Презентация на тему: "Орган осязания человека – его кожа. Даже с закрытыми глазами или в темноте мы можем определить форму и величину тел, узнать, мягкие они или твёрдые, гладкие."

Цели урока:Сформировать знания о значении
органов осязания в жизни
человека;
Рассмотреть строение и функции
органов осязания

Осязание - ещё одно из наших чувств. Прикоснувшись к
какому-нибудь предмету, мы сразу чувствуем, какой он.

Орган осязания

Кожа – это важный орган чувств. Во
внутреннем слое кожи находятся
многочисленные нервные окончания.
Особенно много их на кончиках пальцев и
на ладонях. Кожа обладает
чувствительностью. На губах и
подушечках пальцев их много, на тыльной
поверхности руки меньше.

При помощи кожи мы ощущаем холод и тепло, боль,
прикосновение, давление. Осязание дает представление о
поверхности предмета, его форме, размерах, массе. Когда
мы касаемся предмета, держим его или ощупываем, в
нервных окончаниях кожи, а также рецепторах мышц и
сухожилий возникает возбуждение.

Возбуждение по нервам передается в головной мозг – в зону кожномышечной чувствительности теменной доли коры больших полушарий
головного мозга. Возникают ощущения массы предмета, состояния его
поверхности
.

Попробуйте определить рельеф поверхности шурупа ладонями и
подушечками пальцев руки. Пальцы ощущают рельеф значительно лучше. Это
потому, что в глубине бороздок на подушечках пальцев располагаются
многочисленные рецепторы кожи. Благодаря наличию бороздок их здесь
гораздо больше, чем на ладонях, а чем больше рецепторов приходится на
единицу поверхности кожи, тем более четкое ощущение от предмета мы
получаем.

О тепле и холоде

Одни рецепторы кожи воспринимают холод, другие – тепло,
третьи – давление, четвертые – прикосновение и т. д

Об узорах на подушечках пальцев

Посмотрите на подушечки пальцев ваших рук, и вы
увидите четкие узоры. Многочисленные бороздки
образуют причудливые рисунки. Это так
называемые папиллярные линии. Эти линии
индивидуальны для каждого человека, поэтому
по ним можно узнавать людей, как по
фотографии в паспорте

Значение осязания для организма очень
велико. Чувство боли предохраняет
организм от травм, ожогов, обморожения,
сообщает о возникновении заболевания.
Ощущение давления помогает нам
ориентироваться во время ходьбы, бега.

Найди ошибку

Кожа обладает чувствительностью. на
тыльной поверхности руки их много, а на
губах и подушечках пальцев их меньше,
меньше.
Бороздок меньше на подушечках пальцев,
чем на ладонях.

Cлайд 1

Cлайд 2

Орган осязания человека – его кожа. Даже с закрытыми глазами или в темноте мы можем определить форму и величину тел, узнать, мягкие они или твёрдые, гладкие или шершавые, сухие или влажные, тёплые или холодные. Возможность ощутить это даёт нам кожа. В отличие от остальных четырех чувств, которые реализуются через конкретные органы – глаза, уши, нос или рот, – осязательные ощущения воспринимаются по всему телу. Если другие чувства реагируют лишь на один вид раздражения, осязательная система чувствительна и к температуре, и к боли.

Cлайд 3

Благодаря осязанию человек может выполнять руками самые разнообразные действия с предметами. Например, когда вы рисуете, то не ломаете карандаш, так как чувствуете давление карандаша на бумагу. Ощущение давления помогает ориентироваться во время ходьбы и бега, и тогда, когда вы просто сидите на стуле и не падаете с него.

Cлайд 4

Орган осязания предупреждает нас и об опасности. Боль или чувство дискомфорта от одежды, обуви или жаркого дня предохраняют организм от травм, ожогов, аллергических заболеваний.

Cлайд 5

Когда мы касаемся предмета, ощупываем его, в нервных окончаниях кожи возникают сигналы, которые по нервам передаются в мозг. Особенно чувствительны у человека кончики пальцев рук и стопы ног, так как они часто первыми соприкасаются с предметами, о которые можно порезаться или обжечься.

Cлайд 6

Поскольку осязание дает нам так много знаний об окружающем мире, оно может заместить недостаток иных ощущений. Наилучший пример – шрифт Брайля, позволяющий слабовидящим читать при помощи пальцев. Известны случаи, когда с помощью осязания люди создавали великолепные произведения искусства. Так советская балерина Лина По, ослепшая после тяжелой болезни, овладела мастерством скульптора. Тирольский резчик по дереву Иосиф Клейнчанс, который жил в 18 веке, в раннем детстве потерял зрение, но смог необычайно развить осязание, с помощью которого быстро освоился в своем небольшом мире и уже в семь лет научился вырезать себе из дерева игрушки. В будущем он стал знаменитым художником- резчиком по дереву. Его шедевры вызывали восторг. Однажды в деревню, где жил этот резчик, приехал император Франц 1. Только по осязательным ощущениям Клейнчанс удивительно точно создал его бюст.

Урок биологии в 9 классе шкоды VIII вида.

Подготовила: Капуста С.Л., учитель ГКОУ школы – интерната ст-цы Староминской Краснодарского края

Раздел: «Кожа»
Тема: «Осязание».

Цель: на основе самостоятельных наблюдений обучающихся и информации, полученной из дополнительной литературы, систематизировать знания учеников о коже, ее строении и функции, как органа осязания.

Задачи:

    1.Формировать потребность беречь свое здоровье.

    2.Заинтересовать детей темой урока, побудить к поиску дополнительной информации.

    3.Развивать речь, расширять кругозор и словарный запас.

    4.Совершенствовать навык работы в группе.

Тип урока: усвоения новых знаний.

Методы обучения: практические, репродуктивные, словесные, наглядные.

Деятельность учащихся: выполняют исследовательскую работу, демонстрируют знания, производят обсуждения, работают с различной информацией.

Оборудование: презентация, компьютер, проектор, наборы для исследовательской работы:

    3 стакана с водой (хол., тепл., гор.), салфетка.

    Линейки, палочки для суши.

    Свеча, зеркало, мыло, кусочек ткани, мел, мятая бумага.

План урока

Орг. момент.

Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания.

Сообщение темы урока.

1 мин.

1 мин.

10 мин.

Изучение нового материала.

20 мин.

Виды и значение органов осязания.

Выводы и итоги.

6 мин.

Домашнее задание

Рефлексия.

1 мин.

1 мин.

Ход урока

    Орг. момент .

    Актуализация знаний. (слайд 2)

Тело человека - сложнейшее создание природы. Оно состоит из скелета, внутренних органов, кожи, и систем, работающих согласованно и обеспечивающих жизнедеятельность организма.

    Проверка домашнего задания. (слайд 3 – 5)

а)Каждый мечтает об одежде, которая не промокала бы под самым сильным дождём, но свободно пропускала бы воздух. Чтобы она не выцветала, не мялась и не рвалась, и её можно было бы носить хоть сто лет. И такая необыкновенная одежда существует.

Это природная, не знающая износа всепогодная одежда. Её площадь ~ 2кв. м. Она весит около 4 кг, а её толщина варьируется от 0,5мм до 5мм, средняя толщина составляет 1 – 2 мм.

Она постоянно растет и обновляется.

б) блок - схема «Кожа»

в) таблица «Строение кожи»

    Сообщение темы урока. Мы продолжаем изучать раздел «Кожа человека».

И тема урока «Осязание». (слайд 6)

Кому знакомо это слово? Что вы знаете об осязании? (ответы детей)

Что еще НЕ знаете? (ответы детей: как оно действует, почему мы можем чувствовать прикосновение).

Что нужно сделать, что бы узнать об этом? (выполнять задания учителя, искать информацию в различных источниках).

Какие цели необходимо поставить на этом уроке?

    Изучить строение органов названных чувств.

    Выяснить значение данных анализаторов в жизни человека.

    Отметить меры по сохранению осязания.

Как вы думаете, мы сможем изучить за один урок в полном объёме все сведения о коже, как о органе осязания? (нет, да) Это достаточно объемный материал, поэтому, скорее всего, мы не сможем охватить весь материал.

    Изучение нового материала. Что бы ответить на все вопросы, прозвучавшие ранее необходимо провести исследование. Для начала, необходимо вспомнить из каких частей состоит анализатор? (рецептор, чувствительный нерв, отдел ЦНС, который обрабатывает поступившую информацию и создает образ). Что или кто будет являться объектом нашего исследования? (человек). Предметом – органы чувств.

Приступим к работе? (Да) Уважаемые исследователи, закройте, пожалуйста, глаза (в это время я на стол помещаю предмет, например, тетрадь) какой предмет у меня в данный момент на столе? Ответа нет. Почему? (так как не видим).

Попрошу кого-нибудь выйти к доске для проведения эксперимента.(учащийся закрывает глаза, в руки даю лимон). Что это за предмет? Учащийся дает правильный ответ. Почему ты смог ответить? Чем ты воспользовался? (запах, форма, поверхность, органы чувств).

Орган осязания. (слайд 7 - 9)

Учитель . Человек ощущает различные виды воздействия на кожу: механические, температурные, потому, что в коже есть рецепторы, которые воспринимают все эти воздействия. Посмотрите внимательно на слайд. (слайд 10) Какие это рецепторы и что они воспринимают? (беседа по иллюстрации).

Физминутка. (слайд 11)

Мы работали все вместе, а теперь предлагаю поработать в группах . Вы будете исследовать особенности органа осязания. Каждая группа имеет инструктивную карту на столах. Вам предстоит выполнить исследование и сделать вывод. После работы необходимо сообщить результат всему классу. Таким образом, мы создадим общую характеристику органа осязания.

Опыт 1 . Перед вами 3 стакана с водой. В одном вода холодная, в другом – теплая, в третьем – горячая. Опустите палец одной руки в первый стакан, а правой руки – в третий стакан на 10-15 секунд. Потом оба пальца поместите в теплую воду. Что почувствовали? Сделайте вывод.

(теплая вода ощущается как холодная и как горячая. Это показатель того, что рецепторы адаптируются при воздействии какого-либо раздражителя)

Опыт 2. На столах китайские палочки и заточенные карандаши. Работа выполняется в парах. Закройте глаза. Один из учащихся прикасается двумя палочками одновременно к какому-либо участку тела, поясните, сколько точек чувствуете. Для исследования используйте три участка: спина, тыльная поверхность руки, подушечки пальцев. Постепенно сближайте палочки до того момента, когда почувствуете только один предмет. Измерьте это расстояние. Это значит, что на таком расстоянии располагаются рецепторы. Определите, какой участок тела обладает наибольшей чувствительностью. (подушечки пальцев).

Опыт 3. «Что в мешочке» Один учащийся ведущий. Он подает «мешочек» другим учащимся. Они опускают руку, отыскивают там предмет и называют его. Потом достают и проверяют правильность своего ответа.

Вывод: орган осязания помогает воспринимать окружающий мир, если отсутствует зрение или слух. (слайд 12)

Опыт 4. Опишите поверхность всех предметов, которые находятся у вас на столе. (свеча, зеркало, кусочек ткани, мел, мятая бумага, мыло).

Итак, что же вы выяснили в ходе эксперимента?

    Рецепторы расположены по всему телу, но не равномерно, больше всего на кончиках пальцев.

    Помогают воспринимать окружающий мир, если отсутствует зрение и слух.

    Обладают адаптивностью.

    Ощущения помогают описать внешность предмета.

Все осязательные ощущения помогают нам ориентироваться в окружающем мире.

    Итак. Давайте припомним, какие цели мы ставили перед собой в начале урока?

Мы достигли этих целей? Что нового вы узнали на уроке?

Какие методы мы использовали, что бы достичь своих целей? (работа с иллюстрациями, выполнение эксперимента)

Ребята, вы знаете, что в ходе урока мы использовали общенаучный метод? Какой? (постановка и проведение эксперимента).

Заполни таблицу (слайд 15).

    Д/з (слайд 16)

    Рефлексия . Как вы думаете, где в жизни требуется повышенная чувствительность органов чувств? (дегустаторы, врачи)

Почему боль– это защитное чувство? (прекращает действие)

Что будет с человеком, если какой-либо орган чувств станет хуже работать? (улучшится работа других органов).

«Осязание» - Различный характер имеют ощущения, вызываемые прикосновением,давлением, вибрацией, действием фактуры и протяженности. Осязание. Обусловлены работой двух видов рецепторов кожи: нервных окончаний, окружающих волосяные луковицы, и капсул, состоящих из клеток соединительной ткани. - один из основных видов ощущений.

