебя все вместе одолеем.

/Б-Зак. отступает от цветов/

Б-З. Ах вот вы как! Ну ничего!

Вижу вы добры, смелы.

Пойду-ка я к другим детям.

Природа: Вам понять давно пора, что добро сильнее зла!

Вы тот час же уходите и нам больше не вредите!

/Б-Зак. уходит/

Природа: Правильно, мальчики, не позволяйте травы топтать,

И цветы никому не давайте рвать

И об этом, дети, вы расскажите

Всем людям на свете.


  • Я соберу цветы в букетик,
    Ромашка - Ты, ромашка - Я,
    А вот ромашки - наши дети!
    Ромашка - крепкая семья!

  • Что за странный гул и звон
    Раздаётся за окном?
    Так заливисто хохочет
    Бело-синий колокольчик!
    Если солнышко печёт,
    Песню тихо он поёт.
    Сильный ветер налетает –
    Песню громко запевает.

  • Одуванчик придорожный,
Был как солнце золотым,

Но отцвел и стал похожим

На пушистый белый дым.


  • Пион расцвел на грядке
    И удивил красою,
    Он весь покрыт росою -
    На нас глядит украдкой.

  • Золотой подсолнушек,
    Лепесточки – лучики.
    Он – сыночек солнышка
    И весёлой тучки.
    Летом наш подсолнушек –
    Как цветной фонарик.
    Осенью нам чёрненьких
    Семечек подарит.
/дети ставят на цветник запрещающий знак/

Природа: Я вижу доброе сердце у вас,

А мы продолжим путь.

/Идем к деревьям/

Лишь солнца луч, скользнув сквозь елей,

Позолотит сосновый бор,

Так радостные птичьи трели услышишь ты со всех сторон.

Эти песни не напрасны: Чик-чирик…тилим…тень-тень

Значит будет день прекрасный,

Солнечный, летний день!

Природа: Ой, смотрите, птичка летит.

Игра - инсценировка по стихотворению А.Пчельниковой «ПТИЧКА»

Дети. А, попалась, птичка, стой!

Не уйдешь из сети:

Не расстанемся с тобой ни за что на свете!

/Дети идут в круг, взявшись за руки. Останавливаются/.

Птичка. Ах. Зачем, зачем я вам, маленькие дети?

Отпустите полетать, развяжите сети!

/Птичка машет крыльями, слегка приседая, наклоняя голову/

Дети. Не отпустим, птичка, нет! Оставайся с нами:

Мы дадим тебе конфет, Чаю с сухарями…

/Дети идут из круга, останавливаются/

Птичка. Ах, конфет я не клюю, не люблю я чаю:

В поле мошек я ловлю, зерна собираю…

/Птичка качает головой, слегка наклоняется вперед,

расставив руки в стороны, «клюет зерна»/

Дети. Там замерзнешь ты зимой где-нибудь на ветке:

А у нас-то в золотой будешь жить ты в клетке!

/Дети идут по кругу, останавливаются/

Птичка. О! Не бойтесь: в теплый край улечу зимою

А в неволе – светлый рай будет мне тюрьмою.

/Птичка бежит по кругу/

Дети. Птичка, птичка! Как любить мы тебя бы стали!

Не позволили б грустить: все б тебя ласкали.

/Дети показывают, останавливаются/

Птичка. Верю, дети, но для нас вредны ваши ласки:

С них закрыла бы как раз я навеки глазки

/Птичка машет крыльями, слегка приседая/

Дети. Правда, правда! Птичка ты, не снесешь неволи…

Ну, так Бог с тобой – лети и живи на воле!

/Дети идут из круга, останавливается, птичка подбегает к краю круга,

разрывает его и «улетает» на волю/

Природа: Я вижу, вы все поняли, что птиц ловить нельзя. Они - санитары леса. Без них опустеет земля.

/Дети ставят около дерева запрещающий знак /

Природа: Дети, а почему птиц называют санитарами леса?

Дети: 1.Птицы уничтожают вредных насекомых,

2. Не дают болеть растениям.

Природа: А кого еще называют санитарами леса?

Дети: Муравьев!

