Все интересное в искусстве и не только. Интересное образование Соц исследования чтения подростков в ссср

Цель: ознакомить с историей изучения читателей и чтения в России.

Задачи :

1. Сообщить исторические сведения о возникновении интереса к тому, что читают люди.

2. Раскрыть закономерности появления новой литературы и интереса к ее чтению.

3. Охарактеризовать начало научного познания чтения и читательских

интересов россиян.

4. Дать характеристику исследовательской деятельности в области изучения читателей и чтения в советский период развития библиотечного дела в России.

Основное содержание :

Первые сведения о читателях и чтении на Руси относятся к IX в. н.э. Читателями той поры были священнослужители, государственные деятели. Известно, что любителями чтения, собирателями книг были Ярослав Мудрый, Иван IV (Грозный). В круге чтения читателей того времени были богослужебные книги, переведенные на церковно-славянский с греческого, жития святых. Среди светских книг были философские сочинения, географические описания, переводы литературных произведений с греческого и латинского, памятники русской литературы, например, «Остромирово Евангелие», «Архангельское евангелие», и др.

В XVI – XVII вв. появляется новая литература, книги иного содержания в связи с освоением пространства (великие географические открытия), развитием ремесел и мануфактурного производства, расширением торговли с другими странами. Это книги научного содержания по географии, геодезии, строительству, военному делу. Однако потребителями книжной продукции по-прежнему остается грамотное богатое сословие, духовенство. Сохраняется религиозно-нравственная направленность чтения, вместе с тем становятся явными иноземные светские влияния в картине чтения.

В XVIII веке появляются значительные произведения русской художественной литературы благодаря деятельности А. П. Сумарокова, В.К. Тредиаковского, Н.М. Карамзина, М.В. Ломоносова и др. Деятельность просвещенных монархов той поры Петра I, Екатерины II способствуют развитию наук и литературы. Появляется литература по навигации и кораблестроению, математике, географии, истории. Зарождается светская печать. Расширяется круг российского читателя за счет офицерства. У читающей публики ярко проявляется интерес к «изящной» литературе, к романам, поэзии.

В исторический период правления Александра I разворачивается издательская деятельность Н.И.Новикова. Особой популярностью у читающих пользуются календари, французские романы, журналы. Из отечественных авторов активно издаются произведения В. Жуковского, Н.И. Карамзина, А.С. Пушкина. Среди читающей публики начинает формироваться мода в чтении. Это явление отразил при характеристике своего героя А.С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» следующим образом: «…бранил Гомера, Феокрита, зато читал Адама Смита и был глубокий эконом…», а при описании образа юной Татьяны А.С. Пушкин находит такие слова: «…ей рано нравились романы…». Отношение людей к чтению того времени было неоднозначным. В «Горе от ума» А.С. Грибоедова находим: «…все врут календари…», а Фамусов заявляет: «…собрать бы книги все, да сжечь…». В условиях дореформенной России (1790 – 1861гг.) создаются для обучения детей состоятельной российской публики гимназии, приходские школы и училищах, в университетах подготовка учителей. Вместе с тем читатели в этот период, в массе своей, богатые люди, представители среднего сословия.

Начало второй половины XIX века характеризуется тем, что среди читающей публики появляется новый читатель – читатель из народа. Это происходит благодаря открытию земских школ, земских библиотек, подвижнической деятельности «народников». Во всех читающих слоях российского общества того времени большой популярностью пользуются романы, в круг чтения и обсуждения читающей публики входит литература по идейным исканиям. По – прежнему самые читающие слои населения – состоятельные люди: дворянство, чиновничество. Появляется в этот период детская и лубочная литература, издаются толстые и тонкие журналы.

Научное изучение читателей и чтения начинается в 60 – е годы XIX века и связано с образовательной деятельностью школ, открываемых для народа. (4,48-61)

Организаторами и участниками такого изучения стали главным образом работники народного образования, а также составители книг для народного чтения, издатели, книгопродавцы. Объектом исследования в то время было преимущественно крестьянство, в меньшей степени – рабочие, ремесленники и другие группы населения. Изучение читателей проводилось в основном в школах, особенно в школах для взрослых.

В конце 1850-х – начале 1860-х гг. Л. Н. Толстой проводил в своей яснополянской школе беседы с крестьянами, читал им вслух и выдавал книги для чтения. По специальной программе, напечатанной в журнале «Ясная поляна», он через учителей начальных школ собирал сведения о народном читателе. В 1870-х – начале 1880-хгг видный педагог и организатор народных школ Н. А. Корф изучал доступность книг крестьянам, их читательские интересы, мнения о литературе, пользуясь для этого беседой по заранее намеченным вопросам и беседой в свободной форме, наблюдением, анализом письменных работ учащихся. Материалы, собранные Л. Н. Толстым и Н. А. Корфом, публиковались ими в педагогических периодических изданиях и побуждали учительство заниматься изучением читателей.

Некоторые исследователи народного чтения предпринимали «хождение в народ», брались за торговлю литературой в деревне. Применяли различные методы – беседы с покупателями, наблюдения за ними в книжных лавках, на ярмарках. Сведения о чтении читателя из народа использовал книгоиздатель И. Д. Сытин, начавший свою издательскую и книготорговую деятельность в 70 – е годы XIX века. В эти годы начинается еще одно многолетнее исследование чтения женщин, работниц ткацких и швейных фабрик в г. Харькове, на Украине, обучавшихся в частной женской воскресной школе Х. Д. Алчевской. Учительницами этой школы с помощью Н. А. Корфа был разработан так называемый экспериментальный метод изучения читателей, который предусматривал разнообразные беседы с читателями и слушателями громких чтений (беседа индивидуальная и групповая, «переспрос» - беседа по заранее подготовленным вопросникам, беседа в свободной форме на уроке и в библиотеке школы), наблюдение, анализ домашних сочинений о прочитанных книгах. Результатом этой многолетней деятельности явился трехтомный указатель, составленный Х. Д. Алчевской «Что читать народу?» (1884 - 1906гг.), в котором помимо рекомендательных списков для чтения приведены оценки книг для народного и детского чтения. (4,с. 97-112)

Выход в свет указателя «Что читать народу» разрешил длительный спор между сторонниками создания специальной «народной» литературы для малообразованных крестьян и сторонниками народного просвещения и образования, считавшими, что народ надо учить, а не создавать для него примитивную литературу.

Опыт учительниц школы Х. Д. Алчевской долго служил образцом деятельности по развитию читательской культуры в других школах и внешкольных учреждениях России – в Тифлисе, Петербурге, Москве, Тамбове, обогащался другими методами изучения чтения и читателей, например, написанием читательской автобиографии. Читательская автобиография позволяла узнать не только о читательских запросах и пристрастиях, но и о роли книги в жизни читателя, его труде, быте, духовных интересах.

Весьма значимым исследователем чтения и читательских интересов того времени явился Н. А. Рубакин (1862 – 1946 гг.). Его деятельность была многогранной. Он выступал как социолог и публицист, популяризатор научных знаний, пропагандист и организатор самообразования, библиотекарь, библиограф, книговед. Н. А. Рубакин придавал огромное значение изучению читателей. Из многочисленных работ Рубакина, посвященных изучению читателей, самая значительная – «Этюды о русской читающей публике» (1895г.), итог организованного им централизованного исследования чтения. (45)В этой книге на основе метода анализа статистических данных о пользовании библиотеками, покупке книг дана характеристика чтения различных слоев российского общества. Методом анализа читательских автобиографий нарисован портрет читателя из народа, которому явно симпатизирует Рубакин и считает, что за ним будущее.

Некоторые исследователи того времени сами погружались в народную жизнь, занимались книжной торговлей. Наблюдения о чтении рабочих – шахтерах, крестьянах, чернорабочих на Украине опубликованы писателем С. А. Ан – ским (С. А. Раппопортом) в «Очерках народной литературы» (1892г.) и «Народ и книга» (1913г.)

