Влияние гендерных стереотипов на роль женской части населения в современном обществе. Роль современной женщины в обществе Роль женщины в развитии общества

И домашнего уюта. Роль женщины в семье очень важна, ведь многие мужчины не в состоянии сами о себе позаботиться. Ухоженный дом, чистая посуда, вкусный ужин и красивые шторы в тон комнаты - это все заслуги женщины. Если в доме отсутствует женская рука, то вся обстановка лишена уюта. Дети тоже не могут родиться без женщины. Воспитываясь без мамы, ребенок не получает всех знаний и умений, его психология сильно отличается от психологии других детей.

Женщина в древние времена

Такова ли была роль женщины в семье, как ее описывают в рассказе про кошку, которая гуляла сама по себе? В древние времена женщина не касалась добычи пищи, ее обязанностью было ждать мужа в пещере, жарить пойманного мужчиной мамонта, обустраивать семейное гнездо, воспитывать детей. В то время люди жили группами, женщина не могла выбрать себе мужчину. Мужчина был инициатором и выбирал себе здоровую самку. В дальнейшем женщины стали участвовать в охоте, их задачей было камнями загонять зверя в ловушку, а дальше мужчины его валили.

В Античности, когда разум людей стал более развит, женщинам во многих странах поклонялись, их берегли и слушали, доверяя полностью власть. В Древней Греции роль женщины в семье и обществе была сугубо государственного назначения. Ее задачей было подсказывать мужу, что и как правильно делать, направлять его. В то время не было браков по любви, все отношения и семьи строились по политическим интересам. Рождение детей тоже было задачей, поставленной государством. Если женщина не могла иметь детей, то мужчина имел полное право привести в дом другую. На ней он, конечно, не женился, жена оставалась прежняя, но и отношения были на глазах у всех, и это считалось нормой. Если такая гражданская жена рожала детей, то они становились полноправными наследниками.

Женщины в истории правления

Женщины всегда отличались гибким умом и хитростью. Многие правительницы добивались престола благодаря этим качествам. Некоторые так умели крутить своими мужьями, что история строилась по их сценарию. Роль женщины в семье царской была не последней, как бы многим ни казалось. Стоит только вспомнить красивую украинскую девушку - Роксолану, которая за счет своего ума и красоты стала любимой женой восточного правителя, отодвинув на задний план предыдущую. Она стала не только женой, но и подругой, что редко бывает в восточных семьях. Она была его ближайшим советником, и муж делал все, что ему советовала Роксолана - бывшая пленница татар и наложница. В истории России были сильные и Елизавета, Екатерина. Да и жены русских царей имели не меньше власти, чем сам правитель.

Женщины Востока

Роль женщины в семье восточной - последняя. В таких семьях она не имеет права голоса и выбора. Во многих странах Востока женщина не считается даже человеком, живет отдельно от мужа, выполняя по дому абсолютно всю работу, какой бы тяжелой она ни была. Женщина не имеет права сидеть за одним столом с мужчинами, заходить в мечеть, когда там есть мужчины. Ее роль - рожать сыновей. Рождение дочерей часто вызывает гнев, дочери становятся такими же рабынями, как их мать, начинают работать в поле и по дому с самого раннего детства, ухаживать за братьями и отцом. Девочек рано выдают замуж, чтобы не тратить на них лишнюю еду. Если девочку никто не берет в жены, она становится позором семьи, не имеет права на какие-либо отношения с мужчинами, только заботится о детях сестер и помогает женам братьев.

Во времена советской власти именно женщина отвечала за сохранность семьи, воспитание детей и их дальнейшую жизнь. Что бы ни случалось в семье: муж напился и его с работы уволили, сын принес двойку в дневнике, виновата баба. В то время женщина не выносила сор из избы, скрывала от подруг и родственников все проблемы, ведь психология советских граждан была построена так, что женщина отвечала за все мужские промахи. Считалось стыдом, что женщина не может справиться с хозяйством, угодить мужу. Развестись в советское время или родить было позором для нее. Все, чего добивался муж и ребенок, считалось заслугой женщины, тогда она считалась примерным гражданином, хорошей хозяйкой. Дети не смели ослушаться мать, за это могли и от отца получить. Женщина занималась семейным бытом, вела бухгалтерию, ходила на работу, как и мужчина. В то время были разные и женщины. Обществознание советских времен свидетельствует о том, что мужчина трудился на благо Родины, а женщина - на благо семьи. От того, чего в семейной жизни добивалась женщина, напрямую зависели достижения мужчины. В семье лад и достаток - мужчина спокоен и хорошо работает.

Роль феминисток в положении женщин

Роль женщины в современном мире такая, какая сейчас есть, - заслуга феминисток. Еще не в такие давние времена, в двадцатом веке, женщина не имела права принимать участие на выборах и голосованиях. Если мужчинам позволялось все, то женщинам разрешалось только все позволять мужчинам. Они не могли носить открытую одежду и брюки, длина юбки должна была быть такая, чтобы прикрывать колени. Со временем это неравенство в обществе вызвало недовольство и гнев женщин. Они начали устраивать парады и митинги, чтобы добиться равноправия. Не сразу, но это было достигнуто. Первое достижение феминисток - женщина могла голосовать, выбирать и занимать государственные посты наравне с мужчинами.

Мужчина в жизни женщины

И все-таки женщина - это женщина. Для нее важно быть любимой мужчиной, чтобы он о ней заботился. Какую бы работу и должность женщина ни имела, сколько бы времени ей ни посвящала, она всегда найдет время на отношения. Женщина без мужчины не может существовать так же, как и мужчина без женщины. Вдвоем всегда проще и уютней.