Природа : Правильно! Я продолжаю свой рассказ

И покажу я вам сейчас

Лесных рабочих муравьев.


  1. Муравью нельзя лениться, муравей живет трудом:
И жучка, и гусеницу тащит в свой подземный дом .

  1. Как увидишь, что спешит он своей дорогой
Ты его не обижай, ты его не трогай!

Песня про Муравья

/Дети ставят около муравейника запрещающий знак/

Природа: Ребята, давайте и мы представим себя трудолюбивыми муравьями и поиграем в игру.

Игра «Чей муравейник самый трудолюбивый»

Природа: Ребята, давайте посмотрим в бинокли вон на ту реку.

Инсценировка «Рыбы бегут из реки»

1 реб. Ой, ребята, посмотрите

По полям бегут ерши, окуни и караси.

2 реб. Может в сказку мы попали? Или это просто сон?

У Чуковского читали в «Путанице» это все.

3 реб. Нет, ребята, то не сон и не сказка вовсе

Вот бегут к нам щука, сом, все у них мы спросим.

1 реб. Щука, сом, скажите, куда же вы спешите?

/Дети ставят на реке запрещающие знаки/

Щука. Вот спасибо вам, друзья! Возвращаемся тогда.

И озера, и моря – ваши лучшие друзья,

Все вместе: Берегите их всегда!


Природа: Наши дети умные и добрые, они не будут обижать природу.

1 реб. Доброта нужна всем людям

Пусть побольше добрых будет

Ну а злой на что не взглянет

Все от злого взгляда вянет

2 реб. Давайте с вами будем всерьез, не для игры

Ко всем зверям и людям добры, добры, добры!

Чтоб был наш мир похожим на яблоки в цвету

Дари, дари, прохожим, тепло и доброту!
Природа: Спасибо вам, дети, за ваши стихи!

Пусть исчезнет зло на свете

Пусть с природой дружат дети!

Ведь и зайцы и лисицы, насекомые и птицы,

И растения живые – людям братья все родные!

Старайтесь их не обижать, любить, беречь и уважать

Пусть существует без помех огромный мир – один на всех!
Песня « Песня о природе»

Природа: Благодарить хочу я всех,

Вам я дарю такой диск,

Этот диск не простой,

В нем заключен подарок мой

Природа щедро награждает всех,

Кто ее не обижает,а бережет и защищает.

Берите подарок и отправляйтесь в садик с ним.

Дети: Спасибо!

Непосредственная образовательная деятельность по экологии

с детьми старшего дошкольного возраста

Тема: «Природа - наш общий дом»

Программное содержание:


Цель

Обобщить и систематизировать знания детей о сбережении и защите окружающей среды

Интеграция образовательных областей

«Здоровье» - развивать у детей самостоятельность, ответственность и понимание значения правильного поведения для охраны своей жизни и здоровья. Формировать представления о взаимосвязи природы и человека и влиянии окружающей среды на здоровье

«Безопасность» - з акрепление представлений об опасных для человека и окружающей природы ситуациях и способах поведения в них

«Социализация» - с пособствовать развитию экологической культуры детей

«Познание» - развивать логическое мышление, память, речь

«Чтение художественной литературы» - способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям, выразительному чтению стихов

Методы

практический, игровой, наглядный, слуховой, словесный

Приемы

погружение в игровую ситуацию

групповая коллективная работа

беседа, загадывание загадок

голосовая и эмоциональная модуляция

стихи

физкультминутка

Предварительная работа

Просмотр мультимедиа презентации с беседами о природе

Рассматривание илюстраций, альбомов на тему: «Природа», составление рассказов по картинкам

Проведение дидактических игр: «Кто где живёт», «Кто лишний»

Проведение подвижных игр

Игровые ситуации по правилам обращения с природой

Здоровьесберегающие технологии

Физминутка

Релаксация

«Слушаем звуки леса»

Аппаратное обеспечение

ноутбук

Образовательные ресурсы

Проект основной образовательной программы «Успех» под редакцией Н.В. Фединой


Ход занятия

Воспитатель: Добрый день дорогие дети! А вы знаете, 5 июня – Всемирный день охраны окружающей среды.