В первой половине XX века, в 1920-е годы, первые значительные наблюдения за чтением были осуществлены в библиотеках Красной армии и флота. Основной метод об отношении к чтению – беседа, не ограниченная вопросниками. Вслед за библиотеками Красной армии, читателей стали изучать библиотеки, обслуживающие гражданское население. В 1925г. при Главполитпросвете была создана комиссия, которую возглавил видный библиограф Л. Н. Троповский. Комиссией планировалось регулярное проведение централизованных социологических исследований интересов различных групп читателей. Такие исследования были реализованы в Московской, Ленинградской, Нижегородской, Челябинской губерниях. Изучались главным образом читательские интересы, иногда – мотивы выбора книг и цели чтения. Методами исследования служили беседы, наблюдения, анализ читательских отзывов и формуляров.

Читателей изучали также и вне библиотеки. Так, в середине 20-х годов Главполитпросвет провел большую работу по анализу рукописей и книг, адресованных крестьянству. Они читались вслух в крестьянской аудитории.

Реакция слушателей, их вопросы, высказывания, оценка произведений и пожелания подробно протоколировались. Так были собраны сведения, характеризующие уровень развития читателей-крестьян. Основываясь на них, Главполитпросвет давал указания издательствам о том, какую литературу нужно выпускать для деревни.

Такую же работу успешно проводил в 1920 – 1930-х гг. учитель А. М. Топоров в сельской коммуне «Майское утро» Алтайского края. Больше десяти лет А. М. Топоров по вечерам устраивал в кругу крестьян громкие чтения и обсуждения произведений русской, советской и зарубежной классической художественной литературы. Он накопил обширный материал и в 1930 году опубликовал книгу «Крестьяне о писателях».

В этот период начали разрабатываться также теоретические вопросы психологии читателя и чтения, библиотечной психологии (работы Д. А. Балики, С. Л. Вальгарда, А. А. Гайворонского, П. И. Гурова, А. А. Покровского, Н. А. Рубакина, Я. М. Шафира и других).

Таким образом, уже в первой половине XX века был накоплен и обобщен разносторонний материал о читательском облике рабочей и крестьянской аудитории того времени.

Новый этап в изучении читателей и чтения начинается с конца 1950, начала 1960 годов XX века. В исследовательскую деятельность активно включаются Ленинградский и Московский институты культуры, научно-исследовательские отделы крупнейших библиотек страны. Социологические исследования второй половины XX века отличаются крупномасштабностью, участием в них республиканских, областных краевых библиотек страны. Основные данные о распространенности, содержании и направленности чтения больших социальных групп населения в СССР был получены благодаря проведению исследований: «Читательские интересы рабочей молодежи», на базе 52 крупных и средних городах РСФСР (1963 – 1966гг.), «Советский читатель» (1965 – 1967 гг.), «Книга и чтение в жизни небольших городов» (1969 – 1972гг.), «Книга и чтение в жизни советского села» (1972 – 1976гг.) (29, с7-13).

Другим направлением социологических исследований чтения тех лет явилось исследование

– общемировая профессиональная проблема. Ею озабочены библиотечные сообщества практически всех стран. Цель изучения чтения – прежде всего, глубокое понимание интересов и потребностей читателя, пользователя библиотеки и, следовательно, более эффективное его обслуживание.

Пристальное внимание к проблемам чтения, целенаправленное изучение интересов читателей, организация исследований, их методика и т.п. – все это тесно связано с общей ситуацией и традициями в культуре, образовании, экономике, политике каждой из стран.

Очевидно, что изучение чтения и единая наука о чтении, читателе находится пока в стадии формирования. Однако есть страны, где накоплен уже большой опыт в этой области.

Так, Россия, где, как известно, читатель сформировался значительно позже, чем в целом в Европе, в силу многих причин оказалась страной, в которой исследования в области чтения начали проводиться раньше, чем во многих европейских странах – уже в начале XIX в., практически одновременно с тем, как сформировался основной круг русского читателя.

В первые годы существования Императорской публичной библиотеки по инициативе ее директора А.Н. Оленина были начаты первые в России социологические («протосоциологические») исследования чтения, результаты которых нашли отражение в Отчете Библиотеки за 1817 г. Таким образом, прав был Н.А. Рубакин, когда отмечал, что «как это ни странно, но экспериментальное изучение читательства началось у нас в России гораздо раньше, чем за границей».

Характерно, что в основе интереса к изучению чтения в России почти всегда лежали две тенденции: просветительская, связанная с традициями русской либеральной интеллигенции, видевшей свою задачу в приобщении широких масс к культуре, знанию; и пропагандистская, идеологическая, связанная с использованием чтения как инструмента революционной пропаганды, идейного воспитания и т. п.

Периодизация исследований

С некоторой долей условности, изучение читателей в России можно поделить на несколько периодов: первая половина – конец XIX в.; первая половина XX в. (пореволюционное время – 1917 г.) – конец 30-х гг.; вторая половина XX в. (конец 50-х гг. – конец 80-х гг.); начало 90-х гг. XX в. – настоящее время.

Первый период изучения русского читателя связан с именами Н.А. Корфа , А.С. Пругавина, А.П. Мичурина, В.И. Орлова, основателя земской статистики, X.Д. Алчевской, основательницы Харьковской женской воскресной школы, а также с именами т. н. «народников».

Наибольший вклад в изучение читателей в России в XIX в. внес Н.А. Рубакин, (1862-1946). Именно он впервые взялся за централизованное изучение читателей по специально разработанной программе.

В его основной работе по данной проблеме – «Этюдах о русской читающей публике» (1895) – нашла отражение характеристика чтения различных слоев общества. В этом исследовании впервые была сделана попытка социологического подхода к анализу чтения, т. е. увязки качественных и количественных характеристик чтения с социальным статусом читателя, условиями его жизни.

Второй период изучения читателя пришелся на то время, когда изменялся весь уклад российской жизни, закладывались основы нового, советского государства.

В этот период изучались, прежде всего, возможности влияния чтения на личность. Чтение рассматривалось как инструмент воздействия на внутренний мир человека. На первый план вышли исследования психологических аспектов чтения, что и нашло отражение в работах Д.А. Валики, С.А. Вальдгардта, А. Виленкина, А. Гайворовского, П.И. Гурова, А.А. Покровского, Я.М. Шафира и др.

Следует, однако, отметить, что теоретическая основа данного направления была заложена раньше – еще в новаторской работе Н.А. Рубакина «Психология читателя и книги, или библиопсихология» (1911), конечно, не имевшей такого идеологического посыла.

Третий период исследования чтения связан с «оттепелью». Нужно помнить, что с конца 1930-х до 1960-х гг. исследований чтения практически не велось. Это было связано не только с тем, что все силы уходили на подготовку к войне, на саму войну (сначала – финскую, затем – Отечественную), но и, прежде всего, с политической ситуацией внутри страны, когда какие-либо исследования социологического характера были запрещены.

Только в середине 1960-х в «Ленинке» появился Сектор социологии книги и чтения, чьей основной задачей было изучение чтения и читателя. В этот период появились первые работы таких известных ныне ученых, как В.Д. Стельмах, М. Ханин, М.Д. Афанасьев, И.Н. Беленькая, М.Д.Смородинская, А. Рейтблат, Т. Воловельская и др. В это же время был задуман и проведен ряд масштабных, централизованных, поддержанных государством исследований чтения: «Советский читатель» (монография, 1968 г.), «Книга и чтение в жизни небольших городов» (монография, 1973 г.), «Книга и чтение в жизни советского села» (монография, 1978 г.), «Советский рабочий-читатель» (1980).

Позже в структуре и других крупных библиотек стали возникать отделы (секторы) исследования чтения.

Отдельные аспекты чтения становились предметом таких исследований, как «Книга в жизни рабочей молодежи» (1966), «Читательские интересы ленинградской рабочей молодежи» (ЛГИК, 1967) и др. Изучение чтения специалистов проводились в рамках проблемы «Библиотека и научно-техническая информация» (1965-1969 гг., под руководством ГПБ им. М.Е. Салтыкова-Щедрина).

Немало исследований было посвящено изучению чтения молодежи и юношества: «Чтение строителей комсомольских строек» (1968-1978), «Юный читатель-80» (изучалось чтение учащихся старших классов средних школ, техникумов, ПТУ), «Книга в жизни молодежи современного советского села» (1968-1978). В числе организаторов этих исследований была Государственная Республиканская юношеская библиотека (сейчас – РГЮБ) и др.

Со второй половины 1980-х в России происходят существенные политические и социально-экономические изменения, оказавшие влияние и на развитие библиотек, и на изучение их читателей. Именно к этому периоду относится четвертый этап изучения читателей.

