Методы диагностики в дошкольном возрасте. Методики психолого-педагогического обследования дошкольников. Методика «Разборка и складывание пирамидки»

Психолого-педагогическая диагностика

Готовность ребёнка к обучению в школе определяется по трём параметрам: первый - состояние здоровья и уровень физического развития- определяют медики и отражают в медицинской карте, второй и третий - интеллектуальная и личностная готовность - определяется в ходе педагогического обследования.

Игра - особый образ жизни в раннем детстве. Игра часто воспринимается как нечто бессмысленное, неважное для обучения детей. Это особенно отражено в концепции «примера», которая часто используется на техническом языке в области образования в раннем детстве. Этот термин предполагает, что также должны быть «ориентированные» формы игры, которые могут быть инициированы взрослыми в любое время, посредством которых контент может быть передан игровым способом и через который обучение детей может быть более расслабленным, более «ориентированным на ребенка» и более эффективным.

При приёме ребёнка в школу обязательно проводится обследование ребенка психологом школы, опрос родителей с целью определения уровня готовности будущего первоклассника к обучению.

Используются методики выявления степени развития образных представлений детей, сенсорного развития, развития наблюдательности, памяти, воображения, оценивается отношение ребёнка к школе, к сверстникам и взрослым.

Однако, игра из-за своей внутренней мотивации является особой формой человеческой деятельности и самой сложной и конкретной формой обучения детей в раннем детстве. Игры и игры - попытка определения. Игра - интересное и очень сложное, вездесущее явление, т.е. люди играют во всех культурах и в каждом возрасте - только игровые формы и игровой контент различаются. Ганс Шойерл рассказывает о сфере игривости.

Игры животных также являются частью этой области, так как многочисленные увлечения, спортивное или социальное развлечение и отдых взрослых людей, а также некоторые явления фестивалей, культовых форм, искусств и наук высокой культуры часто ассоциируются с игрой, вся эстетика связана с явлениями, которые связаны с игрой.

Существенным для психолого- педагогической диагностики является также определение сформированности у дошкольников предпосылок к овладению грамотой и математикой. Такими предпосылками являются соответствующий возрасту уровень развития устной речи (состояние слухо-речевой памяти, словарный запас, состояние связной речи); соответствующий возрастной норме уровень общего развития (обученность ребёнка, достаточно развитое наглядно-образное мышление, основы логического мышления) ; достаточная степень развития ряда неречевых функций (состояние зрительного восприятия, состояние пространственного восприятия, состояние моторики и зрительно- моторных координаций).

Методика «Цветные кубики»

Благодаря игре дети приобретают все необходимые им навыки, чтобы иметь возможность самостоятельно жить самостоятельно, самоопределяться и самоокупаться и жить в группах. По своей сложности игра является наиболее эффективным и сложным, но также и самым приятным способом обучения. Но как определяются игры? Как вы можете сказать, играют ли дети?

Методика «Разрезные картинки»

Играть: термин - два разных действия. На немецком языке термин «игра» может означать два разных действия: играть, в смысле игры и делать игры в смысле игры. Это концептуальное различие имеет большое значение для определения роли педагогических специалистов в этой деятельности: наблюдение или руководство - за действиями детей или инструктаж их самих, их сопровождение и передача контента.

Входная диагностика

Опросник для родителей

(адаптированный вариант опросника Дж. Чейпи)

Владеет полностью- 2

Частично владеет- 1

2. Способен ли ребёнок назвать одним словом предметы мебели, виды транспорта и т. д.

Всегда может подобрать обобщающее слово -2

Не всегда- 1

3. Может ли ребёнок удержать в памяти и выполнить как минимум, три указания?

Воспроизведение в смысле игры часто также называют терминами, такими как творческие игры или ролевые игры. Это игры, в которых дети скользят в другие роли и самоопределение с темами и содержанием, в одиночку или вместе с другими детьми. Роллинг-игры похожи на изучение дихотомического процесса. Хаузер описывает это очень впечатляюще.

Каждый ребенок может точно указать, играет ли он или нет, и поэтому определяет, что, когда и с кем он играет. Поэтому игры всегда свободны или связаны с самоопределяемыми правилами или правилами, согласованными в группе. С точки зрения бихевиориста по обучению и развитию детей играть в смысле «игры» также можно рассматривать как метод обучения и обучения с целью достижения определенных образовательных целей. Из этого теоретического теоретического фона, вероятно, возникает понятие «масонов». Дети должны учиться творчески, с удовольствием и особенно эффективно - не осознавая этого, рассказывая им, что играть, чтобы достичь цели.

Да-1

Нет -0

4. Чтение

Ребёнок знает буквы

Понимает разницу между буквой и звуком, может прочитать слово из 1- 2 слогов

Ребёнок читает бегло, может разделить слова на слоги, выделить первый и последний звук в слове

5. Может ли ребёнок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?

Да-1

Нет -0

Эти часто методически творчески разработанные дидактические упражнения необходимы для развития детей и, следовательно, также для стимулирования и дальнейшего развития их игры, но должны предлагаться, сопровождаться и отражаться вне игрового времени и адаптироваться к индивидуальному развитию ребенка или детской группы.

В отличие от описанных ролей или творческих игр, есть игра правил в виде игры, форма игры, в которой исправлены, как правило, кросс-разделенные правила. Отшельник определил. Игры как правила игры, организованные более или менее сложным набором правил, в соответствии с которыми правила стандартизируют конкурс с состоянием цели или защищают игровой процесс без конкуренции и обычно определяют взаимодействие нескольких игроков, в некоторых случаях игра отдельного игрока.

6. Легко ли ребёнку отвечать на вопросы взрослых?

Да-1

Нет -0

7. Может ли ребёнок объяснить, для чего служат различные вещи?

1- даёт элементарные объяснения

2- даёт развёрнутые объяснения

8. Может ли ребёнок рассказать историю, описать произошедший с ним случай?

Да-1

Нет -0

9. Чётко ли ребёнок выговаривает слова?

В отличие от игры, степень субъективной свободы более ограничена привязкой, обычно действующими правилами, чем в подвижной игре. Чтобы дети научились играть в правила, они должны понимать, что такое правило игры, а во-вторых, им нужны взрослые дети или взрослые, чтобы научить их играть, следить за игрой и соблюдать правила. Сложность игровых игр синхронизируется с развитием ребенка. В случае обычных игр одновременно рассматриваются двигательные, интеллектуальные и коммуникативно-кооперативные сценарии действий, используя детские игровые приемы, игровые стратегии, а также социальные навыки.

Да-1

Нет -0

10. Способен ли ребёнок разыграть какую- либо ситуацию или играть в домашнем спектакле?

Да-1

Нет -0

11. Способен ли ребёнок слушать не перебивая?

Да-1

Нет -0

12. Легко ли ребёнок запоминает стихи?

Да-1

Нет -0

13. Способен ли ребёнок выразительно декламировать стихи?

Да-1

Нет -0

В следующей статье представлены дифференцированные аспекты подвижной игры. Воспроизведение детей как творческой деятельности. Это заявление иллюстрирует важность детской игры для развития и самодеятельного обучения детей. «Игра является основной формой деятельности дошкольника - она ​​тренирует свои силы, расширяет свою ориентацию, делает социальные переживания, воспроизводя и творчески сочетая явления своей среды».

Игра - это форма обучения раннего детства - между играми и обучением нет никакой разницы в этой жизненной фазе. Играет через одного ребенка. Серия данных и элементарных знаний, организует и организует их, и пытается установить единицу единства между ними. Процесс обучения включает в себя многообразие переживаний, конструктивный порядок и контролируемое знание.

14. Умеет ли ребёнок держать карандаш (ручку)?

Да-1

Нет -0

15. Может ли ребёнок самостоятельно собрать разрезанную на несколько частей картинку?

Да-1

Нет -0

16. Раскрашивание и рисование:

С удовольствием раскрашивает и рисует

С удовольствием и аккуратно раскрашивает

17. Может ли ребёнок составить рассказ по картинке?

Игра должна походить на изучение значения для ребенка, его самооценки, статуса в группе и отношений и в сложном и постоянно меняющемся мире. На следующем рисунке становится ясно, что формы игры, в которых играют дети, тесно связаны или отражают этап развития, в котором они участвуют.

Играть начинается с создания игр. Первоначально у детей есть только несколько врожденных рефлексов, которые должны быть активированы путем взаимодействия со взрослым - им нужно показать детям, что такое игра: индивиды интуитивно отражают последствия аффекта ребенка. Акцентируя, т.е. преувеличивать, играя с эмоциональным выражением ребенка, «делая, как будто», открывая глаза, разговаривая с младенцами, увеличивая голос и растягиваясь и отражая эмоциональное выражение ребенка и отмечая его как значимое.

Да-1

Нет -0

18. Считаете ли вы, что Ваш ребёнок достаточно осведомлён?

Достаточно хорошо- 1

Хорошо -2

19. Считаете ли Вы своего ребёнка любознательным?

Да-1

Нет -0

Результаты опроса:

(индивидуальная работа)

Месяц (без объяснения)

Месяц, т. к……

Назови дни недели, начиная с понедельника

В этом процессе родители чутко захватывают психическое состояние ребенка и дают свои комментарии в игривом режиме. Они изменяются взад и вперед по взаимодействию между играми и не-играми. Таким образом, они находятся в непрерывных и чувствительных отношениях, так что игры играют роль моста для создания надежных и надежных связей. В этом процессе показано, что такое игра, но в то же время стимулируются и развиваются игровые потребности. Играйте как независимое продвижение.

Выготский описывает игры как деятельность, которая доминирует над развитием детей и доминирует в раннем детстве. Он предполагает, что ребенок всегда находится выше средств своего возраста, когда играет. Отношения между игрой и развитием сопоставимы с отношением между обучением и развитием. Игра сопровождается изменениями в потребностях и с общими изменениями в сознании.

Правильный ответ

Какие виды транспорта ты знаешь?

Наземный, водный, воздушный

Названы какие- либо из наземных, воздушных и т. д.

Груша, персик, яблоко- это что?

Фрукты, плоды

Кошка, мышка, собака, это кто?

Животные

млекопитающие

Пианино, скрипка, гитара…

Музыкальные инструменты

Пион, роза, гвоздика-…

Тот факт, что игры всегда отмечены вариацией, означает, что дети должны постоянно вносить коррективы. Благодаря их предварительным знаниям, которые активируются во время игры, они постоянно вносят свой вклад в развитие игры посредством предложений новых идей, иначе они умрут. Эта степень приверженности, самоопределения, самодеятельности и ответственности не может быть достигнута в результате деятельности, которой руководит взрослый человек. Напротив, постоянно адаптируясь к потребностям деятельности, в которой доминируют взрослые, дети последовательно берут на себя ответственность за свое обучение; они, таким образом, становятся адаптированными потребителями знаний.

цветы

Назови домашних птиц

Правильный ответ, 2-3 варианта

Результаты опроса:

1. Высокий уровень- 22-26 баллов.

2. Выше среднего- 18- 21 балл.

3. Средний уровень - 12- 17 баллов.

4. Ниже среднего – 6-11 баллов.

5. Низкий уровень- 0-5 баллов.

Интеллектуальная готовность ребёнка к обучению

(групповая работа)

С другой стороны, благодаря игре дети становятся мировыми первооткрывателями и творческими создателями своей среды. Игра создает знания посредством богатых и значимых действий, поскольку это стимулирует общее развитие ребенка. Влияет на когнитивное развитие, развивая мышление в символах и тем самым также способность интерпретировать вещи, предлагает возможности опыта в метаобмене со сверстниками, Содержание, правила, их соответствие и значения объектов обсуждаются и отражаются, поощряя эту метакоммуникацию двигаться с ростом развития в интерьер ребенка и, таким образом, стать метапознанием. Среди множества определений игр наиболее подробный из них - Ханс Шойерл.

Задание 1.

Цель : выявить умение передавать форму фигуры, умение рисовать прямолинейные отрезки и углы, оценить твёрдость руки ребёнка.

Текст задания: посмотрите сюда (на доске показывается рисунок к заданию). Вы видите фигуру. Рассмотрите её на своих рабочих листах. Возьмите карандаш и нарисуйте рядом похожую фигуру (фигура даётся по усмотрению учителей во всех группах одинаковая).

В нем описываются следующие существенные моменты игры. Момент свободы: Игра не преследует цели, лежащей вне ее собственной. Это означает, что он внешне свободен от борьбы за существование, отстранен от серьезности жизни, без ответственности и последовательности. Они, однако, определяются самими игроками и контролируются ими.

Момент внутренней бесконечности: дети должны играть; игра врожденная и вызвана взаимодействием с другими людьми. Потребность в играх никогда не бывает насыщенной, но только заканчивается или ограничивается требованиями реальной жизни, другими лицами или удовлетворением основных потребностей. Всегда появляются новые повторы, потому что удовольствие от игры всегда присутствует снова и снова.

Оценка выполнения:

3 балла - изображена подобная фигура, пропорции в основном сохранены;

2 балла - изображена подобная фигура, пропорции слегка изменены, но все углы прямые не везде соблюдены параллельности линий

1 балл - общая форма фигуры схвачена плохо, существенно изменены пропорции

0 баллов - не схвачена общая форма фигуры.

Момент очевидности: в игре все возможно; нет связи с реальностью, отношения власти меняются на противоположные, дети могут выполнять разные роли и строить «псевдомир» наряду с реальным. Воспроизведение - это всегда желание играть с чем-то, с другими детьми, с объектами, которые отчуждены или с другим, таким образом, с самоконструированной внутренней противоположностью.

Момент амбивалентности: он воплощен в взаимодействии между внешним видом и реальностью. Если общение меняется в однозначности, игра растворяется; внутренняя бесконечность отменяется и, Например, из сражающейся битвы, реальной борьбы. Момент близости: Игра происходит в закрытом ракурсе времени, пространства, материала и, при необходимости, группы. Все вовлеченные стороны действуют вне правил, устанавливая ограничения на реальность и создавая область, в которой они бесконечно свободны. Если эти ограничения превышены, игровая комната остается, игра окончена.

Задание 2.

Цель: определить умения ориентироваться на плоскости, умения пересчитывать клеточки.

Текст задания: задание будете выполнять на рабочем листе в клеточку. Найдите на своих листах клеточку, закрашенную в чёрный цвет. Возьмите красный карандаш, отсчитайте от чёрной клеточки вправо 4 клеточки и пятую закрасьте красным. Возьмите синий карандаш. От красной клеточки отступите вниз две клеточки и третью закрасьте синим карандашом. Возьмите зелёный карандаш и клеточку, расположенную слева от синей через одну клетку закрасьте. Возьмите жёлтый карандаш. Отсчитайте от зелёной клетки вверх пять клеток и шестую закрасьте жёлтым.

Оценка выполнения: если всё выполнено правильно и ровно раскрашено, то общая оценка- 3 балла. За каждые два неверных шага снимается один балл.

Задание3.

Цель : выявить умения выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания соответственно правильному пониманию текста задачи.

Текст задания: на чистом рабочем листе вы будете выполнять третье задание.

1. На полянке играют 3 девочки и 2 мальчика. Сколько детей играют на полянке? Нарисуйте столько кружков, сколько детей играют на полянке.

2. В автобусе ехали 6 человек. Двое вышли из автобуса. Нарисуйте столько квадратов, сколько человек осталось в автобусе.

Оценка выступления:

3 балла- выполнены верно обе задачи

2 балла- одна задача выполнена верно, сделана попытка решить вторую

1 балл- выполнена одна задача, нет попыток решить вторую

0 баллов- есть попытка решить одну задачу, но число кружков или квадратов неверное.

Задание 4 .

Цель : выявить уровень понимания терминов «внутри», «вне».

Текст задания : посмотрите на доску (учитель чертит на доске треугольник).

Я начертила треугольник (отмечается точка внутри треугольника). Я отметила точку внутри треугольника (отмечается точка вне треугольника). Я отметила точку вне треугольника. Теперь на своих рабочих листах найдите квадрат и круг. Возьмите синий карандаш и отметьте точку внутри круга, но вне квадрата. Возьмите красный карандаш и отметьте точку внутри квадрата, но вне круга. Возьмите зелёный карандаш и отметьте точку, которая была бы расположена и внутри круга и внутри квадрата.

Оценка выполнения :

3 балла - всё выполнено верно.

2 балла - выполнено верно 2 пункта

1 балл - выполнен верно 1 пункт

0 баллов - задание не выполнено

Задание 5.

Цель: выявить умения сравнивать множества по числу элементов.

Текст задания: найдите у себя на листочках рисунок (в три или четыре ряда изображены 25-30 кругов, в которые вписаны треугольники, один из кругов пустой). Чего больше: кругов или треугольников? Если кругов, то дорисуйте, сколько не хватает. Если треугольников, то дорисуйте треугольники.

Оценка выполнения :

3 балла - сравнение проведено верно

2 балла - сравнение проведено с небольшими неточностями

0 баллов - сравнение проведено неверно.

Задание 6.

Цель: выявить умения классифицировать, умения находить признаки, по которым произведена классификация.

Текст задания: на вашем рабочем листе две рамочки: в одной – 4 птицы, в другой –5 зверей. Между ними- белочка. Подумайте, где ей место. От белочки проведите карандашом линию к той рамке, где ей место.

Оценка выполнения:

3 балла - линия проведена правильно: от белочки к рамке, в которой изображены звери.

2 балла - линия проведена к птицам, но признак связан с количеством предметов.

1 балл - линия проведена неверно.

0 баллов - линия не проведена.

Задание 7.

Цель: определить состояние фонематического слуха.

Текст задания: на ваших рабочих листах картинки (солнце, собака, зонт, самолёт, коса, слон, лиса, роза, цыплёнок, ваза, кисточка для рисования, капуста) под каждой- кружок. Нужно назвать каждую картинку и зачеркнуть кружок, если есть в названии звук, который я назову,- звук (с).

Оценка выполнения:

3 балла - правильно выполнено все задание

2 балла - выделен звук только в позиции начала слова

1 балл - наличие ошибок(отсутствуют дифференциация звуков с-з)

0 баллов - отсутствие дифференциации звуков (с-з, с-ц, з-ц)

Задание 8.

Цель : выявить степень овладения звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове.

Текст задания: вы видите домики с разным количеством окошек и рядом с ними картинки (рак, лев, волк, сыр, бант). Поселите каждую картинку в домик так, чтобы каждому звуку было отдельное окошко. Посмотрите на картинку «рак». В слове рак- три звука. Значит, эта картинка для домика с тремя окошками. Попробуйте сделать работу дальше самостоятельно.

Оценка выполнения:

3 балла - правильно выполнены все задания

2- балла - наличие единичных ошибок

1 балл - наличие нескольких ошибок

0 баллов - полное отсутствие соответствия количества звуков в слове и количества «окошечек»

Итоговая диагностика «Изучение особенностей личностного развития ребёнка» (для детей)

Варианты ответа

(+ да, - нет)

1. Есть ли у тебя друзья?

2. Умеешь ли ты соблюдать правила игры?

3. Можешь ли ты сам познакомиться с детьми, оказавшись в незнакомом месте?

4. Умеешь ли ты убирать свои игрушки и личные вещи после игры или в конце дня самостоятельно, без напоминания взрослых?

5. Умеешь ли ты слушать других, не перебивая?

Результаты:

5 «+» - высокий уровень

4-3 « +» - средний уровень

2-0 « +» - низкий уровень

Анкета для изучения запросов и образовательных потребностей родителей

Уважаемый родитель! Просим Вас ответить на вопросы данной анкеты в связи с тем, что наше образовательное учреждение переходит на ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт) нового поколения. Внимательно прочитайте и честно ответьте на вопросы. Ваше мнение важно для организации образовательного процесса.

Ф.И.О.____________________________________________________________
1. Знаете ли Вы, что важнейшей задачей современного образования является повышение качества образовательных услуг?
а) Да
б) Нет
в) Затрудняюсь ответить
2. Удовлетворяет ли вас качество предшкольного образования?
а) Да
б) Нет
3. Посещает ли Ваш ребенок учреждения дополнительного образования, музыкальные школы, спортивно-оздоровительные учреждения?
б) Нет
4. Чем интересуется Ваш ребенок? Постоянны ли его интересы?
_________________________________________________________________
5. Считаете ли Вы, что у Вашего ребенка есть особые таланты, способности?
а) Да (какие)____________________________________________________________
б) Нет
в) Затрудняюсь ответить
6. Оцените важность образовательных услуг в школе. Поставьте в ячейке рядом с каждым высказыванием номер места по важности от 1 (самое важное) до 5 (менее важное).

Другое (что именно?) _______________________________________________________________
7. Какие дополнительные (платные) услуги Вы хотите получить от школы?
а) Изучение второго иностранного языка (какого)___________________________________________________________
б) Изучение новых предметов (курсов) (каких)____________________________________________________________
8. Какую дополнительную информацию об организации образовательного процесса Вы хотели бы получить?
а) от администрации_____________________________________________________
б) от учителя____________________________________________________________
в) от мед. работника_________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!

Методика «Нелепицы»

Апробация:

Цель: выявление элементарных образных представлений ребёнка об окружающем мире, логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами мира; умение рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль; для детей от 4 лет.

Стимульный материал: картина с изображением большого количества нелепостей.

Проведение обследования: Ребёнку показывается картинка. Во время рассматривания ребёнок получает инструкцию: «Посмотри внимательно на эту картинку и скажи, всё ли здесь находится на своём месте и правильно ли нарисовано. Если что – то не так, то укажи на это и объясни, почему это не так; объясни, как должно быть». Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребёнок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как должно быть на самом деле. Время показа картинки и выполнения задания – 3 минуты. За это время ребёнок должен показать и назвать как можно больше нелепиц.

Инструкция обработки: 10 баллов (очень высокий уровень развития) – если за отведённое время ребёнок заметил все нелепицы, успел удовлетворительно объяснить, что не так и как должно быть.

8 – 9 баллов (высокий уровень развития) – ребёнок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от 1 до 3 не сумел до конца объяснить или сказать, как должно быть.

6 – 7 баллов (норма) – ребёнок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но 3 – 4 из них не успел до конца объяснить.

4 – 5 баллов (средний уровень развития) – заметил все нелепицы, не успел объяснить 5 – 7 нелепиц.

2 – 3 балла (низкий уровень развития) – не успел заметить 1 – 4 имеющиеся на картинке нелепиц, до объяснения дело не дошло.

0 – 1 балл (очень низкий уровень развития) – за отведённое время ребёнок успел обнаружить меньше 4 из имеющихся нелепиц.

Методика «Времена года»

Апробация:

Цель: выяснение уровня сформированности представлений о временах года (уровня наглядно – образного мышления) детей с 4 лет.

Стимульный материал: сюжетные картинки со специфическими признаками четырёх времён года.

Проведение обследования: перед ребёнком раскладываются четыре картинки, на которых изображены четыре времени года. Ребёнка просят показать, где изображены зима, весна, лето, осень. Затем спрашивают: «Расскажи, как ты догадался, что здесь изображена весна». В случае затруднения проводится обучение. Время выполнения – 2 минуты.

Обучение: перед ребёнком оставляют картинки с изображением только 2 времён года – лета и зимы. Задают ему уточняющие вопросы: «Что бывает зимой? Найди, где здесь изображена зима».

Оценка действий ребёнка: принятие и понимание задания, уровень сформированности временных представлений, умение объяснить в словесном плане свои действия.

Инструкция обработки: 10 баллов (очень высокий уровень развития) – за отведённое время ребёнок правильно назвал и связал все картинки со временами года, указав на каждой из них не менее 2 признаков, свидетельствующих о том, что на картинке изображено именно данное время года (всего не менее 8 признаков по всем картинкам).

8 – 9 баллов (высокий уровень развития) – ребёнок правильно назвал и связал с нужными временами года все картинки, указав при этом 5 – 7 признаков, подтверждающих его мнение, на всех картинках, вместе взятых.

6 – 7 баллов (норма) – правильно определил на всех картинках времена года, но указал только 3 – 4 признака, подтверждающих его мнение.

4 – 5 баллов (средний) – правильно определил время года только на 1 – 2 картинках из 4 и указал только 1 – 2 признака в подтверждение своего мнения.

0 – 3 балла (низкий уровень развития) – ребёнок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного признака.

1 балл – не понимает цели, перекладывает картинки.

2 балла – принимает задание, но не соотносит изображение времён года с их названиями, т. е. не сформированы временные представления, но после обучения может выделить картинки с изображением зимы и лета.

3 балла – принимает задание, уверенно соотносит изображения только двух времён года с их названиями (зима и лето).

4 балла – принимает задание, уверенно соотносит изображения всех времён года с их названиями.

Методика «Чего не хватает?»

Апробация:

Цель:

Стимульный материал: 7 картинок с изображениемпредметов, на которых нехватает какой – либо существенной детали.

Проведение обследования: Ребёнку предлагаются картинки, даётся инструкция: «На каждой из картинок не хватает какой-то важной детали, посмотри внимательно и назови отсутствующую деталь». Время проведения обследования – 25 секунд.

Инструкция обработки: 10 баллов (очень высокий уровень развития) – ребёнок справился с заданием за время меньшее, чем 25 секунд, назвав при этом все 7 недостающих на картинках предметов.

8 – 9 баллов (высокий уровень развития) – время поиска всех недостающих предметов заняло от 26 до 30 секунд.

6 – 7 баллов (норма) – время поиска заняло от 31 до 35 секунд.

4 – 5 баллов (средний) – время поиска составило от 36 до 40 секунд.

2 – 3 балла (низкий) – время поиска оказалось в пределах от 41 до 45 секунд.

0 – 1 балл (очень низкий) – время поиска составило в целом больше чем 45 секунд.

Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?»

Апробация:

Цель: выявление уровня развития восприятия детей с 4 лет.

Стимульный материал: 3 рисунка с изображением наложенных друг на друга контуров реальных объектов.

Проведение обследования: ребёнку последовательно представляется 3 картинки. Инструкция: «На рисунке спрятались предметы. Найди как можно больше предметов и назови их». Время обследования – 1 минута.

Инструкция обработки: 10 баллов (очень высокий уровень развития) – названы 14 предметов, время – 20 секунд.

8 9 баллов (высокий уровень развития) – названы все предметы за 21 – 30 секунд.

6 7 баллов (норма) – названы все предметы за 31 – 40 секунд.

4 5 баллов (средний уровень развития) – решение задачи с временем – 41 – 50 секунд.

2 – 3 балла (низкий) – ребёнок справился с задачей за 51 – 60 секунд.

0 – 1 балл (очень низкий) – за время большее 60 секунд ребёнок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов.

Методика «Что здесь лишнее?»

Апробация:

Цель: исследование процессов образно – логического мышления, умственные операции анализа и обобщения детей с 4 лет.

Стимульный материал: серия картинок, на которых представлены разные предметы (3 – из одной серии классификации, 1 – из другой).

Описание методики: ребёнку предлагается серия картинок в сопровождении следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырёх предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним». Время обследования: 3 минуты.

Инструкция обработки: 10 баллов (очень высокий уровень развития) – ребёнок решил поставленную перед ним задачу за время, меньшее чем 1 минуты, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними.

8 9 баллов (высокий уровень развития) – ребёнок правильно решил задачу за время от 1 до 1, 5 минуты.

6 7 баллов (норма) – ребёнок справился с задачей за время от 1, 5 до 2 минуты.

4 – 5 баллов (средний уровень развития) – ребёнок решил задачу за время от 2 до 2, 5 минуты.

2 – 3 балла (низкий) - решил задачу за время от 2, 5 до 3 минут.

0 – 1 балл (очень низкий) – ребёнок за 3 минуты не справился с заданием.

Методика «Серия сюжетных картинок»

Апробация:

Цель: выявление уровня сформированности наглядно – образного мышления детей с 4 лет.

Стимульный материал: сюжетные картинки с изображением последовательности событий.

Проведение обследования: перед ребёнком выкладывают вперемешкусюжетные картинки и предлагают рассмотреть их и разложить по порядку: «Разложи, что сначала было, что потом и чем всё завершилось. А теперь расскажи, что там нарисовано». В процесс раскладывания картинок взрослый не вмешивается. Ребёнок может сам исправлять свои ошибки.

Инструкция обработки: принятие и понимание задания, умение ребёнка понять, что одно событие изображено на всех картинках, а также то, что событие имеет определённую временную последовательность, умение ребёнка составить связный логический рассказ.

1 балл – не понимает задания, действует неадекватно инструкции.

2 балла – задание понимает, раскладывает картинки без учёта последовательности событий, изображённых на картинке, воспринимает каждую картинку как отдельное действие, не объединяя их в один сюжет.

3 балла – принимает задание, раскладывает картинки, путая действия, но в конечном итоге раскладывает их последовательно, однако составить связный рассказ о данном событии не может.

4 балла – принимает задание, раскладывает картинки в определённой последовательности, объединяя их в одно событие и может составить рассказ об этом.

Методика «Группировка картинок по количественному признаку»

Апробация:

Цель: выявление уровня развития наглядного и логического мышления детей с 4 лет.

Стимульный материал: парные картинки с изображением предметов различных по количеству: 1 – я пара (на одной – много огурцов, на другой – один огурец); 2 – я пара (на одной много яблок, на другой – одно) и т. д.

Проведение обследования: перед ребёнком кладут пару картинок, на которых предлагают рассмотреть эти картинки, а остальные разложить под ними, чтобы получился вертикальный ряд. Взрослый говорит: «Все похожие на эту картинку (указывает жестом на картинку, где много огурцов) будешь класть сюда, а все похожие на эту (где один предмет) будешь класть в другой ряд». Затем ребёнку дают по одной картинке вперемешку и вход его действий не вмешиваются. После раскладывания картинок его просят объяснить, какие картинки он складывал в один ряд, а какие – в другой.

Инструкция обработки: принятие и понимание задания, способ выполнения, вычленение ребёнком самостоятельно основного принципа группировки и умение обобщить это принцип в речевом плане.

1 балл – не принимает и не понимает задание.

2 балла – принимает задание, но условия задачи не понимает, раскладывает картинки либо в одну сторону, либо по порядку (по очереди) то в одну сторону, то в другую.

3 балла – принимает задание, понимает условие задач, раскладывает картинки по разным признакам, исправляет ошибки самостоятельно, в конечном итоге выделяет основной принцип группировки – признак количественный, однако в речевых высказываниях сформулировать этот принцип не может.

4 балла – принимает и понимает условие задания, группирует по существенному признаку, в речевом плане формулирует это принцип.

Методика «Работа с матрёшками»

Апробация:

Цель: проверка понимания инструкции, адекватности и способов действий, возможности использования помощи, состояния моторики, сформированности понятия величины детей с 4 лет.

Стимульный материал: матрёшка пятисоставная, или мисочки, или кубики, или колечки.

Проведение обследования: взрослый даёт ребёнку матрёшку и просит её раскрыть, рассмотреть другие матрёшки. Затем предлагает собрать все матрёшки в одну. При затруднении взрослый берёт матрёшку и просит ребёнка посмотреть, как он это делает: «Сначала беру маленькую матрёшку и ищу чуть меньше, затем подбираю к ней ещё меньше и т. д.». Взрослый показывает складывание матрёшки методом проб, привлекая внимание ребёнка к поиску следующей части. После обучения ребёнку предлагают выполнить задание самостоятельно.

Инструкция обработки: принятие и понимание условий задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату своей деятельности.

1 балл – не понимает цель и действует неадекватно даже в условиях обучения.

2 балла – понимает цель, но действует хаотически, т. е. не учитывает величину, в процессе обучения действует адекватно, а после обучения самостоятельно задание не выполняет.

3 балла – понимает цель, складывает матрёшку методом перебора вариантов, в условиях обучения действует адекватно, после обучения переходит к выполнению задания, пользуясь целенаправленными пробами.

4 балла – понимает цель и самостоятельно складывает матрёшку, пользуясь целенаправленными пробами.

Методика «Коробка форм, или «Почтовый ящик»

Апробация:

Цель: проверка восприятия формы, способности соотнесения формы объёмного тела и её плоскостного изображения, возможности использования помощи, развития мелкой моторики, определение ведущей руки детей с 4 лет.

Стимульный материал: коробка имеющая по всем сторонам прорези разной формы и содержащая объёмные фигуры.

Проведение обследования: перед ребёнком ставят коробку и раскладывают объёмные фигуры. Инструкция: «Это почтовый ящик, но не простой. Письма в него приходят разные и для них сделаны разные отверстия. Смотри, какое это письмо (обвести основание одной из фигур)? Его надо опустить сюда (обводим соответствующее отверстие и «опускаем письмо»). Теперь ты почтальон и должен разложить все письма». Инструкция может быть упрощена без введения сюжета.

Инструкция обработки: Дети с нормальным умственным развитием к заданию проявляют выраженный интерес. До трёх с половиной лет они могут действовать способом проталкивания фигуры силой, без учёта формы прорезей. После 4 лет дети пользуются способом примеривания, к 5 годам – зрительным соотнесением. При затруднении достаточно одного показа способа действия (высокая обучаемость).

У детей с ЗПР встречаются случаи неадекватных действий – манипулирования фигурами, разбрасывания, но при помощи взрослого они справляются с заданием. От помощи переходят к самостоятельному выполнению, однако намного дольше используют примеривание и пробы.

Дети с УО самостоятельно не выполняют задание даже в 5 – 6 лет. Действия нецеленаправленны, используется силовое заталкивание фигур, много неадекватных действий. Помощь мало эффективна, при повторном выполнении задания возникают те же трудности.

Принятие и понимание условий задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату.

1 балл – не понимает цель, действует неадекватно даже в условиях обучения.

2 балла – понимает цель, при опускании фигур в прорези действует хаотически, после обучения не переходит на другой уровень действий.

3 балла – понимает цель, при выполнении задания использует метод перебора вариантов, после обучения действует методом целенаправленных проб либо методом зрительного соотнесения.

4 балла – понимает цель, задание выполняет самостоятельно методом целенаправленных проб.

Методика «Разрезные картинки»

Апробация:

Цель: выявление уровня развития целостного восприятия предметной картинки детей с 3 лет.

Стимульный материал: предметные картинки, разрезанные по диагонали.

Проведение обследования: взрослый показывает ребёнку четыре части разрезанной картинки и просит сложить целую картинку: «Сделай целую картинку». Обучение: взрослый показывает, как надо соединить части в целое. После этого снова предлагает ребёнку выполнить задание самостоятельно.

Инструкция обработки: Дети с нормальным умственным развитием с 3 лет складывают картинку из двух частей методом проб. После 4 лет они переходят к зрительному соотнесению. Картинки, разрезанные на 4 части, предлагаются с 4 лет, к 5 годам задание выполняется способом зрительного соотнесения. При работе с картинками, разрезанными по прямым на три части, дети часто «теряют» среднюю часть, сдвигая начало и конец изображения, но при удивлении и вопросе «А куда положим этот кусочек?» самостоятельно исправляют ошибку.

Дети с ЗПР собирают картинку из двух частей к 4 годам, картинка из 4 частей может вызвать у них затруднения и в 5 лет. После показа способа действия (взрослый собирает, показывает ребёнку, а потом разрушает картинку) ребёнок выполняет задание. Дети отвлекаются, могут не закончить задание, им требуются организующая помощь и поддержка.

Дети с УО не понимают смысл задания, хаотично перекладывают части картинки. К 5 – 6 годам эти дети способны собрать картинку, разрезанную на 2 – 4 части, но для этого им необходимо показать уже сложенное изображение. Если части лежат в перевёрнутом виде, то складывание вызывает большие трудности. Только после показа и совместного со взрослым выполнения они начинают собирать картинку самостоятельно. Однако для некоторых из них составление картинок из четырёх частей остаётся в этом возрасте недоступным.

1 балл – не понимает цель задания, действует неадекватно в условиях обучения.

2 балла – принимает задание, но условия задания не понимает, действует хаотически, после обучения не переходит к самостоятельному способу выполнения.

3 балла – принимает и понимает цель задания, выполняет методом перебора вариантов, после обучения переходит к методу целенаправленных проб.

4 балла – принимает и понимает цель задания, действует самостоятельно методом проб либо практическим примериванием.

Методика «Разборка и складывание пирамидки»

Апробация:

Цель: задание направлено на умение ребёнка отвлечься от цвета и выделить величину как основной принцип действия, практической ориентировки на величинудетей с 3 лет.

Стимульный материал: пирамидка из 6 колец для детей с 4 лет (для детей 3 лет – 4 кольцовая), кольца разного размера, разного цвета.

Проведение обследования: взрослый предлагает ребёнку разобрать пирамидку. Если ребёнок не действует, взрослый начинает разбирать её сам и привлекает ребёнка к этому действию. Затем предлагает собрать такую же пирамидку. В случаях затруднения взрослый показывает ребёнку, как надо подбирать колечки по размеру: «Надо брать каждый раз большое колечко». Затем показывает способ прикладывания одного колечка к другому, чтобы увидеть разницу в их величине. После обучения ребёнку предлагают выполнить задание самостоятельно.

Инструкция обработки: оценивается принятие и понимание условий задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату.

1 балл– не понимает цель, действует неадекватно.

2 балла– понимает цель, нанизывает кольца без учёта размера, после обучения не учитывает размер колец.

3 балла – понимает цель, нанизывает кольца без учёта размера, после обучения переходит к самостоятельному выполнению задания.

4 балла – понимает цель, собирает самостоятельно пирамидку с учётом размера колец.

Методика «Достань ключик»

Апробация:

Цель: задание направлено на выявление уровня развития наглядно – действенного мышления детей 5 – 6 лет.

Стимульный материал: сюжетная картинка с изображением следующей ситуации: в комнате стоит мальчик, в руках у него машинка, он смотрит на ключик, который висит на стене, на гвоздике. Недалеко от мальчика стоят два стула – большой и маленький.

Проведение обследования: взрослый предлагает ребёнку рассмотреть картинку, затем говорит: «Мальчик хочет завести машинку ключиком, но не знает, как его достать. Расскажи, как надо достать ключик».

Инструкция обработки: принятие и понимание заданного решения задачи в наглядно – действенном плане, имеются ли попытки решить задачу в действенном плане.

1 балл не принимает задание.

2 балла – принимает задание, но не понимает условия задачи, пытается решать неадекватным способом, используя практические действия, либо отказывается от решения («Не знаю»).

3 балла – принимает задание, пытается решить задачу в наглядно – образном плане, но не может проанализировать целостную ситуацию, изображённую на картинке, поэтому перечисляет объекты, изображённые на картинке.

4 балла – принимает задание, самостоятельно анализирует ситуацию, изображённую на картинке, воспринимает её как целостную, понимает взаимосвязь всех изображённых предметов и решает задачу в наглядно – образном плане.

Методика «Счёт»

Апробация:

Цель: задание направлено на выявление у ребёнка количественных представлений, умение ребёнка выполнять счётные операции в умственном плане, т. е. уровень развития наглядно – образного и элементов логического мышления детей 5 – лет.

Стимульный материал: 15 плоских палочек одного цвета.

Проведение обследования: первый вариант: перед ребёнком кладут 15счётных палочек и просят его взять пять палочек. Далее ребёнку предлагают запомнить, сколько у него палочек, и закрыть их экраном. За экраном взрослый отнимает три палочки, показывает ребёнку это количество и спрашивает: «Сколько там осталось палочек?». После ответа ребёнка взрослый показывает две палочки, кладёт их за экран к предыдущим двум палочкам. Не отрывая экрана, спрашивает у ребёнка: «Сколько там палочек?»;

Второй вариант: если ребёнок отвечает правильно, ему предлагают устную задачу: «В коробке лежало четыре карандаша, два из них красные, остальные – синие. Сколько там было синих карандашей?». При затруднении проводится обучение.

Обучение: первый вариант: взрослый уменьшает количество палочек сначала в пределах четырёх, а если ребёнок затрудняется, то и до трёх. При этом используется открытое предъявление задания (экран убирается);

Второй вариант: ребёнку предлагают взять четыре палочки и с опорой на них решить задачу. Взрослый повторяет условие задачи о карандашах и предлагает ребёнку решить задачу, используя палочки. Если ребёнок задачу решил, можно предложить аналогичную задачу: «У девочки было четыре воздушных шарика, осталось два. Сколько лопнуло шариков?»

Инструкция обработки: принятие и понимание задания, выбор из множества одной, двух, трёх по слову, по подражанию, умение выполнять счётные операции по представлению.

1 балл действует с палочками, не ориентируясь на задание.

2 балла задание принимает, но количественные представления сформированы на самом элементарном уровне – может выделить только в пределах трёх из множества, счётные операции по представлению не выполняет.

3 балла – задание принимает и понимает цель, пересчитывает палочки в пределах пяти – действенным путём (дотрагивается пальцем до каждой палочки), выполняет счётные операции по представлению в пределах трёх, задачу решить не может.

4 балла – задание принимает и понимает цель, пересчитывает палочки в пределах пяти зрительным путём, выполняет счётные операции в пределах пяти, решает предложенные задачи.

Методика «Конструирование»

Апробация:

Цель: выявление умения ребёнка создавать конструкции из пяти элементов по образцу, обучаемость детей с 4 лет.

Стимульный материал: 10 плоских палочек одного цвета.

Проведение обследования: взрослый строит за экраном фигурку из плоских палочек. Затем показывает постройку и просит ребёнка построить такую же. При затруднениях ребёнка просят построить по показу.

Инструкция обработки: принятие и понимание задания, умение работать по образцу или по показу, обучаемость, отношение к результату.

1 балл не принимает задание, в условиях обучения действует неадекватно.

2 балла принимает задание, по образцу задание не выполняет, после обучения пытается выполнить какую – либо постройку, но данный образец не строит.

3 балла принимает задание, по образцу самостоятельно задание выполнить не может, но после показа может перейти на самостоятельное выполнениезадачи.

4 балла – принимает задание и самостоятельно выполняет его по образцу.

Методика «Рисование (дом, дерево, человек)

Апробация:

Цель: принятие задания, интерес к рисованию, анализ рисунков – основные части в изображении предметов, использование цвета в рисунках.

Стимульный материал: цветные фломастеры, карандаши, бумага.

Проведение обследования: ребёнку дают бумагу и просят нарисовать сначала один предмет – дом. После этого просят нарисовать человека, а затем – дерево. Обучение не проводится.

Инструкция обработки: принятие и понимание задания, анализ рисунков: черкание, предпосылки к предметному рисунку, предметный рисунок, ведущая рука, согласованность действий обеих рук.

1 балл не принимает задание, карандаш или фломастер и не использует по назначению.

2 балла – принимает задание, рисует только элементы этих предметов, рисует одним карандашом все предметы.

3 балла – принимает задание, рисует основные части заданных предметов, опуская основные детали (человека рисует без шеи).

4 балла – принимает задание, с интересом его выполняет, задаёт вопросы, рассказывает, что будет рисовать или что рисует, в рисунках отмечаются основные части и детали, использует различные цвета, у человека выражено представлен пол.

Методика «Цветные кубики»

Апробация:

Цель: выявление уровня развития восприятия цвета (выделение по слову, название цвета) детей с 3 лет.

Стимульный материал: цветные кубики семи цветов: 2 красных, 2 жёлтых, 2 зелёных, 2 синих, 2 белых, 2 голубых, 2 розовых.

Проведение обследования: перед ребёнком ставят цветные кубики и просят показать кубик определённого цвета: «Покажи, где красный, синий, зелёный». Затем предлагают назвать цвета всех кубиков. Если ребёнок не выделяет цвет по слову, проводится обучение. Ребёнка просят показать такой кубик, как в руке у взрослого, т. е. уточняется уровень сличения. Затем учат соотносить цвет кубика со словом – названием, повторив при этом цвет два – три раза: «Покажи, где жёлтый, вот жёлтый. Найди, где жёлтый».

Инструкция обработки: принятие задания, отмечается уровень восприятия цвета (сличение, узнавание цвета по слову, называние), обучаемость, отношение к результату.

1 балл – задание не понимает, в условиях обучения действует неадекватно.

2 балла – принимает задание, сличает два – три цвета, после обучения не может выделить цвет по слову – названию.

3 балла – принимает задание, сличает все основные цвета, может выделить по слову два – три цвета, но не называет.

4 балла – принимает задание, выделяет цвет по слову – названию, может назвать все или почти все предложенные цвета.

Результаты психолого-педагогического обследования

Различия между обследуемыми детьми состоят в основном в характере познавательной деятельности: в принятии задания, способах выполнения (самостоятельно или при помощи взрослого), обучаемости, интересе к результату. В соответствии с этим обследуемых детей можно разделить на четыре группы.

Первую группу (10 – 12 баллов) составляют дети, которые в своих действиях не руководствуются инструкцией, не понимают цель задания, а поэтому не стремятся его выполнить. Они не готовы к сотрудничеству со взрослым, не понимая цели задания, действуют неадекватно. Более того, эта группа детей не готова даже в условиях подражания действовать неадекватно. Показатели детей этой группы свидетельствуют о глубоком неблагополучии в их интеллектуальном развитии. Необходимо комплексное обследование.

Во вторую группу (13 – 23 балла) входят дети, которые самостоятельно не могут выполнить задание. Они с трудом вступают в контакт с взрослыми, действуют без учёта свойств предметов. В характере их действий отмечается стремление достигнуть определённого искомого результата, поэтому для них характерными оказываются хаотические действия, а в дальнейшем – отказ от выполнения заданий. В условиях обучения, когда взрослый просит выполнить задание по подражанию, многие из них справляются. Однако после обучения самостоятельно выполнить задание дети этой группы не могут, что свидетельствует о том, что принцип действия остался ими не осознан. При этом они безразличны к результату своей деятельности. Анализ данных детей этой группы позволяет говорить о необходимости использования других методов изучения (обследования психоневролога и др.).

Третью группу (24 – 33 балла) составляют дети, которые заинтересованно сотрудничают с взрослыми. Они сразу же принимают задания, понимают условия этих заданий и стремятся к их выполнению. Однако самостоятельно, во многих случаях, они не могут найти адекватный способ выполнения и часто обращаются за помощью к взрослому. После показа способа выполнения задания педагогом многие из них могут самостоятельно справиться с заданием, проявив большую заинтересованность в результате своей деятельности. Показатели этой группы говорят о том, что в этой группе могут оказаться дети с нарушениями слуха, зрения, локальными речевыми нарушениями, с минимальной мозговой дисфункцией и т. п.

Четвёртую группу (34 – 40 баллов) составляют дети, которые с интересом принимают все задания, выполняют их самостоятельно, действуя на уровне практической ориентировки, а в некоторых случаях и на уровне зрительной ориентировки. При этом они очень заинтересованы в результате своей деятельности. Эти дети, как правило, достигают хорошего уровня психического развития.