Мы с вами живем на прекрасной планете Земля. Большая часть земного шара покрыта водой - океанами и морями (показать картинку моря...), меньшая часть твердой сушей. И на суше и в воде растет множество растений, живут разные животные. Каждому на Земле есть место, у каждого есть свой дом . Всем живым существам нужна чистая вода, чистая земля, чистый воздух. Сегодня мы с вами собрались, чтобы уточнить наши знания о природе, расширить их, закрепить.

Беседа с просмотром презентации.

(Охрана окружающей среды; Животные; Природные явления)

Дальнейшее наша занятие с вами будит проходить на участке нашего детского сада (собираемся на улицу).

Воспитатель: Давайте с вами встанем в полукруг.

Ребята, скажите, как называется наша планета? (Дети отвечают: Земля) А какую форму она имеет?(шар) Верно форму шара. Только шар этот такой большой, и чтобы объехать его нужно много месяцев. Ещё я вам хочу показать модель нашей земли. (воспитатель показывает глобус) Сейчас я вам дам его каждому подержать.

(Звучит тихая музыка, воспитатель, читает стихотворение):

Наш дом родной, наш общий дом,


Земля, где мы с тобой живем.
Ты только посмотри вокруг.
Тут речка, там зеленый луч,
В лесу дремучем не пройдешь !
Воды в пустыне не найдешь:
А где-то снег лежит горой,
А где-то жарко и зимой,
Чудес нам всех не перечесть,
Одно у них названье есть,
Леса и горы и моря,
Все называется земля.
А если в космос мы взлетим,
То из окна ракеты
Увидишь шар там голубой
Любимую планету.

Воспитатель: Ребята, к нам пришло письмо. Давайте прочитаем. Нам предлагают поиграть в телевизионную игру. Вы согласны принять участие в игре?

Дети: Да

Воспитатель: Тогда я буду ведущая. А вы участники игры. Перед началом игры мы разделимся на две команды, и позволим вам придумать название своей команды, связанное с природой , выбрать капитана. И, конечно же, познакомимся с правилами.


  1. Нельзя выкрикивать с места.

  2. Ответы принимаются по очереди. За правильный ответ команда получает смайлик.

  3. В конце игры подсчитываем смайлики. Побеждает тот, у кого будет больше смайликов.
Ну конечно тема игры – «Природа»

Первая команда «Ромашки», вторая «Фиалки».

Все готовы начать нашу игру.

Дети: Да.

Воспитатель: Первое задание

Задание №1

1. Скажите, для чего нам нужна вода? (Пить, купаться, вода нужна животным и растениям) .

2. Что вы можете рассказать о воде? Какая она бывает? (Пресная, питьевая, очищенная, минеральная, мутная, грязная).

3. Назовите домашних птиц умеющих плавать? (гусь, утка)

4. Ребята, скажите, можно ли сжигать мусор? (Нет, он выделает вредный дым) . А закапывать в землю? (Не всё сгнивает в земле) .

5. Что необходимо для роста и развития растений? (земля, вода, свет, воздух, тепло).

6. Как нужно беречь воду? (Экономить воду, не загрязнять) .

Задание №2

1 команда

Почему животных называют дикими?

(ответы детей)

Сами добывают корм;

Строят жилище;

Приспосабливаются к окружающей среде

Спасают от врагов.

2 команда

Почему животных называют домашними?

(ответы детей)

О них заботится человек;

Они не заботятся о корме;

Живут в готовых жилищах.

Задание №3

Воспитатель:

Как мы должны заботиться о птицах?

Каждая команда должна отвечать поочередно, ответы должны быть полными, развёрнутыми. (Мы должны вешать кормушки. Нельзя кормушки разорять. Не забывать кормить птиц.)

Задание №4

Воспитатель: А сейчас я вам буду загадывать загадки, чья команда быстрей ответит. Не выкрикиваем, а подымаем руку.

1. Наши младшие братья живущие в лесу (ЗВЕРИ)

2. Обитатель леса шустрый своровал листок капустный.