В конце 80-х – начале 90-х гг. в связи со сложной экономической ситуацией в стране в целом, а в библиотечной отрасли – в особенности, исследования чтения локализуются. Пожалуй, последней централизованной акцией можно считать исследование «Чтение в Вашей жизни» («Ленинка» и ГПБ им М.Е. Салтыкова-Щедрина). ГПБ (ныне РНБ) также предпринимает попытки объединить усилия специалистов по изучению библиотечного чтения, осмыслить накопленный в этой области интеллектуальный опыт. Последнее в определенной мере реализовано в сборнике «Что мы читаем? Какие мы?» (1993), изданном в рамках исследовательской программы «Чтение в России».

Среди организаций, которые в 90-х наиболее активно изучали чтение, можно назвать Всероссийский центральный институт общественного мнения (ВЦИОМ), НИИ культурологии, в трудах которого вопросы чтения рассматриваются с социокультурологических позиций, Фонд «Чтение» им. Н.А. Рубакина, РГБ, Российскую государственную юношескую библиотеку, Российскую государственную детскую библиотеку. Результаты исследований этих организаций достаточно подробно освещались как в профессиональной, так и в массовой печати того времени. В публикациях тех лет осмысливается новая ситуация в чтении, дается ее сравнение с ситуацией в прошлом, роль чтения рассматривается как индикатор глубинных социокультурных процессов; появляются работы, ретроспективно показывающие изменение характера чтения. В этот же период сотрудники Сектора социологии чтения Государственной библиотеки СССР им. В.И. Ленина продолжают «замеры»: проводят исследование «Динамика чтения и читательского спроса в массовых библиотеках», изучают формирование и распространение книжного потока, соотношение предложений книжного рынка и потребностей читателей, исследуют особенности чтения в семье в рамках программы «Библиотека и семейное чтение». Впервые исследуются вопросы чтения религиозной литературы, проводятся опросы общественного мнения о библиотеках.

Особое место среди этих проектов занимает исследование «Место личных собраний в системе обслуживания населения книгами» («Домашняя библиотека»), которое в 1983-1985 гг. совместно с центральным правлением Всесоюзного Общества Книголюбов почти во всех регионах страны проводила ГБЛ. В исследовании, в частности, характеризуется соотношение чтения в домашней и общественной библиотеках.

Не менее активны в изучении чтения юных читателей отделы социологии и психологии РГЮБ, РГДБ. Они разрабатывают собственные программы и методики исследования детского и юношеского чтения.

В этот период начинаются масштабные исследования чтения в регионах, прежде всего, в Сибири, которые позже дали глубокие и интересные результаты.

Особенности национальной социологии

Характерными чертами исследований чтения в России могут быть названы следующие: социальная обусловленность, масштабность (или стремление к ней), государственный характер, многоаспектность проблематики, высокий уровень методологических основ исследований.

Социальная обусловленность. Большинству исследований чтения в России присуща яркая социальная окрашенность. Их цель – доказать или проиллюстрировать какую-либо социальную концепцию или теорию (например, «народничества», формирования «нового человека» и т.п.). Это характерно как для исследований дооктябрьского, так и советского периодов. В постсоветский период эта особенность проявляется значительно меньше.

Масштабность (или стремление к ней). Для российских исследований характерен значительный охват опрашиваемых. Наиболее часто исследователи обращались к изучению чтения какой-либо социальной или демографической группы. Поначалу – «простого народа»: крестьян, рабочих, бойцов Красной Армии; позже – студентов, молодежи, старшеклассников, детей. Со временем – интеллигенции, специалистов, женщин, пожилых граждан, маргинальных групп (инвалидов, беженцев и др.). Совсем редкими были исследования индивидуального чтения.

Государственный характер. Весь советский период и до настоящего времени изучение чтения инициируется государственными структурами – как правило, крупными библиотеками. Так, в течение более 40 лет основным разработчиком и организатором исследований чтения был уже упомянутый Сектор социологии Государственной библиотеки СССР им. В.И. Ленина. Аналогичные центры исследования были в республиканских библиотеках тогдашнего СССР (см. «Советский читатель – рабочий Украины», «Читатель массовых библиотек Эстонской ССР», «Книга и чтение в жизни армянского села», «Книга и чтение в сельском районе» (Латвийская ССР), «Книга, музыка, театр, телевидение и кино в жизни населения Киргизской ССР» и др.). Исследования чтения велись также во многих областных, краевых, городских библиотеках.

Сегодня ситуация иная: исследования поддерживаются различными фондами (например, Российским научным гуманитарным фондом), общественными ассоциациями (Российским книжным союзом, Русской ассоциацией чтения, Российской библиотечной ассоциацией и др.), заказываются крупными издательствами и др.

Многоаспектность проблемы. Российские исследователи рассматривали проблему чтения со всех возможных сторон. Например, их интересовало соотношение между библиотечным и небиблиотечным чтением; место чтения в структуре свободного времени различных читательских групп, а позже – место книги и библиотеки среди аудиовизуальных каналов информации; место в чтении различных читательских категорий традиционной и электронной книги; отношения традиционной библиотеки и Интернета; уровень культуры чтения и информационной культуры и т.д. Изучались приобщенность к чтению художественной литературы; особенности ее восприятия различными социальными читательскими группами; выявлялось, какое место в их чтении занимают классики и современные популярные авторы. Ставились вопросы о соотношении читающей и нечитающей публики; изучались особенности чтения общественно-политической, естественно-научной и технической, художественной литературы, выявлялись мотивы чтения, критерии оценки прочитанного.

Впервые в нашей стране изучалась роль библиотеки и ее соотношение в организации чтения с прессой, радио, телевидением, анализировалась система снабжения и обслуживания населения книгой (не только из библиотек). Исследовались такие проблемы, как чтение и социализация личности; чтение в помощь пополнению профессиональных знаний; интернационализация чтения; чтение и межчитательское общение; влияние средств массовой информации и пропаганды на чтение; чтение юношества; роль библиотеки в организации чтения в семье; представление о будущем чтения и т. п.

Высокий уровень методологических основ исследований. Большинство сколько-нибудь значительных российских исследований имели достаточно хорошо разработанную программу и методику. К их числу принадлежат, например, исследования В.С.Крейденко.

Как правило, исследование опиралось на теорию, а в ходе его использовался комплекс методов (опрос, эксперимент, наблюдение, анализ документации и др.), что повышало его достоверность.

Следует отметить, что одно из последних масштабных исследований – «Массовое чтение в России» – было проведено Аналитическим центром Юрия Левады, одной из самых авторитетных социологических служб.

Таким образом, можно утверждать, что исследования в области чтения в России, а затем в СССР были весьма интенсивны. Однако, если до 1917 г. они проводились, как правило, представителями общественности, то позже их инициатором и организатором было, в сущности, только государство, задававшее определенную направленность этим исследованиям. Государство же их и финансировало, что так или иначе влияло на интерпретацию полученных результатов.

Все же, несмотря на эти оговорки, можно утверждать, что российскими учеными достаточно подробно были освещены теоретические проблемы чтения; изучены особенности чтения различных читательских групп населения, в том числе детей, юношества, женщин, особенности чтения различных литературных жанров; проанализирована ситуация чтения в различных регионах страны и т. п.

В последнее время большое внимание стало уделяться анализу связи между чтением и книгоиздательской и книготорговой деятельностью. Появились интересные исследования нового российского «электронного» читателя, обращающегося не только и не столько к книге, периодике, сколько к текстам Интернета. Именно в отношении этого читателя стал возможным сравнительный анализ результатов исследований других стран, который впервые четко выявил общность многих характеристик чтения.

Таким образом, в течение практически двух веков, отмеченных серьезными социальными потрясениями – Первой мировой войной, революциями 1905 и 1917 гг., Великой Отечественной войной 1941-1945 гг., Перестройкой и пр. – накапливался уникальный материал о чтении россиян как о национальном социокультурном и психологическом феномене.

Однако, несмотря на количество ценного материала, в должной мере проанализирован лишь один период изучения читателя – XIX век. Ни активная деятельность по изучению читателей начала XX века, ни многочисленные исследования 1960-х – 1990-х гг. не получили пока глубокого всестороннего осмысления.