Женщина и ее семья

Роль семьи в жизни женщины важна. Природой заложено в этот пол рвение о ком-то заботиться, иметь семью и детей. Многие девушки в раннем возрасте торопятся выйти замуж, чтобы создать свой очаг. Семья им необходима, как воздух. Если мужчины могут долгое время вести холостяцкий образ жизни, то женщинам не нужна эта свобода, им необходимы стабильные и крепкие отношения, рождение и воспитание детей. Без семьи представительница прекрасной половины человечества не чувствует себя полноценной, ей необходимо свить свое гнездышко, ждать мужа с работы и детей из школы.

Роль женщины в современной семье

В современном обществе нет различий по половым признакам. Мужчина и женщина равны как на работе, так и в домашней обстановке. Дама имеет право абсолютно на все (в пределах законодательства), решает, за кого выйти замуж, сколько детей иметь, за какого президента голосовать. Роль женщины в семье зависит только от нее. Она может полностью сама всем распоряжаться, вести хозяйство и отслеживать бюджет, а может разделить эти хлопоты с мужем. Но создание уюта до сих пор зависит только от нее. Природой не заложено в мужчину соблюдать порядок, стремиться к созданию теплой обстановки, это чисто женская прерогатива. Дамы работают наравне с мужчинами, зарабатывая деньги для жизни, соблюдают порядок в доме, готовят ужины, заботятся о муже и детях. В современном мире женщина больше участвует в жизни и благополучии семьи, чем мужской пол, не жалеет сил и времени. Но так ей проще и легче - в семье все так, как хочется ей, это ее очередная хитрость.

Современная российская культура, несмотря на провозглашенные «демократические ценности», а до этого - «советское равенство», остается патриархальной. Для того, чтобы поменялись глубинные убеждения, нужны даже не десятилетия эволюции культуры, а столетия. 40 лет, в течение которых Моисей водил свой народ по пустыне, чтобы изжить дух рабства - метафора.

Важна не цифра, а сама идея. С точки зрения развития культуры, 40 лет - ничто, как секунда в человеческой жизни.

Патриархальные ценности пришли к нам в IX веке из Византии вместе с христианством, и многочисленные женские божества славянского пантеона померкли на фоне Бога-отца и Святой Троицы, не включающей в себя женскую часть как таковую. В свою очередь, византийское христианство - наследие, с одной стороны, патриархального иудаизма, из которого выросло христианство как таковое. С другой - Античного мира, этой «колыбели цивилизации», Древней Греции и Древнего Рима, павших, полузабытых, но все еще влиятельных, пустивших молодые побеги в зарождающиеся цивилизации Европы. Таким образом, женские энергии, сильные на Руси, были обесценены пришедшими патриархальными ценностями.

О феномене патриархата как такового замечательно пишет аналитический психолог Луиджи Зойя в своей книге «Отец». Страх мужчин перед женщиной как объектом собственных влечений заставляет психологически защищаться путем доминирования, контроля и обесценивания. Мужчина боится потерять себя в контакте с женщиной, быть символически поглощенным ей: отсюда частый мифологический, сказочный мотив заманивания мужчины в ловушку прекрасной коварной женщиной, будь то зазывающая на риф русалка, владычица колдовского замка и т.д. Какова же роль женщины в обществе?

Этот механизм базируется на архетипическом мужском страхе: страхе поглощения. Ведь во время полового акта мужчина входит в женщину, в это сокрытое неизвестное пространство: мало ли что там? сможет ли он выйти обратно? Репродуктивные органы женщины скрыты, женщина изначально загадочна и неизведанна, а все неизвестное пугает, начинает обрастать фантазиями и иллюзиями. «Ничто не пугает так, как закрытая дверь», — говорил король ужасов А.Хичкок. Для сравнения: мужская репродуктивная система была изучена еще в Античности, женская… в XIX веке!

Женщина изначально ближе к природе, т.к. несет в себе большую часть нагрузки по деторождению. Мужчина - более социален. Женщина выстраивает функционирование семьи, мужчина - социума. Не случайно образ Родины для нас несет отпечаток материнства: «Родина-мать зовет!»

А вот государство, закон ассоциируются с мужским миром. Любая цивилизация начинается с правил, с появления закона и его неукоснительного соблюдения. Поведение перестает быть инстинктивным - человек начинает им управлять… и нести ответственность за свое поведение1 Это плата за блага цивилизации, которыми мы пользуемся.

На определенном этапе западная цивилизация стала выстраивать с природой отношения не сотрудничества, а покорения, власти, доминирования. «Человек - царь природы!» Возникает вопрос: если человек - «царь», то кто же тогда Природа?.. Тогда «цивилизованный» мир мужчин начал покорение «природного» мира женщины. Страх отступить от закона, правил,потерять цивилизованность, потерять СЕБЯ, заставил мужчин боятся женщин.

И как психологическая защита возникают следующие механизмы:

  1. Максимальный контроль за женщиной, ее поведением, ее судьбой. В патриархальном обществе мужчина все решает за женщину: замуж выдает отец, далее контролирует муж… Во многих обществах женщина даже сейчас не может без разрешения мужа выйти из дома.

В патриархальных обществах это неравенство отражено даже в речи: под «человеком» понимается мужчина, для женщин существует другое обозначение. Женщина не являет собой ценность сама по себе: пока она не замужем, она вообще ничего не стоит. Лишь с момента замужества у женщины появляется хоть какой-то статус в обществе, пускай минимальный, но контроль за совей жизнью: например, право краситься. Статус замужней позволяет женщине хоть в малой степени вернуть себе достоинство. Но и этого мало - она должна родить сына, произвести на свет мужчину, только тогда она действительно будет признана обществом как его полноценный член. Но! только в статусе матери.