У него дрожат реснички, нет ли где-нибудь лисички?(ЗАЯЦ)

3. На овчарку он похож,

Что ни зуб-то острый нож,

Он бежит оскалив пасть,

На овцу готов напасть (ВОЛК)

На деревьях живет

И орешки грызет. (БЕЛКА)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Воспитатель: Хлопать в ладоши, если растения растут в наших краях, а если не растут тогда молчать.

(ЯБЛОНЯ,ГРУША,МАЛИНА,АПЕЛЬСИН,ЕЛЬ,СОСНА,КАШТАН,БЕРЕЗА,ВИШНЯ,КОКОС,СЛИВА,ДУБ,ЛИМОН,КОФЕ)

Задание №5

Изобразить животное в движении

1 команда изобразит нам (медведя и зайца)

2 команда изобразит нам (бабочку и лягушку).

Воспитатель: Молодцы на этом наша телеигра завершается, давайте с вами подсчитаем смайлики.

(Играет музыка, воспитатель вместе с детьми подсчитывает смайлики)

И так ребята какая - же у нас команда победила?

Дети: Дружба

Воспитатель: Конечно же дружба. Ребята вы меня очень порадовали своими ответами, МОЛОДЦЫ, а сейчас музыкальная пауза.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА

«У медведя дом большой»

У медведя дом большой - делаем руками крышу

Он глядит в своё окошко - делаем руками окошко

Зайка пополю бежит, в дверь к нему стучит - изображая бег на месте.

Тук-тук! Дверь открой! - стучим и открываем дверь - две ладошки в стороны

Там в лесу охотник злой! - показываем злого охотника - хмурим брови и руки вверх.

Зайка, зайка, забегай! - приглашаем, рукой машем - ЗАХОДИ!

Лапу мне давай! - даем «лапу»

Воспитатель:

А сейчас я вам повторю правила поведения в лесу:


  • НЕ РВАТЬ ЦВЕТЫ

  • НЕ РАЗОРЯЙ МУРАВЕЙНИКИ

  • НЕ ЛОМАЙ ВЕТКИ

  • НЕ БЕРИ ЖИВОТНЫХ ДОМОЙ

  • НЕ ШУМИ И НЕ ВКЛЮЧАЙ ГРОМКО МУЗЫКУ В ЛЕСУ

  • НЕ МУСОРИ В ЛЕСУ.
Мы думаем, что сегодня мы много узнали и поняли, что надо крепко любить и беречь нашу Землю - наш огромный общий дом.

Не обижай ни птахи, ни сверчка!

Не покупай для бабочки сачка!

Люби цветы, леса, простор полей -

Все, то что зовется Родиной твоей!

Давайте все вмести пройдёмся по нашему участку и повесим плакаты. (Берегите природу).

Экологический КВН


Тема

«Человек – друг природы»

Задачи

закреплять знания детей о родной природе

формировать у детей устойчивый интерес к природе через эмоциональное отношение

Воспитывать чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре

Учить детей соблюдать правила игры, умение слушать ответы товарищей и дополнять их

Развивать быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление

Увлечь детей и вызвать радостное переживание от совместной командной деятельности

Оборудование

доска, 2 маленьких столика

эмблемы команд для каждого участника

знаки-рисунки, выражающие экологические проблемы

магнитная доска

изображения зимующих, перелётных и домашних птиц

кроссворд

фишки зелёного цвета

фонограмма шума дождя, грозы, шторма

Кто не слышал лозунги о защите окружающей среды? Я их помню еще с детских лет, а только сегодня узнал, что 5 июня отмечается Всемирный день защиты окружающей среды . День важный и нужный, поэтому и говорить о нём стоит довольно подробно. Рекомендую задержаться, тема действительно стоящая и, мне было интересно в неё погрузиться.

Для начала у нас будет краткий исторический экскурс, это полезно, блеснёте эрудицией при случае.



World Environment Day был провозглашён на 27-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН от 15 декабря 1972 года. Лучшие умы посовещались и выбрали датой проведения 5 июня - день начала работы Стокгольмской конференции по проблемам окружающей человека среды в 1972 году.