За рубежом

Что касается опыта по изучению чтения в зарубежных странах, то имеющиеся источники позволяют говорить о том, что ситуация в этой области весьма неоднозначна.

Известное фундаментальное исследование Роджера Шартье и Гульермо Кавалло , к сожалению, не переведенное пока на русский язык, посвящено глубокому анализу истории чтения и его распространения в мире. Однако проблемы изучения чтения, анализ эволюции самих исследований в нем затрагивается лишь попутно.

Однако очевидно, что наиболее активное изучение читателей (пользователей, клиентов) в зарубежных странах началось только в последние десятилетия XX века.

Сегодня чтение с разной степенью интенсивности изучается и в странах Европы, и в Америке. Исследователи подчеркивают разность американского и европейского подходов к изучению чтения.

Америка, которую открыли всего на полстолетия позже, чем Гуттенберг изобрел свой печатный станок, и не имеющая того уровня книжной культуры, который имеет Европа, тем не менее, тоже уделяет внимание проблеме чтения, видя в нем необходимую базу для образования и повышения уровня жизни человека.

Считается, что в Америке социологические исследования библиотечного читателя начались только в середине XX века, хотя известно, что созданная в 1876 г. в Филадельфии Американская библиотечная ассоциация (ALA) уже в начале своей деятельности одной из важнейших задач видела изучение читателей с целью привлечения их в библиотеку.

Если обратиться к недавно изданному уникальному библиографическому указателю англоязычных диссертаций по библиотековедению , то можно убедиться, что более чем на три тысячи диссертаций, написанных с 1903 по 2004 гг., около 150 работ посвящены изучению тех или иных аспектов чтения. То есть первые исследования относятся к 1920-30-м гг. XX столетия. К этому же периоду относятся исследования известного американского профессора Чикагской школы социологии психолога Дугласа Уоплеса. Его монографии, опубликованные чуть позже, посвящены чтению как социальному процессу. Замечу, что и сегодня чикагская исследовательская школа активно работает в области изучения читателя.

Для американских исследователей, как в 1930-40-х гг., так и в более поздний период, характерен интерес к конкретным, узким проблемам. Например, их интерес вызывали потребности в чтении студентов конкретного колледжа; читательские интересы студентов различной расовой принадлежности; чтение лиц старше 65 лет, живущих в домах престарелых в штате Мичиган и т. п.

Очень велик интерес американских ученых к изучению чтения детей: в 1970-80-х гг. были проведены достаточно масштабные исследования А. Соренсена и М. Халлинана (Северная Каролина) , Д. Хансон , Ш. Вильямса и Р. МакГи и др.

В настоящее время изучение чтения в Америке поставлено весьма серьезно. Еще в 80-е годы в США высказывались опасения относительно того, что страна превращается в «нацию зрителей», поэтому внимание проблемам чтения уделяли «на самом верху». Например, президент Рейган в 1984 г.

Исследования, проводившиеся с начала 90-х гг. по настоящее время, выявили основные изменения в структуре и характере чтения американцев. Особенностью этого этапа изучения чтения является то, что особое внимание уделяется внебиблиотечному чтению; интерес к чтению сравнивается с интересом к другим каналам информации. Чтение рассматривается в культурном, социальном, образовательном контекстах.

Следует отметить, что сегодня исследование чтения ведут такие авторитетнейшие службы, как Исследовательская группа книжной индустрии (Book Industry Study Group), Институт Гэллапа, исследовательский центр Reading Watch Observatory.

В таких многоаспектных исследованиях, как America Online, где нашли отражение все стороны американской жизни, были представлены и сведения о чтении американцев.

Наиболее актуальными направлениями изучения чтения в американской практике можно назвать следующие: изучение чтения детей; маргинальных групп; изучение места чтения в жизни семьи и общины и т.д. Наиболее значительными аналитическими исследованиями последних лет американские специалисты считают работы Д. Дэвида «Читатели и чтение в Америке: исторические и переломные перспективы» (1994) и К. Дэвидсон «Чтение в Америке: литература и история общества» (1989).

В 2002 г. в США было проведено т. н. исследование общественной причастности к искусствам, в том числе и к чтению художественной литературы. Результаты его были опубликованы. Аналогичное исследование было проведено раньше, в 1998 г., в Канаде, что дает повод для сравнения.

На сегодняшний день среди специалистов явно ощущается потребность в сравнительном анализе ситуации в области чтения, что толкает к проведению совместных международных исследований. Пока их было немного. Одним из самых первых было международное исследование, проведенное в 1954 г. Институтом Гэллапа в США, Канаде, Австралии, Англии и Германии под названием «Читаете ли в настоящее время книги?». Это блиц-исследование явилось новым шагом в осмыслении чтения как единого, мирового явления. Исследователи получили возможность сравнить показатели чтения в разных странах, проанализировать ситуацию в своей, найти причины различия.

Стоит отметить, что намного раньше, в 1970 гг., Секция чтения ИФЛА, инициатором создания и затем руководителем (с 1993 по 1997 гг.) которой была российский специалист В.Д. Стельмах, предприняла международное исследование детского чтения, которое охватило 26 стран. В то время такой размах заставил многих отнестись к изучению чтения как к общемировой профессиональной проблеме. В эти же годы в Советском Союзе проводились международные исследования чтения, в которых принимали участие социалистические страны: Польша, Венгрия, ГДР и др. Но идеологические расхождения делали невозможными совместные научные исследования с коллегами из капиталистических стран.

Сегодня исследования в странах Европы ведутся весьма активно. Особенно – в Германии, Франции, Великобритании, Скандинавских странах, Италии.

Во Франции распространение чтения стало предметом трех масштабных опросов: в 1960, в 1967 и в 1970 гг. Их организовал Национальный синдикат издательств совместно с газетой «Фигаро». Данные, полученные в ходе этих опросов, позже вошли в книгу К. Куно , которая сумела проанализировать ситуацию чтения в стране.

В 70-е большой резонанс вызвали книги Р. Эскарпи «Революция среди книг» и «Книжный голод» (в соавторстве с Р. Барнером), где исследованиям в области чтения уделено большое внимание. Широко известны статьи и книги Р. Артье, в том числе и упомянутая выше.

В Великобритании к 1970-м было проведено свыше тридцати исследований, которые носили в основном локальный характер. Их можно разделить на три группы: изучение читательского спроса в специальных и научных библиотеках; исследование читательских запросов в читальных залах; анализ круга чтения в публичных библиотеках. Важнейшими вопросами британских исследований являются также вопросы изучения чтения мужского населения; чтения этнических меньшинств; чтения нуждающихся детей и т. п.

Значительный интерес представляют аналитические исследования, отражающие ситуацию чтения в Англии в разные периоды. Это работы Д. Кулемана «Общественное чтение и читающая публика в период раннего Средневековья Англии и Франции» (Кембридж, 1966), Н. Беннета «Английские книги и читатели: 1475-1557» (Кембридж, 1970) и Ю. Кингтена «Чтение в Тюдоровской Англии» (Питсбург, 1996). Аналогичные исследования проведены на материале Италии , Испании и других стран.

В настоящее время европейские и американские исследования тесно увязываются с программами продвижения чтения среди нечитающего населения, с проектами в поддержку чтения, которые существуют на государственном уровне практически в каждой стране.

Современные данные о чтении европейцев собирает EUROSTAT – организация Единой Европы. Тем самым она подчеркивает европейское единство и в сфере чтения тоже.

Сравнение основных параметров российских исследований чтения и исследований, проводимых за рубежом, позволяют выявить ряд различий между ними.

Прежде всего, зарубежные исследования чтения не носят централизованного характера, финансируются, как правило, фондами, научными обществами и т. п.

Зарубежные исследования носят, как правило, прикладной характер и имеют четкую практическую цель – улучшение обслуживания пользователей в библиотеках. Большинство зарубежных исследований посвящены сиюминутным проблемам, отдельной библиотеке или отдельному периоду. Проводимое исследование редко опирается на данные предшествующих исследований. Большинство исследований ограничено текущей библиотечной практикой, и их данные быстро устаревают.

Исследования прикладного характера проводятся, как правило, библиотеками или специальными службами. Иногда в библиотеках выделяются специальные исследовательские отделы (например, НБ Латвии), но чаще исследовательский проект выполняется исследовательской группой.

Теоретические исследования в большинстве западных стран сосредоточены, как правило, в профильных вузах, университетах.

Всем этим и объясняется, по-видимому, то, что в западной традиции сильнее представлены масштабные работы аналитического характера.

Сейчас на Западе большинство исследований чтения проводится в рамках программ по продвижению чтения, развитию читательской культуры.

В некоторых странах, например, Великобритании, научно-исследовательская работа, в том числе и в области изучения чтения и читателя, регулярно освещается в профессиональной печати. Так, журнал «Новости библиотечных и информационных исследований» (LIRN) публикует статьи и методики НИР, результаты отдельных исследований и пр. Журнал издается исследовательской группой, созданной еще в 1977 г., которая входит в Библиотечную Ассоциацию Великобритании.

Таким образом, несомненно, чтение – это явление такого же масштаба, как письменность, литература, театр, живопись и пр. По уровню «выхода» творческой энергии чтение мало в чем уступает другим творческим занятиям (можно говорить как о гениальных читателях, так и о бесталанных): Читатель не только осваивает окружающий мир, но и создает свой. Творческое чтение порождает зачастую новую реальность, как воображаемую, видимую лишь самому читателю, так и вполне осязаемую, доступную всем – так происходит, например, при экранизации художественного произведения, постановке пьесы – недаром во многих случаях говорится о «новом прочтении» произведения. Кроме того, чтение (книги ли, фильма ли) является пока единственной технологией освоения накопленного человечеством знания в самом широком значении этого слова.

Чтение – это важнейшая стратегия жизни мыслящего человека. Читать необходимо всю жизнь.

Осознание проблем чтения как всемирных – важнейшее условие его изучения, осмысления его масштаба в разные периоды развития человечества, особенностей проявления в различных регионах и странах, понимания новых тенденции его развита и т. п. Следовательно, и изучать это явление необходимо в его единстве и многообразии Необходимы глубокие сравнительные исследования, выявление национальных особенностей чтения, читательской деятельности и пр.

Наряду с такими понятиями, как «всемирная литература», «европейская живопись», «африканская музыка», «японский театр» и др. должны войти в обиход такие, как «мировое чтение», «европейское чтение», «российское чтение», «немецкое чтение XVIII в.» и т.п. Но сначала эти понятия должны сформироваться, наполниться фактическим материалом, проанализированным и глубоко осмысленным.

1. В настоящей статье рассматривается только тот аспект чтения как междисциплинарного феномена, который связан с понятием читателя, читательского интереса, читательской деятельности и т. п.

2. Ванеев А.Н. Становление петербургской школы библиотековедения // История библиотек. – Вып. 5. – СПб, 2004. – С. 23, 30.

3. Воробьева К.И. Отечественная библиологическая психология: история, состояние, перспективы. – СПб, 1996. – 312 с.

4. См. Российское библиотековедение XX век…

5 Рейтблат А.И. и др. Социологические исследования чтения в России: Аннотированный указатель литературы (1986-2001гт) // Библиотечное дело: ХХ век. № 1 (17), 2004. – С. 244-268.

6. Следует отметить, что эти драгоценные сведения вызвали большой интерес зарубежных исследователей. Так, в середине 1980-х, когда интерес к России был весьма велик, американский ученый Дж.Брукс издал книгу, основанную на материалах российских исследований чтения: Broocks J. When Russia learned to read: Literacy and popular literature, 1861-1917. – Prinston, 1985.

7. Cavallo G.,Chartier R. A History of Reading in the j West. Univ.of Massachusetts press.1994.

8. Steinberg H. Books and readers as a subject of research in Europe and America // Int.Soc.Sci J. – Vol.24. – No 4., p. 744-755, 1972.

9. Романов П.С. Аннотированный библиографический список англоязычных диссертаций по библиотековедению (1903-2004 гг). – М, 2006.

10. Например, Butler H. L. An inquiry into the statement of motives by readers: PhD / Univ. of Chicago. – 1939.

11. Sorensen A., Hallinan M. Effects of ability grouping on growth in academic achievement // American Educational Research Journal. – 1986. – Vol.23. – № 4. – P. 519-542.

12. Hanson D. What children like to read // New-Society. – 1973. – Vol. 24. – № 554. – P. 361-363.

13. Williams Sh., McGee R. Reading attainment and juvenile delinquency // Journal of Child Psychology. – 1994. – Vol. 35. – № 3. – P. 441-459.

14. Reading at Risk: A Survey of Literary Reading in America. Research Division Report № 46. – 2004. (National Endovment for the Arts).

15. Куно К. Чтение во Франции. – М.: «Рудомино», 1992.

16. Армандо П. Писатели и читатели в Средневековой Италии. – Лондон, 1995.

17. Чтение и беллетристика в Золотом веке в Испании. – Кембридж, 1985.

В последние 15 лет проведен ряд централизованных и региональных исследований чтения, результаты которых дают богатый материал для анализа культурных процессов в стране, развития теории и практики книжного и библиотечного дела. Однако исследователь, желающий по печатным источникам ознакомиться с современным состоянием чтения в СССР, оказывается в сложной ситуации. В библиографическом указателе «Книга. Чтение. Библиотека» (М., 1998) учтено около 150 публикаций по этой тематике (как по специальным исследованиям чтения, так и по исследованиям образа жизни, культуры, свободного времени, где также затрагивались проблемы чтения) за 1976-1985 гг., причем приведенный там, список работ не является исчерпывающе полным. Обобщение всей этой информации, предполагающее использование в необходимых случаях вторичного анализа,- дело дальнейшей специальной работы. Она чрезвычайно осложнена использованием различных шкал и методик в разных исследованиях, проведением их в разных регионах и разных социальных слоях и т.п. Поэтому в данном статистико-социологическом обзоре предпринята попытка лишь изложить бы основные количественные итоги важнейших исследований и сделать наиболее простые, «лежащие на поверхности» обобщения. Это пока не сопоставление, а лишь свод имеющихся данных.

В обзоре характеризуется чтение взрослого населения страны. Приводятся сведения по следующим показателям:

распространенность чтения (доля читающих в населении);

интенсивность чтения (Объем читаемого)

чтение в бюджете свободного времени;

общественные библиотеки;

домашние библиотеки;

Ранее не публиковавшиеся данные, полученные в исследованиях Сектора социологии чтения библиотечного дела Государственной библиотеки СССР имени В.И. Ланна, приводятся без ссылок на источник.

Распространённость чтения

Печать играет важную роль в жизни советского общества. Помимо миллиардов томов, хранящихся в фондах общественных и личных библиотек, в СССР выпускаются ежегодно десятки тысяч новых изданий. Та, в 1985 г. было опубликовано 83976 книг общим тиражом 2150,5 млн. экз., кроме того, выходило 1524 журнала общим годовым тиражом 2640,6 млн. экз. и 8427 газет тиражом 43455,6 млн. экз.

Результаты исследований свидетельствуют, что сейчас подавляющее большинство взрослого населения СССР находится в сфере воздействия печатного слова. Уже в середине 70-х гг. к числу читателей относилось 95% жителей небольших городов, включая детей 7 лет, а в конце 70-х-87% сельского населения. Среди рабочих РСФСР отнесли себя к числу читателей 89%, среди рабочих и ИТР промышленных предприятий БССР -более 80%, среди трудящихся Эстонии -97 %.

Значительная часть читателей использует все основные виды печатных источников (газета, журнал, и книга)-79% в небольших городах и 60% в селах, из числа взрослого трудящегося населения Эстонии (1978 г.) книга и газеты читали 79%.

Однако приобщенность к чтению различных видов печатных изданий неодинакова. Наиболее распространено чтение газет, к которым обращается почти все население городов и большинство сельского населения. В Таганроге (1978 г.) газеты читали 95.8% взрослого населения, в Ленинграде (1974 г.) -94%, в малых городах РСФСР в начале 70-х годов -94%, в начале 80-х гг. также 94%. В селах РСФСР в конце 70-х годов газеты читали 79% населения, по другим данным в селах Новосибирской области (1977 г.) газеты читали 85%, Ярославской (конец 70-х г.г.)-91.5%.