Поэтому в патриархальном обществе мать так сильно привязана к сыну: для нее это шанс вернуть себе достоинство, выйти из состояния хронической униженности. Символически «обрести фаллос» как символ власти, самостоятельности, полноценности в патриархальном обществе. А родившаяся дочь с самого начала получает травму отвержения родителями: ей не рады. Так возникает замкнутый круг: обесценивание женщины и сверх-значимость мужчины.

  1. Обеценивание и демонизирование (как вариант обесценивания) женщины. Страх женщины приводит к страху собственных проявлений женственности, а женские черты всегда присутствуют в мужчине, как и мужские в женщине. Боясь проявить женскую часть своей природы и тем самым поставить под угрозу свой статус в мужском мире, мужчина подавляет свою женственность и обесценивает женщин вовне. Образ женщины начинает принимать карикатурные черты, возникают уничижительные стереотипы: «Бабы - дуры», «Волос у бабы длинный, ум - короткий», «Курица - не птица, женщина - не человек» и т.д.

Повторимся: подобное обесценивание для мужчины - неудачная форма самозащиты. Попытка вместо развития собственной мужественности обесценить женственность как таковую. При этом женщина остается объектом притяжения для мужчины. И тогда как следствие возникает так называемый «комплекс Мадонны и проститутки». Это расщепление и противопоставление подобно метафорам «белое-черное», «день-ночь», «добро-зло»…

При этом образ «Мадонны» на самом деле не является здоровой моделью женственности. Само название - «Мадонна» — подразумевает лишь материнский аспект. Женщина полноценна лишь как мать, вынашивающая для мужа детей, вернее даже - сына. До сих пор в восточных странах муж может прогнать жену с младенцем, если та родила ему первенцем дочь, а не сына. Женщина как своего рода «инкубатор», и этот инкубатор должен быть идеальным. Сексуальность женщины закрыта, неразвита, ведь сексуальность раскрытая может привлечь к женщине других партнеров, и тогда нет гарантии точного отцовства. «Непорочность», ценность девственности характерны именно для патриархальных культур.

На женщину-«Мадонну» сексуальность мужчины не может быть направлена в полной степени, ведь это - материнский образ, а инцест запрещен. Но сексуальность-то никуда не девается, она нуждается в выражении. И тогда как теневая сторона сексуальности возникает образ обесцененной демонизированной женщины - «проститутки». При этом «проституткой» становится любая женщина, не вписавшаяся в образ «Мадонны»: потому что она курит и т.д.

Возникает парадокс: мужчина в такой культуре стремится соблазнить женщину, а когда она откликается на его чувства и страсть ответными чувствами и страстью, он сразу же ее обесценивает.

Подобное расщепление формируется и у женщин как у «детей» той же культуры. Возникает вопрос - с кем идентифицируется женщина. Мы смотрим на себя чужими глазами, бессознательно оправдываем ожидания окружающих. Женщина, идентифицировавшаяся с «Мадонной» , имеет идеализированное ложное представление о себе, пуская и очень приятное. Она не знает - какая она на самом деле. Ее можно сравнить со средневековой китаянкой с забинтованными ножками: китаянкам перетягивали стопу в детстве, чтобы она была умилительно маленькой, бедняжки не могли даже ходить - стопа взрослой женщины не превышала 7 см в длину!

Точно так же «бинтуют» и ограничивают жесткие социальные запреты. Невозможно стать собой даже в одиночестве… У женщин-«Мадонн» зажата сексуальность, проблемы с оргазмом или даже просто с удовольствием от секса, т.к. бессознательно секс воспринимается как нечто грязное и опошляющее любовь. Часты менструальные боли, гинекологические проблемы… Иллюстрацией может служить анекдот о брачной ночи английского лорда:

— Дорогая, я сделал вам больно?

— Нет, дорогой.

— Тогда почему вы вскрикнули?

Но еще более вредоносный для идентификации сценарий «проститутки ». Патриархальное общество живет по жестко регламентированным правилам. В случае их нарушения девушка сразу же становится проституткой в глазах общества… и в своих собственных. И, раз нарушив правила, девушка перестает ценить и уважать себя и свое тело, и ее половая жизнь может стать беспорядочной. Это печальное следствие того, что женщина не смогла себя защитить о стереотипов…

При этом печаль добавляет следующий факт: по статистике значительная часть случаев потери девственности связана не с желанием девушки вступить в сексуальную связь, а со страхом, что в случае отказа ее бросит мужчина. Но патриархальный мужчина, сумевший соблазнить девушку, тут же обесценивает ее, теряет уважение…

Хорошее представление о патриархальном устройстве женско-мужских отношений дает страшная, печальная и трогательная биография палестинской девушки по имени Суад: «Суад. Сожженная заживо». Наша современница, она описывает жизнь в палестинской деревне. Из страха она уступила мужчине, в которого была влюблена, и забеременела. Он сразу же ее бросил и сбежал, зная, что за «преступление чести» ее убьют: но попытка покушения провалилась (ее облили бензином и подожгли). Со множественными ожогами Суад была вывезена в Европу международной благотворительной организацией. К счастью, ребенка тоже удалось спасти. Уже в эмиграции, годы спустя Суад написала биографию.

Такое расщепление женского образа приводит к любовным треугольникам и изменам в патриархальном обществе: идеализированная жена-«Мадонна» и обесцененная любовница-«проститутка».

Таким образом, измены, любовные треугольники, постоянная сексуальная неудовлетворенность, сексуальная дисгармония в браке - плата за подавление женщины в патриархальном обществе . Но - не вся. Есть и другой аспект в патриархальном решении вопроса мужской сексуальности.

Образ женщины обесценен, даже женщина-«Мадонна» — просто подходящая мать для детей. А любить можно только равного. Гетеросексуальные отношения обесцениваются, и тогда возникают… гомосексуальные. В патриархальном обществе распространен мужской гомосексуализм. Он может быть явным: в Античности самой прекрасной формой отношений считалась любовь между зрелым мужчиной и мальчиком. Про этом в наше время гомофобии мало говорят, но воинов в походах сопровождали мальчики, которые были не просто оруженосцами, но и объектами для сексуального удовлетворения. А дома, естественно, оставалась жена - присматривать за детьми..

Платон, Аристотель и многие ученые мужи, заложившие философские основы западного общества, были бисексуалами либо гомосексуалистами. Мужеложество процветало в католических монастырях средневековой Европы - цивилизации, зародившейся на осколках Античного мира. Охоту на ведьм связывают именно с женоненавистничеством. Не имея полноценного контакта с женскими энергиями в своей обществе, а значит и со своими, мужчины демонизировали женщин - защищаясь от собственных желаний и неудовлетворенных потребностей. Это отражает несколько злой анекдот:

— Почему инквизиторы сжигали ведьм?

— Им не хватало женского тепла.

Писатель и сатирик М.Н.Задорнов совершенно замечательно заметил в одном из своих монологов:

— Инквизиция сжигала ведьм, потому что среди католиков было много мужеложцев. А у нас никогда Инквизиции не было, потому что наши попы всегда были бабниками!

Дисгармония всегда взаимна. И если женские энергии в культуре подавлены, мужские тоже страдают. Мужские образы в патриархальной культуре вариативны, разнообразны, интересны: начиная с античных авторов, далее европейская средневековая литература и Просвещение. А вот женские образы упрощены и однозначны. К примеру, Луиджи Зойя делит женские литературные образы античности на 2 типа:

  1. Демонизированные образы. Женщины-соблазнительницы, предательницы и т.д. вредоносные для мужчин (Елена, из-за которой вспыхнула Троянская война).
  2. Женщины, помогающие мужчинам, обслуживающие их интересы, полезные для мужчин (Афина, помогающая героям, и т.д.).

То есть в основе лежит мужецентристская позиция: женщина или полезна мужчине, или опасна для него.

Подобное неравенство сохраняется и до сих пор… Отсюда бОльшая вариативность мужских образов в сравнении с женскими.

Подготовлено психологом Ириной Соловьевой специально для журнала "Наша психология"

Реферат выполнила: уч-ца 10класса «А» Васильева Н.

Министерство образования Российской Федерации.

Средняя общеобразовательная школа № 34.

г. Хабаровск

«Социальный прогресс и смены периодов совершаются пропорционально прогрессу женщин к свободе, а падение социального строя совершается пропорционально уменьшению свободы женщин».

Франсуа Мари Шарль Фурье (1808 г.)

О роли женщин в современном обществе.

Никакое человеческое общество не может гармонично развиваться, продвигаясь к более высокому состоянию, если в нем принижена роль женщины и не сбалансировано соотношение двух взаимодополняющих начал - мужского и женского, ведь положение женщин словно лакмусовая бумажка выявляет действительную степень цивилизованности той или иной социальной или же религиозной общности, а также безошибочно отражает степень приверженности ее членов принципам гуманизма, равенства и милосердия. Как известно, в доисламские времена женщины являлись собственностью мужчин и их положение было немногим лучше участи домашних животных: к примеру, вдовы были тогда всего лишь частью общего наследства и наследник сам решал, то ли ему жениться на них, то ли попросту продать, ну а арабы-бедуины вообще считали рождение девочки большим несчастьем и нередко либо приносили этих несчастных в жертву своим мнимым языческим «божествам», либо просто зарывали живьем в песок, чтобы не тратиться на воспитание. Причем такая зверская жестокость по отношению к женскому полу наблюдалась в те далекие времена практически повсеместно. Но сегодня мы воочию видим, как многие женщины обладают пытливым и ясным умом, а также весьма высокими деловыми и нравственными качествами, в то время как некоторые современные мужчины, напротив, опускаются до самого беспомощного и унизительного состояния.

Общеизвестно, что европейские женщины получили законное право распоряжаться своим собственным имуществом в замужестве лишь во второй половине 19 века, тогда как Ислам почти пятнадцать веков тому назад открыто провозгласил полную финансовую самостоятельность женщины и наделил ее неотъемлемым правом самой распоряжаться своими ценностями, иметь свой личный бизнес и подписывать необходимые для этого финансовые документы. Однако, несмотря на это, нам известно что в некоторых отсталых странах женщины по-прежнему находятся в тяжелом положении, угнетаются и унижаются, но нужно понимать, что это связано вовсе не с мудрыми установлениями Ислама, а, напротив, с дремучим невежест-вом, пренебрежительным отношением к его религиозным заповедям и основополагающим принципам со стороны тамошних мужчин, которые, в силу этого печального обстоятельства, являются, с точки зрения Шариата, вовсе не истинными мусульманами, а жестокосердными варварами. В отличие от некоторых зарубежных стран, где женщины низведены до унизительного и зависимого положения, роль женщин в нашем обществе продолжает с каждым годом возрастать и наши женщины - свободные, гордые, талантливые и красивые не только с успехом справляются со своими прямыми обязанностями, но и пытаются конкури-ровать с сильным полом в традиционно мужских сферах деятельности, хотя это, конечно, далеко не всегда хорошо. Я глубоко убеждена, что особым почетом в нашей стране должны быть окружены именно женщины-матери и женщины-труженицы, поэтому государству необходимо раз и навсегда решить проблему их всесторонней и действенной поддержки. Со временем наша страна вообще должна стать для всего мира примером гуманного и бережного отношения к вопросам материнства и детства, образцом равноправия мужчин и женщин во всех без исключения сферах жизни общества.

Как часто мужчины, будучи убеждены, что этот мир находится у нас на попечении, не помним о том, что сами-то мы от рождения и до последнего дыхания находимся на попечении у женщин, нередко забываем, что помимо основной нагрузки на работе, они всю жизнь несут на своих хрупких плечах еще и изнурительную тяжесть нашего повседневного быта, а ведь большинство мужчин, будучи приставленными к повседневным домашним обязанностям, по всей вероятности очень быстро протянули бы ноги. Шутка, конечно, однако лично у меня не вызывает сомнения то, что в житейском плане наши женщины намного выносливее мужчин, а кроме того намного чувствительнее и конечно же намного добрее, поэтому, наверное, если бы женщины все-таки правили миром, то на свете было бы гораздо меньше войн, ведь только дающие по воле Всевышнего жизнь доподлинно знают ее настоящую цену. Отрадно, что женщины нашей стараются решать свои проблемы сообща, что им присуще чувство единения для защиты своих интересов и поэтому долг мужчин - помочь им в этом важном и необходимом деле, поскольку женские проблемы, по целому ряду вполне объективных причин, не могут быть разрешены одними женщинами. В целом, все наше общество должно постоянно заботиться о женщине-матери, женщине-труженице, для чего необходим целый комплекс социально-экономических, научно-технических и духовно-нравственных мер, что, в свою очередь, даст возможность нашим женщинам обрести всеобъемлющее чувство социальной защищенности и всемерно проявлять свою деловую, творческую активность. Меня искренне радует возрастающая активизация женского бизнеса и предпринимательства, продвижение женщин по службе в коммерческих фирмах и органах государственного управления, тем не менее, в этом вопросе необходимо также оказать им всестороннюю поддержку, создав необходимые предпосылки для того, чтобы их продвижение по служебной лестнице не было обусловлено исполнением всевозможных внеслужебных поручений и непристойных притязаний со стороны руководителей-мужчин.

На сегодняшний день женщинами нашей страны созданы многочисленные общественные организации и фонды, регулярно проводятся всевозможные благотворительные акции, марафоны и фестивали, тем не менее, очень многое в этой важной области нам еще только лишь предстоит для них сделать. В частности, я глубоко убеждена в необходимости осуществления дальнейших комплексных научных исследований по женской проблематике, укреплению социально-правовой защиты семьи и ее нравственного потенциала, развитию социальной инфраструктуры, системы профессиональной реабилитации и переподготовки женских кадров, и, конечно же, многое, многое другое. Но также есть и такое понятие, как

Социальная дискриминация женщин - ограничение или лишение прав по признаку пола всех сферах жизни общества: трудовой, социально-экономической, политичес-кой, духовной, семейно-бытовой. Социальная дискриминация ведет к снижению социального статуса женщины и является одной из форм насилия над ее личностью, и, следовательно, угрозой для ее безопасности.

Взгляд на женщину как на неполноценное существо нашел свое отражение в теологических и философских трудах древнего мира. Чувство примитивно-грубого мужского превосходства над женщиной Сократ выразил следующими словами: «Три вещи можно считать счастьем: что ты не дикое животное, что ты грек, а не варвар, и что ты мужчина, а не женщина».

Возникает вопрос: каковы пределы равенства полов, может ли оно быть полным? Суть идеи равноправия мужчин и женщин, их равных возможностей, состоит в том, что по своему интеллектуальному и физическому потенциалу женщина ни в чем не уступает мужчине. Для нее не существует принципиально закрытых, недоступных сфер умственного и физического труда. Ни один закон не должен запрещать женщине заниматься тем или иным делом, осваивать ту или иную профессию. Ее святое право - полная свобода личного выбора видов и форм деятельности для ее самореализации. Такая постановка вопроса, разумеется, не означает, что физиологические особенности женщин не могут ограничивать их профессиональные обязанности. Отсюда следует вывод, что равенство полов, не являясь абсолютным, может быть достаточно полным и всесторонним. А сейчас немного истории нашей страны:

В первые годы после Великой Октябрьской социалистической революции основное направление движения к равенству мужчин и женщин шло через экономическое освобождение женщин, установление юридического равноправия в семейных, трудовых отношениях, создание системы льгот трудящимся женщинам. Советское государство отменило прежнее законодательство, закреплявшее дискриминацию женщины, предоставило ей равные права с мужчиной, открыло доступ к образованию. Государство признало своей обязанностью заботу о материнстве и детстве. В декабре 1917 года был создан специальный отдел по охране материнства и младенчества. В конце 1917-начале 1918 года был принят ряд декретов, направленных на охрану труда женщин. Запрещалось использовать женский труд на подземных и некоторых других тяжелых работах, в ночные смены, а также сверхурочно. Декретом ВЦИК Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов от 22 декабря 1917 года было введено денежное пособие по случаю родов в размере полного заработка в течение 8 недель до родов и 8 недель после родов. Этим же декретом предусматривалось, что работнице в период кормления ребенка могло быть выплачено пособие в размере от одной четверти до половины ее заработка в течение 9 месяцев после родов. В последующем также было принято значительное число нормативных актов о труде женщин, о льготах, предоставляемых им в период материнства.

С тех пор наша страна значительно продвинулась в деле обеспечения юридического и фактического равенства женщин и мужчин.

Однако по мере все большего вовлечения женщин в общественное производство, развития новых отраслей промышленности, связанных, в частности, с применением химических веществ, стали проявляться негативные тенденции и противоречия.

Уже в 60-х годах специалисты обратили внимание на снижение рождаемости в стране, чрезмерную загруженность женщин в народном хозяйстве и в сфере быта и, как следствие этого, ухудшение здоровья самих женщин и новых поколений. К специфической женской проблеме стали относить увеличение числа разводов и рост безнадзорности детей.

Как бы там ни было, а большая часть женщин занята именно в отдельных отраслях народного хозяйства. Концентрация женщин в сфере образования, культуры, в отдельных отраслях промышленности не может рассматриваться как положительный фактор, ибо нарушаются необходимые пропорции в рациональной занятости населения, создаются дополнительные трудности для отраслей промышленности, где большинство работающих - женщины. Если же взглянуть глубже, становится очевидным, что вызвано все это отнюдь не только приверженностью наших женщин именно к таким видам труда, но и политикой заработной платы.

Поэтому в поисках более высокооплачиваемой работы женщины идут, и подчас охотно, на работу с тяжелыми и вредными условиями труда.

И не смотря на то, что существует Перечень, где запрещены для женщин те виды труда, которые вредны для их здоровья, и здоровья будущих детей, число работающих в тяжелых и вредных условиях женщин снижается крайне медленно.

В последнее время появилось немало публикаций, суть которых сводится к тому, что ослабление семейных уз, снижение рождаемости, ухудшение здоровья женщин и детей связываются лишь с широким вовлечением женщин в трудовую и общественную деятельность. Радикальный выход из создавшегося положения авторы видят в том, чтобы вернуть женщине ее «истинное» предназначение - быть хранительницей домашнего очага, вести хозяйство и воспитывать детей. Но это лишь слова, которые невозможно внедрить в жизнь: сейчас, когда бушует повальная безработица, выплату заработной платы задерживают на несколько месяцев, а в отдельных случаях, на несколько лет, мужчина в одиночку просто не в состоянии содержать семью, тем более что трудно предвидеть какие изменения ждут нашу страну завтра.

Положение женщины в обществе на протяжении веков менялось в самых противоположных направлениях. В период матриархата ее значение было доминирующем. В эпоху рыцарства она была предметом поклонения, но уже не играла в политической жизни общества существенного значения. Постепенно мужчины все больше оттесняли женщин на второй план, ограничив сферу ее интересов и влияния воспитанием детей и ведением домашнего хозяйства.

Это вызвало возмущение многих образованных женщин. Они начали борьбу за свои права. Причем, наибольших «успехов» добились женщины России. Здесь мужчины особенно легко уступили женщинам самую тяжелую физическую работу, всегда считавшуюся мужской. И выяснилось, что российским женщинам действительно любая работа оказалась по плечу.

Но к чему это привело? К тому, что женщина стала все хуже справляться со своей главной работой - рождением и воспитанием детей.

Санитарные правила и нормы определяют обязательные гигиенические требования к производственным процессам, оборудованию, основным рабочим местам, трудовому процессу, производственной среде и санитарно-бытовому обеспечению работающих женщин в целях ораны их здоровья и распространяются на предприятия, учреждения и организации всех форм собственности, независимо от сферы деятельности и ведомственной подчиненности, в которых применяется труд женщин.

Целью документа является предотвращение негативных последствий применения труда женщин в условиях производства, создание гигиенических безопасных условий труда с учетом анатомо-физиологических особенностей их организма, сохранение здоровья работающих женщин на основе комплексной гигиенической оценки факторов производственной среды и трудового процесса.

Для практически здоровых женщин на всех предприятиях должны предоставляться рабочие места с допустимыми условиями труда, которые характеризуются такими факторами среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха и не должны оказывать неблагоприятного воздействия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работающих и их потомство. Присутствие на рабочем месте химических веществ 1 и 2 классов опасности, патогенных микроорганизмов, а также веществ, обладающих аллергенным, канцерогенным, мута-генным действием является противопоказанием для труда женщин детородного возраста.

Но так считают не все, перед вами интервью, данное В. В. Жириновским перед 8 марта и его точка зрения на социальное положение женщины в обществе:

Они не должны обижать мужчин. Уже давно всем стало понятно, что слабый пол - это мужчины. Они раньше умирают, чаще болеют, тяжелее переносят все тяготы жизни. Поэтому, чтобы никто не мешал женщинам больше трудиться, пускай больше, работают, в армии служат, делают всё, что хотят. Не надо их ни в чём ограничивать. Но чтобы они могли иметь больше времени, чтобы вести семью, помогать близким переносить тяготы жизни. А мужчины должны проявлять к женщинам уважение, чтобы гармония была в отношениях, чтобы чаще добрые слова говорили, дарили подарки, если есть возможность. 8 марта всё-таки - праздник. Хоть один день в году пусть женщины почувствуют, что о них больше думают - цветы им купят, посуду помоют, в магазин сходят.

Но мешать женщинам работать не надо, потому что они более стойкие, у них больше желания работать и в армии служить. Могут и вообще в боевых частях, с автоматом, строевая часть. Пускай служат в армии, процентов 30-40 могут быть женщины. Хуже не станет, может даже лучше.

Так что делайте выводы, господа...

Практически в каждой религии, во многих философских трактатах и учениях поднимается вопрос, зачем мы приходим в этот мир. Есть ли цель человеческого существования, есть ли определенное предназначения у каждого разумного существа, какое мужское и женское предназначение в этом мире. Мнений на это счет множество и они крайне многогранны – одни великие умы считают, что нужно всецело отдаться в руки Бога и уповать лишь на его решения, другие придерживаются теории, что человек – венец природы и творец всего сущего, рождается с определенной целью.

По мнению большинства психологов, главное предназначение каждого индивида – быть счастливым. А чтобы этого достичь, весь жизненный путь должен быть основан на постоянном саморазвитии. Основной жизненной целью каждого человека должна быть реализация своих возможностей, своего внутреннего потенциала. Ведь если каждый человек будет находиться на своем месте и заниматься делом, которое получается у него лучше всего, то результаты трудов, несомненно, принесут пользу всему человечеству.

Но это если говорить об отдельных личностях. Любой социум делится на группы – по половому признаку, этнические, возрастные. И в этой статье речь пойдет конкретно о женском предназначении. В чем его отличия от мужского, какие функции и обязанности считаются в современном мире исключительно женскими, в каких сферах деятельности слабому полу можно успешнее всего реализоваться.

«Народ нельзя покорить, если сердца женщин хранят его корни. И пока это так, неважно, насколько сильны завоеватели и мощно их оружие».

Из фольклора индейцев шайен

Издавна считалось, что именно женская энергетика обладает созидательной силой. Женщина уникальна уже хотя бы потому, что способна к деторождению, так сказать, к созданию новых людей. Ведь что считать чудом, как ни появление на свет нового человека. Еще с древних времен женщинам было по праву присвоено звание хранительницы домашнего очага. Мать, хозяйка, жена – классическое проявление женской ипостаси во все времена. Мир женщин кардинально отличается от мира мужского. Более мягкие и гибкие по своей природе представительницы сильного пола издавна направляли все свои усилия на создание и оберегание семьи и дома, в отличие от мужчин, натура которых заточена скорее на занятия физическим трудом, военным ремеслом или же теми сферами социальных структур, где требуется сила и твердость характера.

Конечно, в мировой истории встречались и женщины-воины (например, Жанна Д’Арк, как конкретная личность, или же племя амазонок, как обобщенный образ), и главы государства (внушительный список, начать, который можно, например, от древнеегипетской царицы Нейтхотеп до сегодняшних президентов женского пола, как то Керсти Карьюлайд в Эстонии или же Колинда Грабар-Китарович в Хорватии), и женщины-ученые (например, известная исследовательница радиоактивности Мария Склодовская-Кюри или Гертруда Элиот, великий биохимик, благодаря которой мир обрел лекарства от малярии, лейкемии и герпеса). Но скорее такие примеры являются исключениями из общепризнанной модели женского предназначения.

Черты женского образа, поведения и характера, отличительные от мужского

Роль женщины в патриархальном обществе

С давних времен и до конца XVIII века в обществе была общепринятая модель семьи, где муж безоговорочно считался главой семьи, а жена и дети находились у него в подчинении. Патриархальная позиция всего социума не давала возможности женщинам реализовать себя в мужском мире.

Основным и единственным, по мнению общества прошлых лет, заданием каждой женщины было выйти замуж и родить здоровое потомство. Ни о каком образовании или престижном рабочем месте не могло быть и речи – это были привилегии только для мужчин. Случаи домашнего насилия не были редкостью в патриархальном обществе. Многие женщины довольствовались только ролью хранительницы очага, но были и другие, которые не хотели, чтобы их женское предназначение ограничивалось лишь семьей и бытом. Появление и развитие такого течения, как феминизм, кардинально изменили роль женщины и ее место в мире. Феминистки крайне не согласны с тем, что женское предназначение – угождать сильной половине человечества, быть домохозяйкой и рожать детей.

«Вопреки расхожему мнению, любовь занимает не так уж много места в жизни женщины. Ее муж, дети, дом, удовольствия, тщеславие, светские и сексуальные отношения, продвижение по социальной лестнице значат для нее гораздо больше».

Симона де Бовуар, идеолог феминистского движения

Феминизм – это политическое и интеллектуальное движение, в котором женщины боролись за равноправие с мужчинами. Впервые этот термин возник в начале ХIХ века, но основные идеи и теории встречаются как и в античной культуре, так и в Средних веках, и во время эпохи Возрождения.

Женщины первой волны феминизма требовали права голоса и политического равноправия с мужчинами. Требования их были удовлетворены в 1920 году в США, когда была принята девятнадцатая поправка к Конституции. В 60-е годы накатывает вторая волна движения за права женщин, что приводит к некоей социальной революции. На этот раз темой митингов становится домашнее насилие, бесплатная эксплуатация домашнего женского труда, ограничение в выборе места работы. Женщины бунтовали против ограниченности их жизни только домашними обязанностями и заботой о семье, в то время, как мужчинам принадлежал целый мир.

Большинство мужчин не воспринимают и отвергают идею феминизма. Возможно, виной тому отголоски древних стереотипов, или же представили мужского пола превратно понимают суть женских требований. Ведь бытует мнение, что феминистками становятся внешне непривлекательные женщины, которые просто не в состоянии найти себе мужа, поэтому озлоблены на всю сильную половину человечества. Конечно же, мнение это далеко от правды. Вот, что отвечают на такое мнение известные феминистки:

«Существует много нелепых мифов о том, что значит быть феминисткой: все феминистки якобы ненавидят мужчин, требуют от участниц движения отказываться от всего «девчачьего» (например, платьев, каблуков и эпиляции), презирают домохозяек и хотят забрать себе всю власть в мире. Ни один из этих мифов не является правдой, или, как минимум, они не бывают верны во всех ситуациях».

Даника Джонсон

«Феминизм – это не ругательство. Оно не означает ненависти к мужчинам, оно не означает, что ты ненавидишь девушек с красивыми ногами или загаром. Оно не значит, что ты стерва или лесбиянка. Оно значит только то, что ты веришь в равенство».

Кейт Нэш

В наше время женщины обрели полную независимость – они имеют право на образование, могут выбирать место работы, обладают сексуальной свободой, самостоятельно решают вопросы вступления в брак и деторождаемости. В условиях современного мира любая женщина может выбирать, кем ей быть – матерью или хозяйкой, политиком или же бизнесвумен.

Женское предназначение в современном мире перестало ограничиваться патриархальными клише. Но чаще приходится не выбирать что-то одно, а совмещать все вместе. Ведение домашнего хозяйства и опека семьи, в основном, так и осталось на попечении женщин. Плюс к этому добавилась работа и общественная деятельность. Но даже такая социальная многозадачность не умаляет огромного достижения человечества – гендерного равноправия.

Руководствуясь словами Мишель Обамы, что «ни одна страна в мире не сможет по-настоящему процветать, если будет подавлять женский потенциал и лишаться силы половины своих граждан», можно сказать, что равенство полов - это большой плюс не только для женщин, но и для общества и государства в целом. Так как, например, повысилось количество трудовых ресурсов, а вместе с этим и производительность стала расти вверх.

В заключение можно сделать вывод, что основным женским предназначением все-таки является продолжение рода, по той простой причине, что кроме женщин в мире больше некому выполнить эту функцию. Но это не является единственной целью в жизни любой из представительниц прекрасного пола. Женское предназначение, прежде всего, это прожить свою жизнь честно и достойно, а также найти свое место в обществе. Кто-то видит счастье в рождении детей, а кто-то в занятии наукой или политикой. Единственная и главная обязанность каждого человека – быть счастливым и приносить пользу социуму.

Влияние половых стереотипов обычно начинается с самого рождения человека - если родится мальчик, ему пророчат одну судьбу, девочке - совершенно другую. Смотрят на мальчика младенца взрослые и говорят: "этот малыш будет бизнесменом/ президентом/ космонавтом"; а относительно девочки младенца первые мысли о её будущем связаны непосредственно с будущей семьей. Стереотипы проявляются на всех стадиях развития. Для обоих полов уже расставлены "потолки" успеха - мужчина считается состоявшимся, если он заработал достойный социальный, материальный статус, и если у него есть хорошо обеспеченная им семья, в то время как многие могут назвать ту женщину состоявшейся, которая имеет крепкую семью, аккуратный и уютный дом, хорошо образованных и воспитанных детей.

В. Г. Горчакова (2000) выявила, что в стереотипном массовом сознании женщина воспринимается как носитель эстетической функции: красивая, обаятельная, женственная. Об этом заявили 60 % женщин и 68 % мужчин.

Таблица 1: Основные характеристики женщины, по результатам опросов

Отрицательные эффекты гендерных стереотипов:

1. Существующие стереотипы образов женщин действуют как увеличительное стекло, и различия между мужчинами и женщинами подчеркиваются в гораздо большей степени, чем они есть в действительности.

2. Разная интерпретация и оценка одного и того же события в зависимости от того, к какому полу принадлежит участник этого события.

3. Торможение развития тех качеств, которые не соответствуют данному полоролевому стереотипу.

Из перечисленного, можно вывести следствие, что большая часть отличий заключается в предрассудках. Хотя не стоит отрицать, что без их существования, женщины, не зная своего традиционного предназначения, вели бы себя совершенно иначе, а из-за этого пострадало бы много сфер общественной жизни, изменилось бы понятие семьи. Эти стереотипы многие обозначают как "барьер в развитии индивидуальности". Женщина, проявившая свои способности, желающая реализовать свой потенциал, часто приходит к конфликту с традиционными взглядами окружающих на место женщины в обществе и, возможно, к конфликту с собственными представлениями о себе как о личности. Часто женщины сталкиваются с завышенными требованиями, дискриминацией при приеме на работу, при служебном продвижении -- все это препятствует реализации женщиной себя как личности.

Роль женщины в семье и общественной жизни. Её важнейшие функции

Семейные роли не сильно изменились по сегодняшний день. В связи с тем, что у женщин появляется все больше возможностей работы на дому, традиционные роли женщин остались теми же. Они все еще заботливые матери, воспитатели младенцев и детей, внимательные жены, аккуратные домашние хозяйки, сторожи домашнего очага и http://newzar.files.wordpress.com/2010/01/working-mother.jpg организаторы домашнего уюта. Женщина должна быть матерью и хозяйкой в доме - эти роли все понимают правильно. А роль жены более сложная и состоит в том, чтобы понимать, поддерживать своего мужа и помогать ему, вести его к успеху. И пока роль мужчины в обществе разносторонне развивалась, на женщине по-прежнему лежало большее количество домашних хлопот, в том числе обязанности по готовке и уборке, но, тем не менее, мужчин все еще считают главой домашнего хозяйства.

К сожалению, в современном обществе сплошь и рядом происходит смешение ролей. Женщины часто играют мужские роли, достигают больших результатов в работе, занимают высокие должности и больше зарабатывают. Дома женщина сама исполняет многие мужские функции, часто является главой семьи, навязывает свое мнение, диктует свою волю. И мужчина не ощущает, что рядом с ним женщина. В результате мужчина чувствует себя неудачником, а женщина приобретает мужские черты характера и, как следствие, утрачивает нежность и обаяние, становится нервозной и легко подвержена стрессам. В отношениях назревают проблемы, а семья движется к краху.

В семье, как вы уже поняли, женщина играет черезвычайно важную роль. Давайте рассмотрим основные функции женщины, в рамках семьи.

· Хозяйственно-бытовая функция

Приготовление пищи, содержание дома в чистоте, забота о здоровье всех членов семьи, уход за детьми

· Репродуктивная функция

Биологическое воспроизводство общества, деторождение

· Воспитательная функция

социализация личности подрастающего поколения, поддержка уровня культуры детей, иногда самореализация в детях

· Досуговая функция

поддержание гармонии в семье между ее членами, социальном контроле, взаимное обогащение. (Проведение праздников, вечеров отдыха, туристских походов, чтение художественной и научной литературы, просмотр телепередач, прослушивание радио, посещение кино, театров, музеев и др.)

· Экономическая функция

материальное обеспечение семьи, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных, использование материальных средств для удовлетворения индивидуальных потребностей. В традиционном обществе, эту роль выполняет мужчина, но в современных условиях, нередко, эти обязанности перелагаются на женщин (например, в случае неполных семей, или нетрудоспособности мужчины.