Ежегодно определяется тематика и девиз, а также выбирается место проведения основных международных мероприятий. В чём главный призыв в этот день? Всё просто: проводить мероприятия, подтверждающие стремление к сохранению и улучшению окружающей среды. Так, мне более всего понравились тематики: «Только одна Земля» (1974), «Только одно будущее для наших детей - развитие без разрушения» (1979), «Окружающая среда и кров: больше, чем крыша» (1987), «Тысячелетие окружающей среды - время действовать» (2000), «Таяние льда - Горячая тема!» (2007), «Семь миллиардов снов. Одна Планета. Потребляй с осторожностью» (2015).

Девиз 2016 года кажется мне очень актуальным, он словно суммирует в себе множество призывов предыдущих лет, говоря о том, что никогда не поздно обратить внимание на важные аспекты жизни: «Присоединись к гонке, чтобы сделать мир лучшим местом».

«ОК, день важный, мы поняли, делать-то что?» - так среагировали мои друзья, с которыми я делился мыслями в ходе работы над данным материалом. Предполагаю, у вас тоже мог возникнуть такой вопрос, поэтому привожу варианты того, что можно сделать полезного и почувствовать себя молодцом.

Старый, как мир, совет - бережно относиться к ресурсам нашей милой планеты. При этом есть достаточно большое количество организаций, которые избрали своей миссией улучшение качества жизни на планете и сохранение её ресурсов. Вы можете ознакомиться с их деятельностью и вступить в ряды активистов.

Я разберу варианты полезной деятельности на основе материалов известного всем фонда WWF Россия (wwf.ru), он мне близок. Так, для привлечения внимания к существующим проблемам создателями запущен проект Экослед (ecosled.wwf.ru), пройдя тест, вы узнаёте о своей роли на планете, что может помочь пересмотреть некоторые из привычек - в лучшую сторону! Я вот во время теста поймал себя на мысли, что торчу в дУше, пожалуй, слишком долго и расходую воду.

Далее. WWF собрал эко-советы, которые при массовом использовании смогут принести хороший результат. Я на это смотрю как на челлендж. Они так и советуют - выбираешь один из советов и неделю ему следуешь, это здорово дисциплинирует. Картинку с советами прикреплю. Мне было непросто, но интересно постоянно себя контролировать (мой челлендж - выключать свет там, где он не нужен). Дурацкая привычка оставить свет в коридоре или на кухне просто потому, что «я ж сейчас вернусь» очень прочно укоренилась во мне. Надеюсь, натренируюсь так, что счет за свет станет меньше. Вы же можете выбрать любой другой из обозначенных или предложить свой (в комментах поделитесь вариантами?)

Фраза «Начни с себя» и последующая работа над вредными привычками - хороший старт, а для тех, кто хочет внести ещё более значимый вклад, есть опять-таки множество возможностей. Как вариант - зайти на сайт того же WWF и принять участие в приглянувшихся акциях (help.wwf.ru). Сразу скажу для тех, кто не прочь сделать благое дело, но и не хочет существенно тратиться, там есть варианты пожертвований: «Индивидуальный сторонник» от 900р./год или вариант «Начать с меньшей суммы» обойдётся и того меньше.

Поддерживать WWF - дело не только ДЕЙСТВИТЕЛЬНО полезное (читай - ты буквально делаешь мир лучше), но и престижное. Но тут я не о престиже, который смешан с пафосом, а о престиже, который подчёркивает значимость деятельности. Обратите внимание, что WWF поддерживает поддерживают огромное количество знаменитых людей и крупных компаний, забота об окружающей среде стала важной частью корпоративной социальной ответственности любой компании. Для кого-то из них это становится не просто делом чести, но и находит отражение в их собственной деятельности и бизнесе. К примеру, в 2008 году компания Coca-Cola стала партнером проекта WWF «Медвежий патруль» и с тех пор поддерживает инициативу Фонда по сохранению популяции белого медведя на Арктическом побережье РФ, которой грозит вымирание в результате изменения климата. А теперь вспомните белого мишку в качестве символа Колы (я охотился за сувениркой с ним, честно собирал крышечки и отбирал у друзей! Кто ещё так делал?)