«Человек органы чувств» - Отгадай загадку: Всегда во рту, А не проглотишь. Раз,два,три,четыре,пять- Надо косточки размять. Физкультминутка. Бровь Веко Ресницы Радужка Зрачок. 4. Орган вкуса? Осязание. Обоняние. Отгадай загадку: Между двух светил В середине я один. Органы чувств. Органы чувств дают возможность людям и животным воспринимать окружающий мир.

«Глаза» - Почему кошки отлично видят в темноте? Верно ли выражение «Ночью все кошки серы»? «Верить или не верить глазам своим?». Почему одни видят хорошо, а другие плохо? Почему глаза называют «щупальцами мозга»? Какие глаза на свете самые удивительные? В чем сходство глаза и фотоаппарата? Почему в глазах осьминога мы видим «Черный квадрат» Малевича?

«Урок Органы чувств» - С помощью какого органа ты видишь, что написано или нарисовано в книге? Зрение помогает нам воспринимать окружающий мир. Глаза – орган зрения. Всеми органами чувств руководит головной мозг. С помощью какого органа ты отличаешь сладкую пищу от горькой? Через кожу удаляются вредные для организма вещества.

«Органы чувств у человека» - 3.Подкож- ный жир. Орган осязания. Глаза. Поры, волоски. 2.Кожа. Органы чувств. Слышит звуки, речь человека. Уши. 3.Мягкая. Заботится о здоровье человека. Различает вкус пищи. 5.Имеет кровеносные сосуды. 2.Упругая. 1.Тонкая. Надежная защита организма. Язык. 4.Прочная. Кожа. 1.Наружная оболочка. Бледно- розовая.

«Органы восприятия» - Глаза- орган зрения. Орган обоняния –нос. Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает запахи, а мозг. Берегите зрение. Разведчик запахов- нос. Кожа –орган осязания. В ушах нельзя ковырять спичками, булавками, другими предметами. В глазу лучи света падают на заднюю стенку глазного яблока. Орган равновесия.

Всего в теме 26 презентаций

Орган осязания человека – его кожа. Даже с закрытыми глазами или в темноте мы можем определить форму и величину тел, узнать, мягкие они или твёрдые, гладкие или шершавые, сухие или влажные, тёплые или холодные. Возможность ощутить это даёт нам кожа. В отличие от остальных четырех чувств, которые реализуются через конкретные органы – глаза, уши, нос или рот, – осязательные ощущения воспринимаются по всему телу. Если другие чувства реагируют лишь на один вид раздражения, осязательная система чувствительна и к температуре, и к боли.


Благодаря осязанию человек может выполнять руками самые разнообразные действия с предметами. Например, когда вы рисуете, то не ломаете карандаш, так как чувствуете давление карандаша на бумагу. Ощущение давления помогает ориентироваться во время ходьбы и бега, и тогда, когда вы просто сидите на стуле и не падаете с него.




Когда мы касаемся предмета, ощупываем его, в нервных окончаниях кожи возникают сигналы, которые по нервам передаются в мозг. Особенно чувствительны у человека кончики пальцев рук и стопы ног, так как они часто первыми соприкасаются с предметами, о которые можно порезаться или обжечься.


Поскольку осязание дает нам так много знаний об окружающем мире, оно может заместить недостаток иных ощущений. Наилучший пример – шрифт Брайля, позволяющий слабовидящим читать при помощи пальцев. Известны случаи, когда с помощью осязания люди создавали великолепные произведения искусства. Так советская балерина Лина По, ослепшая после тяжелой болезни, овладела мастерством скульптора. Тирольский резчик по дереву Иосиф Клейнчанс, который жил в 18 веке, в раннем детстве потерял зрение, но смог необычайно развить осязание, с помощью которого быстро освоился в своем небольшом мире и уже в семь лет научился вырезать себе из дерева игрушки. В будущем он стал знаменитым художником- резчиком по дереву. Его шедевры вызывали восторг. Однажды в деревню, где жил этот резчик, приехал император Франц 1. Только по осязательным ощущениям Клейнчанс удивительно точно создал его бюст.