Основной источник получения газет в стране- домашняя подписка. В небольших городах РСФСР (начало 70-х гг.) газеты выписывали 97% опрошенных, в начале 8-х- гг.- 92% взрослого населения, в селах -93%. Подавляюще большинство опрошенных получают на дому не одну, а две-три газеты: 62%- в небольших городах, 54%- в селах. Эти данные близки к результатам исследования в Таганроге (1978 г.): 58% рабочих- подписчики двух- трёх газет.

Для жителей городов характерна подписка прежде всего на центральные газеты. Их выписывает 90% опрошенных, сравнительно с 84% подписчиков районных газет и 27%- областных. В селах на первом месте стоят районные и колхозные газеты (их получают) -75% респондентов); на втором- республиканские и областные (67%); на третьем- центральные (65%).

Исследования отразили высокие показатели обращения и к журналам. В домашней подписке они оказались у 78% опрошенных жителей небольших городов РСФСР в начале 70-х гг. и у 81%-в начале 80-х гг., выписывали их и 76% жителей села. Более трех названий журналов выписывали, соответственно, 17 и 20%.

По профилю журналов среди подписчиков, как в городе, так и на селе, наибольшее число приходится на тех, кто выписывает массовые «тонкие» журналы. По небольшим городам их насчитывалось 72%, по селам-74%. На втором месте -подписчики на научно-популярные и специальные журналы по естествознанию, технике, сельскому хозяйству (62%-в городе и 40%-на селе). Третье место занимают выписывающие общественно-политические и «толстые» журналы (соответственно, 26% и 34%).

Чтение книг также стало массовым, но не приобрело пока таких масштабов, так как часть читателей ограничивается чтением периодики, не обращаясь книгам. К читателям книг относятся 84% жителей небольших городов и 75%-жителей сел. В Ярославской области (конец 70-х гг.) читатели книг составляли 70% крестьян и 91% рабочих, среди рабочих РСФСР (начало 80-х гг.)-78%.

Таким образом, можно считать, что к чтению газет приобщено почти все взрослое население, к чтению журналов и книг-75-80% жителей страны. Это самые высокие показатели за всю историю страны. Они демонстрируют границы, до которых, в принципе, может дойти печатное слово. Оказывается, что так или иначе почти все взрослые жители время от времени пользуются этим способом коммуникации, как возможный тип деятельности чтение присутствует в образе жизни всех слоев населения. Это вполне объяснимо, если учесть, что подавляющее большинство получило школьное образование (в том числе многие -среднее), в основе которого лежит чтение учебной литературы, закладывающее навыки чтения произведений печати в целом. Характерно, однако, что более широко распространено чтение периодики, затрагивающей повседневные, текущие вопросы, а не книг, посвященных не столь тесно связанным со злобой дня темам, хотя нельзя игнорировать и тот факт, что периодика поступает к читателю по подписке -надежному, хорошо отлаженному каналу, в отличие от книги, которую нередко трудно получить и в книжном магазине, и в библиотеке). В результате, хотя распространенность чтения весьма велика, имеются еще резервы расширения аудитории книги, поскольку 1/5 населения их вообще не читает.

Кузнецова Н.П.

Молодое поколение XXI века - это поколение, которое формирует цифровые технологии. Поколение, которое выросло в новом цифровом обществе. Британские ученые из университетского колледжа Лондона утверждают, что одним из последствий цифровой революции может стать изменение способа мышления людей. Молодое поколение способно одновременно решать несколько задач, «перелетая с одного сайта на другой». Но большинство подростков не способны выполнять линейные задания, к примеру, читать и писать, поскольку внимание рассеивается. Молодое поколение не умеет самостоятельно решать поставленные задачи, а ищет готовые ответы в Интернете.

Подростковый возраст в становлении личности является наиболее сложным и определяющим дальнейшую судьбу одновременно. В данный период молодым людям приходится справляться с огромным количеством задач развития, чем в любое другое время их последующей жизни: им требуется подготовить собственный уход из родительского дома, добиться признания среди сверстников, найти друзей и партнеров, определиться с перспективой будущей профессии, разработать собственную шкалу ценностей как основу личного поведения в обществе. Неумение справляться с различными задачами может привести к нарушению адаптации и социализации, проявлениям отклонения в поведении, любым вредным зависимостям, не только токсическим, но и нехимическим.

Социальные сети прочно обосновались в русле нашей жизни. В статье А. В. Могилева «Социальные сети - школа будущего» автор приходит к выводам, что «развитие социальных сетей заставляет по- новому взглянуть на образование. Ведь в ходе общения в сетях от участника сообщества к участнику передаются социально - культурные и профессиональные знания - чем же это не обучение? Проблема в том, что оно происходит не так, как мы привыкли. Здесь нет знакомой школы, уроков. Но это говорит лишь о том, что эти привычные нам атрибуты образования становятся необязательным в наступившую эпоху. Происходит смена образовательной парадигмы».

Автор дает нам понять, что социальные сети играют не только отрицательную роль в жизни детей. С точкой зрения А. В. Могилева согласна Е. Н. Павличева. В статье «Социальные сети как инструмент модернизации образования» автор рассматривает проблему взаимодействия ребенка и социальных сетей с похожей позиции.

В последние годы нейропсихологи оживленно обсуждают популяционный синдром - синдром функциональной несформированности лобных отделов, в основном левого полушария. Именно данные особенности структуры мозга наблюдаются у людей, которые склонны к азартным играм, употреблению наркотиков, алкоголя, компьютерным играм. Такие дети неспособны к продолжительной усидчивой работе, являются импульсивными, непоследовательными и крайне эмоциональными.

Обнаружить лобную несформированность невозможно без консультации профессионального нейропсихолога. Однако существуют признаки, которые должны заставить забеспокоиться: родители и педагоги жалуются, что ребенок плохо учится, отвлекается, ничем не интересуется, тратит на домашние задания по 5 часов, а если его контролируют - хватает и одного, решает арифметическую задачу без проверки, половину слов не дописывает, пропускает буквы. Такой ребенок принадлежит к новой генерации людей с более примитивным строением мозга. Это отклонение так распространено, что может считаться нормой.

Деградирует ли человечество или совершенствуется с появлением лобной несформированности - пока не ясно. Ясно только, что вошедшие в моду неформальные тусовки, гомосексуализм, компьютерные игры, общение в Интернете не случайны. Семейный психолог уже давно заинтересован в познании причин, например, привлекательности телевидения и видеоигр для подростков - ведь книги, театр, музыка и прочие виды искусства продолжают развиваться. Но нынешние подростки предпочитают им более примитивные - с точки зрения нагрузки на мозг - способы времяпрепровождения. Как ни странно, повинны в этом вовсе не телепродюсеры или создатели компьютерных игр. Они лишь используют естественные интересы подрастающего поколения, спрос рождает предложение.Таким образом, то, как устроен мозг индивида, определяет его увлечения, наклонности, и в то же время эти увлечения и наклонности диктует нам общество, а значит, общество участвует в эволюционных процессах, определяя особенности строения нервной системы.Девиз поколения XXI века - «будь как все». Распространение массовой литературы (детективов, любовных романов, ужастиков), глянцевых журналов, желтой прессы не могут влиять на формирование эстетических и моральных норм учащихся, на расширение их словарного запаса. Но эта литература пользуется успехом, так как понятна всем и не требует особого осмысления после прочтения. Массовая литература рассчитана на примитивное сознание. Такая литература идеально подходит для режима « нового времени». Цифровой век предлагает людям новые готовые стандарты жизни:

для девушек икона стиля - это молодая, красивая, гламурная. Для мужчины - это молодой, брутальный. И обязательно богатые и не важно, какими путями ты получаешь это богатство. Неслучайно такой популярностью пользуются глянцевые журналы. Там мы читаем про красивую жизнь. Глянцевые журналы пропагандируют роскошь, а вслед за роскошью ведется пропаганда жизни не по средствам. Молодежь желает носить дорогие, статусные вещи, которые могли бы причислить тебя к категории, в которой, по сути, ты отсутствуешь. Молодое поколение здорово поддается высококачественной манипуляции к потребительству.Завершение формирования личности происходит в период ранней юности. Тогда в том числе формируется и ее духовный облик, поэтому одно из первых мест на книжной полке должна была бы занимать классическая литература, так как это хранитель нравственных, эстетических и духовных ценностей.Лишь немногие ученики читают русскую классическую литературу, да и они читают ее для того, чтобы получить хорошую отметку или для того, чтобы сдать Единый государственный экзамен. Зарубежную литературу почти никто не читает. Многие современные подростки воспитываются на историях легкой, беззаботной жизни звезд, они наивно полагают, что счастливое будущее придет им самим в руки или, что его им обеспечат родители, богатые мужья, их красота, молодость. Но последние два фактора не навсегда. Чтение - медленный процесс, который требует временных затрат и умения сосредоточиться. Молодое поколение привыкло к быстрой смене деятельности, к быстрым и легко видимым результатам. Чтение - «это труд и творчество», а не только развлечение и удовольствие. Правильное чтение требует умственных усилий, мыслей, чувств, поэтому многие школьники и перестают читать. Нынешняя экономика формирует новый тип человека - человека - потребителя. И это все сказывает и на читательской деятельности. Если раньше чтение было глубоко интимным, глубоко личным процессом, то теперь оно носит групповой характер. Интересы читателя диктуются группой, к которой принадлежит человек, местом жительства, кругом общения.«Клиповое сознание» - особенность «компьютерного поколения». Этот термин появился в 90-х годах XX века и обозначает привычку «воспринимать мир посредством короткого, яркого посыла, воплощенного в форме либо клипа, либо теленовости. Молодежь читает художественные тексты в сокращенном варианте и пересказывает пересказ. На идеях, художественных деталях текста сознание вообще не фиксируется. Если человек не способен воспринимать целостную картину мира, то он не сможет найти место в нем, а, следовательно, определить цель своей жизни.

«Клиповое сознание», по мнению западного исследователя А. Моля, формирует «мозаичную культуру». «Клиповое сознание» постепенно вытесняет традиционное. Человек перестает быть самим собой, он полностью усваивает тот тип личности, который ему предлагают модели культуры, и становится таким, каким его ожидают увидеть другие люди. Человек, который уничтожил свое индивидуальное «я» и стал «автоматом», идентичным с миллионами других «автоматов» вокруг него, не испытывает больше чувства одиночества и тревоги. Однако ценой этого становится потеря самого себя, потеря индивидуальности и растворенность в «массовом сознании». Взамен он получает иллюзию благополучия и спокойствия.

Можно предположить, что интерес молодежи к массовой литературе - это результат «клипового сознания». Опора на визуальный ряд объясняет также то, что особой популярностью среди молодежи пользуются книги, которые были экранизированы. Фильм компенсирует недостаток фантазии и воображения, создает иллюзию общения с эпохой, автором.

В XXI веке формы проведения досуга становятся все более разнообразными: телевидение, компьютер, Интернет. Книга на этом фоне, даже электронная, меркнет.

Наиболее осмысленно ученики судят о тех авторах, чье творчество изучалось в школе, и нередко, весьма примитивно - о самостоятельно прочитанных книгах. Это свидетельствует о недостаточно развитом навыке самостоятельного чтения художественного произведения.

В журнале «Воспитание школьников» В. А. Адольф и Е. В. Валяева в статье «Ценностные приоритеты учащихся старших классов общеобразовательной школы» пришли к выводам, что на первом месте ценностных ориентиров для школьников стоит счастливая семейная жизнь. Это говорит о том, что в сознании мировосприятия подрастающего поколения, несмотря на все перипетии общественной жизни, отнюдь не благоприятствующие семейным устоям, прочно сохраняются традиционные народные ценности».

Проблема чтения активно обсуждается в обществе. На сайте «Завет.ру. Информационно - просветительский проект» авторы приходят к следующему выводу, что если в семье не принято читать, то у ребенка такой потребности и не возникнет. Ребенок перенимает на себя то отношение к чтению, которое существует у его родителей. Он учится тому, что видит у себя дома. И если родители только и смотрят телевизор, то не стоит ждать от этого ребенка, что он будет читать. Дети будут читать то, что читают родители. Если папа читает журналы про рыбалку, а мама предпочитает телевизионные сериалы, то у ребенка вряд ли возникнет желание читать классическую литературу.

В статье «О пользе чтения» автор в юмористической форме призывает детей читать. Автор рассказывает о пользе чтения, так как полезное чтение расширяет кругозор, обогащает внутренний мир, положительно сказывается на памяти, увеличивает словарный запас, способствует выработке более ясного мышления. «Еще чем полезно чтение книг, это тем, что оно развивает логическое мышление. Не верите? А вы прочитайте что-нибудь из классики детективного жанра, например «Приключения Шерлока Холмса» - небезызвестное произведение Артура Конан Дойла. Уверяю вас, после прочтения, в любой ситуации вы будете соображать быстрее, ваш ум станет острее, улучшиться наблюдательность и вы поймете, что читать полезно и выгодно. Читать «желтые издания» и дешевые детективы противопоказано! Отечественная и зарубежная классическая литература - это обязательная база для каждого человека».

В газете «Плюс информ» автор в статье «Кризис чтения» проводит интервью с Майей Маадыр, зав. сектором Национальной библиотеки Республики Тыва им. А. С. Пушкина. Майя Маадыр приходит к выводам, что «формирование новой электронной культуры оказывает самое непосредственное влияние на книжную культуру, ставит под вопрос будущее и книги, и чтения. Сегодня подрастает новое «компьютерное» поколение. Для него характерен совершенно иной тип восприятия информации, так называемое «клиповое» или фрагментарное восприятие. А это уже значительно сужает возможности восприятия печатных текстов. Результаты исследования позволяют утверждать, что чтение в жизни молодежи, несмотря на появление компьютерной техники, Интернета, продолжает оставаться стабильным. Однако ассортимент востребованных изданий становится гораздо беднее. Из внимания молодых людей выпадают целые пласты познавательной литературы, литературно-художественных, региональных изданий. То есть, утверждение специалистов о том, что чтение в жизни у большей части россиян перестает быть одним из основных источников духовно-нравственного обогащения, что оно все более четко распадается на прагматическое и развлекательное, вполне характерно и для молодежи нашего времени».

В статье «Интерес к чтению: как его пробудить» автор раскрывает нам смысл понятия «интерес», отмечает роль семьи в развитии чтения, приводит несколько советов родителям.

В работе «Кризис детского чтения - общемировая тенденция» автор приходит к выводам, что «одной из основных причин снижения интереса к чтению социологи считают экономическую неоднородность общества и обнищание большого слоя населения. На людей обрушилась бедность. Не стало денег на покупку книг и подписку журналов, времени на посещение библиотек и чтение «для души». Бедность стремительно обратила отечественных читателей в однообразную армию мертвых душ. Начиная с 1990-х гг. и по сегодняшний день идет процесс обнищания многих российских семей. Сильное, но также неоднозначное воздействие оказывает на чтение продолжающаяся реформа школьного образования. Рост числа альтернативных учебных заведений и создание многочисленных новых программ приводит к резкому возрастанию потребности школьников в «деловой» информации, иногда в ущерб чтению «для души». Многолетние исследования читательских предпочтений подростков 11—15 лет показывают, что пристрастие к чтению стало не только не престижно, но подвергается осмеянию сверстников, т.е. исчезает среда, стимулирующая детей к чтению» .

В статье В. К. Васильева «Личностно значимое восприятие художественного произведения учащимися как процесс саморазвития и самоусовершенствования» рассматривается проблема личностно значимого восприятия художественных произведений учащимися. Для развития личности и саморазвития подростков актуализируется использование на уроках литературы метода творческого чтения, направленного на развитие эстетического восприятия, творческого воображения и совершенствование личного жизненного опыта.

В журнале «Литература в школе» Е. С. Романичева в статье «Не потерять школьника как читателя» пришла к выводам, что « на этапе перехода из начальной школы в среднюю происходит потеря школьника как читателя. На этапе перехода из начальной школы в среднюю ученики перестают читать для удовольствия. Одна из причин не чтения учащихся средней школы становится то, что на языке науки называется « Дефицитом в репертуаре чтения». Автор уделяет внимание дефициту литературы, то есть подростки нуждаются в книгах о своих сверстниках. Это книги, которые помогут подростку познать окружающий мир. С распадом СССР огромная часть книг для юношества ушла в прошлое, так как освоение этих книг требует объемное освоение историко-культурологического комментария. Советское детство оказывается непонятным современному юному читателю.

В журнале «Воспитание школьников» Э.М. Щербаненко в статье «Чтение - лучшее учение» автор приходит к следующим выводам, что к 2010 году показатель не читающих людей вырос до 60 %. Понятие семейное чтение для большинства людей потеряло смысл. « Постарайтесь привить иммунитет к низкопробной литературе. И не медлите в этом важном деле: психологи утверждают, что 12 лет - рубеж, перейдя который не просто будет привить любовь к чтению. Человек, уже научившийся жить без книги, будет нуждаться в переучивании, а это более сложный и нудный процесс».

Автор уделяет особое внимание семейному чтению. Дети не будут читать, если не будут читать их родители. С ребенком надо заниматься. Читать ему вслух, читать с ним вместе, просить его, чтобы он вам читал. Если родители этого не делают, то ребенок и не будет читать. Школа в этом процессе не занимает главную позицию. Она только дополнительный фактор в формировании любви к чтению.

В журнале «Аlma mater» Д. В. Васев в статье «Исследование влияния культуры чтения на обучение и развитие молодежи» автор приходит к выводам, что « чтение перестает быть формой получения социального опыта, когда через образы « книжных героев»: формировались культурные качества личности: развивалось образное мышление, обогащался язык, прививалась грамотность, расширялся кругозор, приобретался жизненный опыт».

В журнале « Педагогика» В.С. Собкин в статье «Отношение учащихся основной школы к художественной литературе» автор приходит к выводам, что «в ряду предпочтений различных видов деятельности и форм проведения досуга чтение занимает лишь 9 ранговую позицию, что уступает общению с друзьями, слушанью музыки и т.д.».

В статье Л. Н. Чернышевой «Кризис детского чтения — общемировая тенденция», автор приходит к выводам, что проблема чтения стоит остро не только в России, но и за рубежом. Л. Н. Чернышева выделяет одной из проблем отсутствия чтения в России - это обнищание многих российских семей. Снизились возможности семьи покупать детские книги и другие материалы, водить детей в учреждения культуры и досуга.

В статье В.Я. Аскаровой «Читающий подросток в фокусе разнообразных представлений: опыт исследования в рамках проекта «Год детского чтения в Челябинской области», автор приходит к выводам, что «среди основных причин, обуславливающих кризис явления подросткового чтения — изменение структуры и содержания семейного досуга, характера внутрисемейного общения. Массовое «отпадение» взрослого населения от читательской деятельности девальвировало ее в глазах детей. Подростки утверждают, что «родители читают меньше нас», «не разбираются в литературе», «не покупают нам книги», а главное, «не могут объяснить своими словами, зачем нужно читать».

Как мы видим, если в семье даже не могут объяснить, зачем нужно читать, будет ли читать подросток, нет.

Вывод по статье: На основе этого анализа можно сделать вывод, что многие причины влияют на кризис чтения в стране.

  1. Яркое возникновение популяционного синдрома. Популяционный синдром - синдром функциональной несформированности лобных отделов, в основном левого полушария. Именно эти особенности строения мозга наблюдаются у людей, имеющих склонность к азартным играм, наркотикам, алкоголю, компьютерным играм. Такие дети неспособны к длительной усидчивой работе, импульсивны, непоследовательны, крайне эмоциональны. Психологов уже давно интересует, в чем причина, например, привлекательности телевидения и видеоигр для подростков - ведь книги, театр, музыка и прочие виды искусства продолжают развиваться. Но нынешние подростки предпочитают им более примитивные - с точки зрения нагрузки на мозг - способы времяпрепровождения.
  2. На кризис чтения влияет и появление «клипового сознания». При клиповом сознании мы воспринимаем мир посредством короткого, яркого посыла, воплощенного в форме либо клипа, либо теленовости. Можно предположить, что интерес молодежи к массовой литературе - это и есть результат «клипового сознания». Распространение массовой литературы (детективов, любовных романов, ужастиков), глянцевых журналов, желтой прессы не могут влиять на формирование эстетических и моральных норм учащихся, на расширение их словарного запаса. Но эта литература пользуется успехом, так как понятна всем и не требует особого осмысления после прочтения. Массовая литература рассчитана на примитивное сознание.
  3. Ассортимент востребованных изданий становится гораздо беднее. Среди востребованных изданий выступает массовая литература. Печатные издания отвечают требованиям аудитории. Поэтому из внимания молодых людей выпадают целые пласты познавательной литературы, литературно-художественных, региональных изданий.
  4. Роль семьи в формировании читательских интересов. Автор уделяет особое внимание семейному чтению. Массовое «отпадение» взрослого населения от читательской деятельности девальвировало ее в глазах детей. Подростки утверждают, что «родители читают меньше нас», « не разбираются в литературе», « не покупают нам книги», а главное, « не могут объяснить своими словами, зачем нужно читать». Школа в этом процессе не занимает главную позицию. Она только дополнительный фактор в формировании любви к чтению.
  5. Социологи считают одной из основных причин снижения интереса к чтению экономическую неоднородность общества и обнищание большого слоя населения. На людей обрушилась бедность. Не стало денег на покупку книг и подписку журналов, времени на посещение библиотек и чтение «для души». Бедность стремительно обратила отечественных читателей в однообразную армию мертвых душ.
  6. Дефицит литературы. Подростки нуждаются в книгах о своих сверстниках. Это книги, которые помогут подростку познать окружающий мир. С распадом СССР огромная часть книг для юношества ушла в прошлое, так как освоение этих книг требует объемное освоение историко-культурологического комментария. Советское детство оказывается непонятным современному юному читателю.

Помимо этого проводится ряд исследований по выявлению читательской грамотности. Исследование PISA - это Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся в возрасте 15 лет. Исследование PISA является мониторинговым, оно позволяет выявить и сравнить изменения, происходящие в системах образования в разных странах и оценить эффективность стратегических решений в области образования.

Результаты читательской грамотности PISA

2000 год 2003 год 2006 год 2009 год

27-29 место 32- 34 место 37-40 место 41 — 43 место

Результаты PIRLS

PIRLS - это международный проект «Изучение качества чтения и понимания текста». По данным 2011 года учащиеся Гонконга, России, Финляндии и Сингапура оказались самыми успешными в овладении чтением, четвероклассники этих стран показали лучшие результаты среди всех стран — участниц.

В 2001 году Россия заняла 12 место из 35 стран — участниц. В 2006 году результаты России повысились: первое место в рейтинге из 44 стран — участниц.

2001 год 2006 год 2011 год

12 место 1 место 2 место

Список использованной литературы

  1. Могилев А. В. Социальные сети - школа будущего// Народное образование. - 2012. - № 6.
  2. Павличева Е. Н. Социальные сети как инструмент модернизации образования// Народное образование. - 2012. - №1.
  3. Адольф В. А., Валяева В. Е. Ценностные приоритеты учащихся старших классов общеобразовательной школы// Воспитание школьников. - 2012. - № 10.
  4. О пользе чтения (дата обращения 03. 05. 2013).
  5. Качан И. Кризис чтения (дата обращения 03. 05. 2013).
  6. Петрова Е. В. Интерес к чтению: как его пробудить (дата обращения 16. 03. 2013).
  7. Чернышева Л. В. Кризис детского чтения - общемировая тенденция (дата обращения 18. 04. 2013).
  8. Васильев В. К. Личностно значимое восприятие художественного произведения учащимися как процесс саморазвития и самоусовершенствования // Известия Уральского государственного университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. - 2010. - № 9. С. 15-21.
  9. Романичева Е. С. Не потерять школьника как читателя// Литература в школе. - 2012. - № 4.
  10. Щербаненко Э. М. Чтение - лучшее учение// Воспитание школьников. - 2012. - №8.
  11. Васев Д. В. Исследование влияния культуры чтения на обучение и развитие молодежи // Alma mater. - 2012. - №6.
  12. Собкин В. С. Отношение учащихся основной школы к художественной литературе// Педагогика. - 2012. - №7.
  13. Аскарова В. Я Читающий подросток в фокусе разнообразных представлений: опыт исследования в рамках проекта « Год детского чтения в Челябинской области// Поддержка и развитие чтения: тенденции и проблемы. (дата обращения 18. 04. 2013).