В общем, писать могу ещё много, но буду закругляться, чтобы не тратить лишний раз энергию ноута, выключить его и помочь окружающей среде =)

Друзья, давайте закрывать кран, когда чистим зубы (можно набрать воды в стакан), а не позволять ей утекать бесследно (вместе с вашими деньгами за оплату воды). Давайте гасить свет. Давайте выбрасывать мусор в урны. Давайте сдавать ненужную одежду нуждающимся. Давайте попробуем делать маленькие важные шажки к самосовершенствованию не ради возможности гордо заявлять «Я внёс пожертвование на спасение популяции тигров», а ради собственного знания, что вы позаботились о тех, кто не может этого сделать сам, и о месте, которое долгие тысячелетия служит нам домом.

От окружающей среды зависит здоровье людей, экономическое процветание, качество жизни. Деятельность людей пагубно сказывается на живых организмах, растениях, ландшафтах, водоемах. Загрязняется почва, атмосфера, реки и моря, сокращаются популяции. Чтобы привлечь внимание правительств, социума, промышленных предприятий к актуальным проблемам экологии, создан международный праздник.

Когда проходит

Всемирный день охраны окружающей среды отмечается ежегодно 5 июня. В 2019 году дату празднуют в России, Украине, Беларуси и других странах.

Кто отмечает

В мероприятиях участвуют активисты благотворительных организаций, сотрудники общественных движений, фондов, научные работники, исследователи, специалисты в сфере экологической безопасности, государственные структуры. К торжествам присоединяются защитники окружающей среды, студенты, преподаватели профильных специальностей ВУЗов.

История и традиции праздника

Событие учредила Генеральная Ассамблея ООН на 27-й сессии резолюцией № A/RES/2994 (XXVII) от 15 декабря 1972 года. Выбранная дата имеет символическое значение. Она приурочена ко дню начала Стокгольмской конференции по проблемам окружающей человека среды.

На международном форуме рассматривалось понятие устойчивого развития как концепции прогресса человечества. Участники конференции создали Стокгольмскую декларацию. Документ установил 26 принципов сохранения окружающей среды, возложил ответственность и обязательства на государства в вопросах экологии.

Праздничные мероприятия сопровождаются ежегодной темой, которая отражает актуальные проблемы перед человечеством. В этот день люди высаживают деревья, кустарники, убирают мусор. Устраиваются просветительские лекции, конференции, семинары, тематические занятия. Проводятся слушания о сокращении выбросов загрязняющих веществ. В образовательных учреждениях обсуждаются способы бережного обращения с природными ресурсами. Чествуют людей, которые внесли значительный вклад в защиту окружающей среды. Проходят акции экологических организаций. Деятели общественных движений привлекают внимание социума к актуальным экологическим вопросам с помощью демонстраций, протестов и флешмобов. В эфире телевидения и радиостанций транслируют документальные, художественные ленты о природе.

Гринпис - влиятельная международная экологическая организация. Ее акции поддерживают активисты по всему миру. Деятельность организации ориентирована на защиту лесов, водоемов, борьбу с загрязнениями, ядерное разоружение. Она основана на трех принципах: независимость, ненасильственность, протест действием. Кампании финансируются за счет пожертвований.

Конференция ООН по устойчивому развитию «Рио+20», которая проходила 20-22 июня 2012 года в Рио-де-Жанейро, добавила к положениям об охране природы принципы борьбы с бедностью, социальными проблемами.

5 июня отмечается Всемирный день окружающей среды. Он был учрежден Генеральной ассамблеей ООН в 1972 году . Выбор даты обоснован тем, что в этот день открылась Конференция ООН по проблемам окружающей человека среды (Стокгольм, 1972 год).

Конференция приняла декларацию, содержащую 26 принципов, которыми должны руководствоваться все государства в своей деятельности, направленной на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. В ней впервые было провозглашено, что охрана и оздоровление окружающей среды для нынешних и будущих поколений является первостепенной задачей человечества.
Всемирный день окружающей среды является для ООН одним из основных способов привлечь внимание мировой общественности к проблемам окружающей среды, а также стимулировать политический интерес и соответствующие действия.

Охрана окружающей природной среды представляет собой систему государственных и общественных мер (технологических, экономических, административно‑правовых, просветительских, международных), направленных на гармоничное взаимодействие общества и природы, сохранение и воспроизводство действующих экологических сообществ и природных ресурсов во имя живущих и будущих поколений. Сегодня экологические проблемы стоят в ряду самых важных и определяют уровень благополучия всей мировой цивилизации и, в частности, нашей страны. Россия играет ключевую роль в поддержании глобальных функций биосферы, так как на ее обширных территориях, занятых различными природными экосистемами, представлена значительная часть биологического разнообразия Земли.

Ежегодно определяется тематика Всемирного дня окружающей среды. В 2012 году этот день был посвящен "зеленой" экономике, а принимающей страной стала Бразилия. В 2013 году Всемирный день окружающей среды посвящен проблеме рационального расходования продовольствия и сокращения выбрасываемой пищи, он .
Ежегодно около 30% производимого в мире продовольствия теряется или выбрасывается. В денежном эквиваленте этот объем равен триллиону долларов.
Пищевые отходы являются серьезной проблемой для развитых стран, за которой чаще всего стоят розничные сети и потребители, выбрасывающие еще годные для питания продукты в мусорный бак.
В то же время, один из семи человек в мире ложится спать голодным и более чем 20 тысяч детей в возрасте до 5 лет ежедневно умирают от голода. Пищевые отходы также — огромное истощение природных ресурсов и вклад в отрицательное воздействие на окружающую среду .

Экологи назвали 10 жемчужин природы России под угрозой уничтожения WWF накануне Всемирного дня охраны окружающей среды и Всероссийского дня эколога назвал десять природных мест России, которые могут потерять экологическую ценность в ближайшие годы по вине человека.

Центром проведения Всемирного дня окружающей среды в 2013 году была выбрана Монголия. Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) сообщила, что Монголия удостоена такой чести в связи с ее усилиями по продвижению зеленой экономики, в том числе экологических технологий в горнодобывающем секторе. Правительство страны ввело мораторий на разработку новых месторождений угля, а также объявило о планах перехода на получение энергии от возобновляемых источников. Помимо этого были отмечены достижения Монголии в экологическом просвещении молодежи.
Во Всемирный день окружающей среды во многих странах планеты проходят природоохранные мероприятия и акции, направленные на защиту окружающей среды и экологии.

5 июня свой профессиональный праздник отмечают и отечественные экологи . Соответствующий указ 21 июня 2007 года подписал президент РФ Владимир Путин. Впервые День эколога прошел в 2008 году.
Появление этого праздника в России подчеркивает важность профессиональной деятельности государственных природоохранных учреждений всех уровней, неправительственных экологических организаций и всех, кто способствует сохранению природы и окружающей среды.
Вопросы охраны окружающей среды относятся к приоритетным вопросам политической, экономической и общественной жизни страны, являясь одной из задач национальной безопасности. Право граждан РФ на благоприятную окружающую среду закреплено в Конституции РФ.

10 природных жемчужин России, которые могут исчезнуть Накануне Всемирного дня окружающей среды назвал десять уникальных мест нашей страны, которые уже в ближайшие годы могут потерять экологическую ценность. РИА Новости предлагает вашему вниманию карту природных жемчужин России, которые находятся в серьезной опасности по вине человека.

В России, по оценкам на 2012 год, насчитывается около 12 тысяч особо охраняемых природных территорий (ООПТ) различных уровней и категорий. Основу федеральной системы ООПТ составляют 102 заповедника, 43 национальных парка и 70 федеральных заказников. Согласно Концепции развития системы ООПТ , которая была утверждена в 2011 году, в ближайшие восемь лет планируется создать еще 11 заповедников, 20 национальных парков и один федеральный заказник.

В рамках Всемирного дня окружающей среды и Дня эколога в заповедниках и национальных парках ежегодно организуются акции с целью привлечения внимания общественности к проблемам экологии. На особо охраняемых территориях проходят экскурсии, мероприятия по уборке, эколого‑просветительские программы и дни открытых дверей.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников