Психоаналитическая теории развития личности. Предисловие Автор психоаналитической теории

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Общая характеристика психоаналитической теорий личности

Личность в теории З. Фрейда

Теория личности по К.Г. Юнгу

Теория личности К. Хорни

Теория личности по Г. Салливану

Теория развития личности по Э. Эриксону

Теория личности Э. Берна

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Теория личности - это совокупность гипотез, или предположений о природе и механизмах развития личности. Теория личности пытается не только объяснить, но и предсказать поведение человека.

Основоположником психоаналитической теории личности, также известной под названием «классический психоанализ», является австрийский ученный З. Фрейд. В рамках психоаналитической теории личность - это система сексуальных и агрессивных мотивов, с одной стороны, и защитных механизмов - с другой, а структура личности представляет собой индивидуально различное соотношение отдельных свойств, отдельных блоков (инстанций) и защитных механизмов.

Наиболее ярким представителем этого подхода является швейцарский исследователь К. Юнг. Согласно аналитической теории, личность - это совокупность врожденных и реализованных архетипов, а структура личности определяется как индивидуальное своеобразие соотношения отдельных свойств архетипов, отдельных блоков бессознательного и сознательного, а также экстравертированной или интровертированной установок личности.

Цель работы: проанализировать психоаналитические теории личности

Задачи работы:

1. Охарактеризовать особенности психоаналитической теории личности ;

2. Выделить структуру личности в теориях: З. Фрейда;

3. Охарактеризовать структуру, динамику и развитие личности по К. Юнгу, А. Адлеру, К. Хорни, Г. Салливану, Э. Фромму, Э. Эриксону, Э. Берн;

4. Сформулировать выводы.

Общая характеристика психоаналитической теорий личности

Психоанализу характерна идея о признании бессознательного, как фактора детерминирующего поведение, часто противоположное осознаваемым целям. Признании того, что «вещи не являются такими, какими они кажутся», что человеческое поведение и сознание в высокой степени детерминированы бессознательными мотивами, которые могут пробуждать кажущиеся иррациональными чувства и поведение.

Объяснение продолжающимся влиянием специфики обращения со значимыми другими в очень раннем детстве на характер переживаний взрослого человека. С этой точки зрения, ранний жизненный опыт приводит к формированию устойчивых внутренних миров, которые эмоционально заряжают конструкции внешних миров и их эмоциональное переживание. Внутренние миры создаются в очень раннем детстве и представляют сконструированные основания прохождения жизни - психической реальности.

Констатация в качестве основного регулятора психической жизни индивида психологической защиты, направленной на преодоление внутреннего беспокойства. Практически для всех школ психоанализа характерно признание того, сто сознание и наши внутренние версии мира - установленные в детстве - систематически изменяются с целью избегания беспокойства. Психологическая защита направлена на создание внутренних версий мира, уменьшающих беспокойство и делающих жизнь более терпимой. Так как психологическая защита часто проявляется бессознательно именно с действием ее механизмов и связаны многие наши иррациональные поступки и представления.

Природа человеческих затруднений связана с разрешением основного конфликта между Я и Сверх-Я, то есть требованиями личности и требованиями социума, который порождает тревогу. Что бы справиться с тревогой человек включает психологические защиты. Однако такое включение приводит порой к неполному развитию личности. Человек являет собой не то что он есть на самом деле. А то, каким он должен быть для окружающих (как правило те жесткие образцы поведения, которые закладывались в раннем детстве).

Основной метод: анализ свободных ассоциаций, который используется при анализе ошибок, очиток, оговорок, описок, случайных или симптоматических действий, анализе сновидений клиента, самоанализ, анализ трансфера, интерпретация сопротивления, эмоциональное переучивание.

Цель - довести вытесненный, аффективнозаряженный материал бессознательного на свет сознания, с целью включения его энергии в жизненно важную деятельность. Что возможно по мнению З. Фрейда при эмоциональном отреагировании (катарсисе).

Достоинства психоаналитической теории личности:

Исследование сферы бессознательного, использование клинических методов, нетрадиционные инсайды, методы терапевтической практики, изучение реальных переживаний и проблем клиента.

Недостатки:

Высокий субъективизм, метафоричность, низкая валидность, ориентированность на прошлое в ущерб настоящему и будущему в развитии субъекта.

Личность в теории З. Фрейда

Взгляды Фрейда можно разделить на три области - это метод лечения функциональных психических заболеваний, теория личности и теория общества, при этом стрежнем всей системы является его взгляды на развитие и структуру личности человека.

Личность как триединство. Фрейд считал, что психика состоит из трех слоев - сознательного («Сверх-Я»), предсознательного («Я») и бессознательного («Оно»), в которых и располагаются основные структуры личности. При этом содержание бессознательного по мнению Фрейда не доступно осознанию практически ни при каких условиях. Содержание предсознательного слоя может быть осознано человеком, хотя это и требует от него значительных усилий. В бессознательном слое располагается одна из структур личности - «Оно», которая фактически является энергетической основой личности. «Оно» - бессознательное (глубинные инстинктивные, в основном сексуальные и агрессивные побуждения), играет главную роль, определяющую поведение и состояние человека. В «Оно» содержатся врожденные бессознательные инстинкты, которые стремятся к своему удовлетворению, к разрядке и таким образом детерминируют деятельность субъекта. Фрейд считал, что существует два основных врожденных бессознательных инстинкта - инстинкт жизни и инстинкт смерти, которые находятся в антагонистических отношениях между собой создавая основу для фундаментального, биологического внутреннего конфликта. Неосознанность этого конфликта связана не только с тем, что борьба между инстинктами как правило происходит с бессознательном слое, но и с тем, что поведение человека вызывается как правило одновременным действием обеих этих сил.

С точки зрения Фрейда инстинкты являются каналами, по которым проходит энергия, формирующая нашу деятельность. Либидо (см. приложение), о котором так много писал и сам Фрейд и его ученики и является той специфической энергией, которая связана с инстинктом жизни. Для энергии, связанной с инстинктом смерти и агрессии Фрейд не дал собственного имени, но постоянно говорил о ее существовании. Он также считал, что содержание бессознательного постоянно расширяется, так как те стремления и желания, которые человек не смог по тем или иным причинам реализовать в своей деятельности вытесняются им в бессознательное, наполняя его содержание.

Вторая структура личности - «Я» по мнению Фрейда также является врожденной и располагается как в сознательном слое, так и в предсознании. Таким образом мы всегда можем осознать осознать свое «Я», хотя это может быть для нас и не легким делом. Если содержание «Оно» расширяется, то содержание «Я», наоборот сужается, так как ребенок рождается по выражению Фрейда с «океаническим чувством я», включая в себя весь окружающий мир. Со временем он начинает осознавать границу между собой и окружающим миром, начинает локализовать свое «Я» до своего тела, сужая таким образом объем «Я».

Третья структура личности - «Сверх-Я» не врожденная, она формируется в процессе жизни ребенка. Механизмом ее формирования является идентификация с близким взрослым своего пола, черты и качества которого и становятся содержанием «Сверх-Я». В процессе идентификации у детей формируется также Эдипов комплекс (у мальчиков) или комплекс Электры (у девочек), то есть комплекс амбивалентных чувств, которые испытывает ребенок к объекту идентификации.

На грани внутреннего взрыва. Фрейд подчеркивал, что между этими тремя структурами личности существует неустойчивое равновесие, так как не только их содержание, но и направления их развития противоположны друг другу. Инстинкты, содержащиеся в «Оно» стремятся к своему удовлетворению, диктуя человеку такие желания, которые практически не выполнимы ни в одном обществе. «Сверх-Я», в содержание которого входит совесть, самонаблюдение и идеалы человека, предупреждает его о невозможности осуществления этих желаний и стоит на страже соблюдения норм, принятых в данном обществе. Таким образом «Я» становится как бы ареной борьбы противоречивых тенденций, которые диктуются «Оно» и «Сверх-Я». Такое состояние внутреннего конфликта, в котором постоянно находится человек, делает его потенциальным невротиком. Поэтому Фрейд постоянно подчеркивал, что не существует четкой грани между нормой и патологией и испытываемое людьми постоянное напряжение делает их потенциальными невротиками. Возможность поддерживать свое психическое здоровье зависит от механизмов психологической защиты, которые помогают человеку если не предотвратить (так как это фактически не возможно), то хотя бы смягчить конфликт между «Оно» и «Сверх-Я».

Теория личности по К.Г. Юнгу

Исходя из своего психоаналитического учения о душе, К.Юнг создал типологию личности, в которой выделил два основных типа: экстравертов и интровертов. Эти психологические типы сосуществуют в каждом человеке, в его душе. Превалированием одной из сторон определяется конкретный психологический тип личности - экстраверт или интроверт. В том случае, если соотношение экстраверсии и интроверсии у человека примерно одинаковое, его относят к амбивертам.

Юнг утверждал, что душа (в теории Юнга термин, аналогичный личности) состоит из трех отдельных, но взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного.

Эго является центром сферы сознания. Оно представляет собой компонент psyche, включающий в себя все те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность, постоянство и воспринимаем себя людьми. Эго служит основой нашего самосознания, и благодаря ему мы способны видеть результаты своей обычной сознательной деятельности.

Личное бессознательное вмещает в себя конфликты и воспоминания, которые когда-то осознавались, но теперь подавлены или забыты. В него входят и те чувственные впечатления, которым недостает яркости для того, чтобы быть отмеченными в сознании. Таким образом, юнговская концепция личного бессознательного в чем-то похожа на таковую у Фрейда. Однако Юнг пошел дальше Фрейда, сделав упор на том, что личное бессознательное содержит в себе комплексы, или скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидуумом из его прошлого личного опыта или из родового, наследственного опыта. Согласно представлениям Юнга, эти комплексы, скомпонованные вокруг самых обычных тем, могут оказывать достаточно сильное влияние на поведение индивидуума. Например, человек с комплексом власти мо­жет расходовать значительное количество психической энергии на деятельность, прямо или символически связанную с темой власти. То же самое может быть верным и в отношении человека, находящегося под сильным влиянием матери, отца или под властью денег, секса или какой-нибудь другой разновидности комплексов. Однажды сформировавшись, комплекс начинает влиять на поведение человека и его мироощущение. Юнг утверждал, что материал личного бессознательного у каждого из нас уникален и, как правило, доступен для осознания. В результате компоненты комплекса или даже весь комплекс могут осознаваться и оказывать чрезмерно сильное влияние на жизнь индивидуума.

И наконец, Юнг высказал мысль о существовании более глубокого слоя в структуре личности, который он назвал коллективным бессознательным. Коллективное бессознательное представляет собой хранилище латентных следов памяти человечества и даже наших человекообразных предков. В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Как говорил сам Юнг, «в коллективном бессознательном содержится все духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума». Таким образом, содержание коллективного бессознательного складывается благодаря наследственности и одинаково для всего человечества. Важно отметить, что концепция коллективного бессознательного была основной причиной расхождений между Юнгом и Фрейдом.

Теория личности К. Хорни

Теория личности Хорни - система представлений, которые развивались в дискуссии со многими положениями З. Фрейда. Были отвергнутым пан-сексуализм и фатальная роль детства в формировании характера и неврозов, достигнуто понимание роли культурной среды в возникновении неврозов. В теории Хорни основой выступает чувство базальной тревожности, обусловленное противостоянием индивида природным и социальным силам. Общество, с одной стороны, способствует формированию у индивида определенной структуры потребностей, а, с другой, выступает преградой для их реализации. Это приводит к возникновению чувства тревоги и поведения, ориентированного на достижение безопасности, а в конечном счете и к формированию определенного типа личности (агрессивного, уступчивого и отчужденного от общества).

Фрейд, она подчеркивает важность мощных неосознаваемых интрапсихических конфликтов - концепция, которую холистическая модель Адлера отвергает. Но она значительно отходит от ортодоксального психоанализа в нескольких аспектах: отказываясь от конструкта либидо, отвергая предположение об обусловленности поведения всех людей врожденными запретными инстинктами, такими как инцест и деструктивность, и подчеркивая в большей степени соц., чем биолог. детерминанты личности.

Причины невроза. У каждого человека есть способности и желание творчески развить свой потенциал и занять достойное место среди себе подобных. Психопатология возникает лишь в том случае, если это врожденное стремление к положительному росту и самореализации блокируется внешними соц. воздействиями.

В то время как у здорового ребенка развивается чувство принадлежности к безопасной и обеспечивающей питание семье, ребенок, воспитанный невротичными родителями, испытывает глубокие сомнения, сильные страхи и воспринимает окружающий мир как враждебный и пугающий. Снижение этой интенсивной базисной тревоги становится теперь главной целью ребенка, доминирующей над его врожденными здоровыми желаниями и потребностями. В силу этого он отвергает теплые и спонтанные отношения с др. людьми и манипулирует ими в целях собственной выгоды. Так здоровый поиск самореализации замещается общим стремлением к защищенности и безопасности - признак невроза.

Движение к, против и прочь от людей. Невротическое стремление к безопасности реализуется путем преувеличения одной из трех главных характеристик базисной тревоги: беспомощности, агрессивности и отстраненности.

При невротической беспомощности человек испытывает чрезмерно сильное желание оказаться под чьей-либо защитой и преувеличенно, лицемерно уступает желаниям др. людей (движение к людям).

При невротической агрессивности человек уверен, что жизнь представляет собой дарвиновские джунгли, в которых выживают лишь самые приспособленные (движение против людей). Людям с невротической агрессивностью большинство окружающих кажутся враждебно настроенными и лицемерными; они полагают, что истинные чувства недостижимы или даже не существуют.

При невротической отстраненности человек избегает близких или даже случайных контактов с другими (движение прочь от людей).

В то время как здоровый человек свободен двигаться к, против или прочь от людей в зависимости от обстоятельств, три невротических решения непроизвольны и ригидны. Они, однако, не являются взаимоисключающими. В каждом случае две ориентации, значение которых сознательно преуменьшается, остаются действующими на бессознательном уровне и конфликтуют с доминирующей ориентацией.

Идеализированный образ. Те, кто страдает неврозом, вытесняют не только свои внутренние мучительные конфликты, но также недостатки и слабости, которые они видят в себе и презирают. Вместо этого они создают сознательный образ Я, преувеличенно положительный и подкрепляющий центральную невротическую ориентацию.

Этот грандиозный идеализированный образ кажется его создателю вполне нормальным и реалистичным. В результате возникает порочный круг. Идеализированный образ побуждает индивидуума к установлению недостижимых стандартов и целей, включая уверенность в конечной победе, что в свою очередь усиливает у страдальца презрение к себе, внутренний конфликт между сомнительным истинным Я и идеализированным образом, повышает зависимость от идеализированного образа и продлевает компульсивное и ненасыщаемое стремление к укреплению этого нереалистичного образа достижением громкого триумфа.

Тирания «долженствования». Постоянные внутренние требования актуализации идеализированного образа напоминают политику тоталитарного полицейского государства - качество, которое Хорни характеризует как «тиранию долженствования». Это «долженствование» настолько овладевает сознательным мышлением и скрывает вытесненные врожденные здоровые побуждения, что страдающий не в состоянии уже больше распознать, что ему нужно и чего он в действительности желает. Чтобы освободить стремление к самореализации, которое так основательно блокировано, и помочь человеку заменить компульсивное и мучительное стремление к недостижимым целям приятной и вознаграждающей активностью, обычно требуется проведение формальной психотерапии.

Теория личности по Г. Салливану

В качестве центрального динамизма, обеспечивающего нормальное функционирование человеческой личности, Салливан постулировал так называемую Я-систему. Я-система (self-system) - комплексный образец поведения, который обеспечивает безопасность личности, защищая ее от тревоги. Я-система - согласовывающий динамизм, возникающий из межличностного общения.

Интеллект и предвидение позволяют людям улавливать малейшие колебания уровня тревоги. С одной стороны, предупреждение служит сигналом, приводящим людей в готовность к повышению уровня тревоги, давая им возможность защитить себя; с другой стороны, оно делает Я-систему устойчивой к изменениям и предохраняет людей от выгод, которые можно извлечь из опыта переживания тревоги. Поскольку первичная задача Я-системы - это защита людей от тревоги, «Я-система является основным камнем преткновения, препятствующим положительным изменениям личности»). Личность не статична, и особенно она подвержена изменениям на этапе перехода на следующую ступень развития, когда начинают появляться новые потребности.

«Я выступает содержанием сознания во всех случаях, когда человек вполне комфортно чувствует себя в плане самоуважения, престижа среди товарищей и того уважения и почитания, которые ему высказываются»

Я-система развивается в возрасте 12-18 месяцев, когда ребенок начинает понимать, какие поступки поднимают уровень тревоги, а какие снижают. До этого основными формами неприятных переживаний были страх и боль, которые, казалось, возникали независимо от поведения ребенка. Однако когда мать начинает процесс воспитания, поощряя ребенка за одни поступки и наказывая за другие, наказание и неодобрение порождают третье неприятное чувство - тревогу.

По мере развития Я-системы у человека начинает формироваться устойчивый мысленный образ самого себя, поэтому любой межличностный опыт, который воспринимается как не согласующийся с этим мысленным образом, становится угрозой безопасности. Чаще всего люди стремятся отрицать или искажать межличностный опыт, который вступает в конфликт с их самооценкой. Например, когда людей, у которых мнение о себе слишком высокое, называют некомпетентными, они могут посчитать, что это глупость или просто шутка. В результате человек пытается защитить себя от межличностных напряжений с помощью действий, обеспечивающих безопасность (securityoperations).Целью этих действий является снижение чувства неуверенности и тревоги, которые возникли вследствие того, что самооценка подверглась угрозе.

Салливан описывает два основных действия, обеспечивающие безопасность это диссоциация и селективное игнорирование.

Диссоциация (dissociation)включает в себя стремления и потребности, которые человек не хочет допускать в сознание. В некоторых случаях детские переживания становятся диссоциированными и не включаются в Я-систему: например, когда ребенка не наказывают и не поощряют за его поведение. Переживания взрослого человека также могут стать диссоциированными, если не соответствуют стандартам поведения данного человека. Однако эти переживания не исчезают: они продолжают влиять на личность на подсознательном уровне. Диссоциированные образы и переживания могут проявляться в снах, мечтах или других бессознательных действиях и направлены на обеспечение безопасности.

Селективное игнорирование (selectiveinattention) - это отказ замечать вещи или явления, которые человек не хочет замечать. Селективное игнорирование отличается от диссоциации. Селективно игнорируемые переживания более приемлемы для сознания и более ограничены в возможностях. Они возникают после того, как устанавливается Я-система, и активизируются, когда мы пытаемся заморозить переживания, которые с ней не согласуются. Например, люди, которые считают себя добросовестными водителями, всегда соблюдающими правила дорожного движения, могут «забывать» о множестве случаев, когда они превышали скорость или не останавливались у знака «стоп». Селективно игнорируемые ощущения, так же как и диссоциированные переживания, воздействуют на человека, даже если не осознаются им, и определяют, какие фрагменты этих переживаний будут присутствовать в сознании, а какие - будут игнорироваться и отрицаться.

Поскольку и диссоциация и селективное игнорирование искажают наше восприятие действительности, Салливан называл действия, обеспечивающие безопасность, «мощным тормозом личностного развития».

Теория развития личности по Э. Эриксону

Эриксоновская модель представляет зрелость как серию из 8 стадий, включающих кризисы развития, которые должны быть успешно разрешены. На каждой из этих 8 стадий существует широкий круг возможных решений, от наиболее оптимальных до наиболее патологических, и чем успешнее будет пройден каждый этап, тем легче идет последующее развитие. Конечно, решение проблем одного этапа не защищает человека от возникновения проблем следующих стадий, но полученные навыки позволяют ему успешно справляться с уже освоенными ситуациями и сосредоточить все силы на решении проблем нового этапа. Если задачи какого-то возрастного этапа не решены, то в дальнейшем человек чувствует себя в соответствующих ситуациях неуверенно, и при проявлении новых задач накапливается ощущение неуспеха, беспомощности, формируется комплекс "неудачника".

По мнению Э. Эриксона, каждой стадии развития присущи ожидания общества, которые индивид может оправдать или не оправдать, и тогда он либо включается в общество, либо отвергается им. я им. Эта идея Э. Эриксона легла в основу выделения им ступеней, стадий жизненного пути. Для каждой стадии жизненного цикла характерна специфическая задача, которая выдвигается обществом. Однако решение задачи, согласно Э. Эриксону, зависит как от уже достигнутого уровня развития человека, так и от общей духовной атмосферы общества, в котором этот индивид живет.

Задача раннего возраста - борьба против чувства стыда и сильного сомнения в своих действиях за собственную независимость и самостоятельность. Задача игрового возраста - развитие активной инициативы и в то же время переживание чувства вины и моральной ответственности за свои желания.

В период обучения в школе встает новая задача - формирование трудолюбия и умения обращаться с орудиями труда, чему противостоит осознание собственной неумелости и бесполезности.

В подростковом и раннем юношеском возрасте появляется задача первого цельного осознания себя и своего места в мире; отрицательный полюс в решении этой задачи - неуверенность в понимании собственного "Я" ("диффузия идентичности").

Задача конца юности и начала зрелости - поиск спутника жизни и установление близких дружеских связей, преодолевающих чувство одиночества.

Задача зрелого периода - борьба творческих сил человека против косности и застоя.

Период старости характеризуется становлением окончательного цельного представления о себе, своем жизненном пути в противовес возможному разочарованию в жизни и нарастающему отчаянию.

Стадии жизненного пути личности по Э. Эриксону

Младенчество: Доверие - недоверие

Ранний возраст: Автономия - сомнение, стыд

Школьный возраст: Достижение - неполноценность

Подростковый возраст: Идентичность - диффузия идентичности

Молодость: Интимность - изоляция

Зрелость: Творчество - застои.

Старость: Интеграция - разочарование в жизни

Решение каждой из этих задач, по Э. Эриксону, сводится к установлению определенного динамического соотношения между двумя крайними полюсами. Развитие личности - результат борьбы этих крайних возможностей, которая не затухает при переходе на следующую стадию развития. Эта борьба на новой стадии развития подавляется решением новой, более актуальной задачи, но незавершенность дает о себе знать в периоды жизненных неудач. Достигаемое на каждой стадии равновесие знаменует собой приобретение новой формы эгоидентичности и открывает возможность включения субъекта в более широкое социальное окружение.

Переход от одной формы эгоидентичности к другой вызывает кризисы идентичности. Кризисы, по Э. Эриксону, - это не болезнь личности, не проявление невротического расстройства, а "поворотные пункты", "моменты выбора между прогрессом и регрессом, интеграцией и задержкой".

Психоаналитическая практика убедила Э. Эриксона в том, что освоение жизненного опыта осуществляется на основе телесных впечатлений ребенка. Именно поэтому такое большое значение он придавал понятиям "модус органа" и "модальность поведения". Понятие "модус органа" определяется Э. Эриксоном вслед за З. Фрейдом как зона концентрации сексуальной энергии.

Теория личности Э. Берна

Единицей общения двух людей, по теории Э. Бёрна, следует считать трансакцию, состоящую из «трансактного стимула» (со стороны одного участника диалога) и «трансактной реакции» (ответа другого участника диалога). На схеме изображаются разнонаправленными стрелками.

Такой обмен репликами (вербальными или невербальными) может происходить в одном из Эго-состояний собеседников или осуществляться одновременно на двух уровнях.

Наиболее распространены простые дополнительные трансакции, где реакция исходит из того же Эго-состояния, к которому обращен стимул, и направлена к тому же Эго-состоянию, от которого стимул исходил.

Слово «игра» в трансактном анализе Э. Бёрна - одно из ключевых. Под игрой автор теории подразумевает серию скрытых дополнительных трансакций с иногда бессознательно, но всегда четко определенным исходом. Игры в человеческом общении характеризуются наличием скрытого (порой от сознания самого игрока) мотива и обязательным получением выигрыша по крайней мере инициатором игры.

Играют люди ради выгоды, а не веселья, поэтому исходы игр могут быть трагичны, а ставки высоки - от известной черной шутки «вот отморожу уши маме назло!» до войны, самой зловещей, по мнению Бёрна, из человеческих игр.

Разоблаченным им играм Бёрн дает забавные и не лишенные цинизма названия: «Ну что, попался, негодяй!», «Гость-растяпа», «Если б не ты…», «Загнанная домохозяйка», «Отшлепай меня, папочка!» и т. п.

Человеческое общение Бёрн подразделяет на пять видов по степени возрастания доверия и эмоциональной заинтересованности партнеров по общению друг в друге.

Процедура - серия простых дополнительных Взрослых трансакций, характеризующихся целесообразностью и эффективностью. Процедуры мы выполняем в ситуациях ролевого, профессионального общения, например, в ситуации «покупатель - продавец».

Ритуал - стереотипная серия простых дополнительных трансакций, заданных внешними социальными факторами. Ритуальное общение планируется Родителем и осуществляется полуавтоматически. Примером ритуальной служит светская беседа, содержащая нормированные «поглаживания» (дежурные комплименты, проявления умеренного участия и проч.). Ритуальное общение позволяет успешно структурировать время и присматриваться к собеседнику на безопасном расстоянии.

Времяпрепровождение - серия полуритуальных дополнительных трансакций вокруг одной темы из разных Эго-состояний. Времяпрепровождения классифицируются в зависимости от пола, возраста, социальной и культурной принадлежности участников. Главная функция времяпрепровождений - предоставить людям возможность бессознательного отбора себе партнеров по играм.

Игры позволяют все еще избегать пугающей Близости, но уже избавиться от скуки времяпрепровождений. Играют все (пожалуй, кроме прямолинейных шизоидов), боясь выпустить из рук этот спасательный круг ни к чему не обязывающего контакта, боясь остаться беззащитными в бушующем океане подлинных человеческих страстей.

Однако если счастливая возможность подлинной близости улыбнется, многие рискуют отбросить игры ради нее. Важно сохранить способность вовремя отказаться от игры, не стать жертвой манипуляций более ловкого игрока. Важно осознавать происходящее, чтобы оградить собственную независимость.

Процесс воспитания ребенка, его социализации - это, считает Бёрн, обучение его процедурам, ритуалам и времяпрепровождениям. Происходит оно путем усвоения инструкций и подражания ребенка окружающим. Своевременное усвоение трех базовых видов общения определяет социальные возможности, доступные взрослому индивиду.

«Наследование», также путем имитации, игр из поколения в поколение определяет, как человек воспользуется своими социальными возможностями.

Именно любимые игры (в Бёрновском смысле) определяют во многом судьбу человека в качестве элементов его жизненного сценария.

Сценарий, как легко догадаться, основное понятие сценарной теории Э. Бёрна, получает у него множество определений. Попробуем их свести воедино.

Сценарий - постепенно развертывающийся жизненный план, который формируется еще в раннем детстве в основном под влиянием родителей, а позже дорабатывается ребенком под иными внешними влияниями. Каждый сценарий базируется на ограниченном количестве тем, большинство которых можно найти в греческой драме и мифологии. Сценарию всегда противостоит подлинная личность, живущая в реальном мире.

Бёрн предлагает даже формулу сценария: РРВ - Пр - Сл - ВП - Итог, то есть Раннее Родительское Влияние - Программа - склонность Следовать программе - Важнейшие Поступки (брак, воспитание детей, развод и др.) - Итог (предполагаемые сцена собственной смерти и надпись на могильной плите).

В зависимости от степени влияния программы, Бёрн обозначает три типа судьбы: сценарный, насильственный и независимый. А также, соответственно, три типа личности: 1) руководимая сценарием; 2) одержимая сценарием (как правило, роковым, с трагическим итогом); 3) о полностью «несценарном» типе личности говорить не приходится, да формирование такой личности и не является целью, к которой нужно стремиться. Поведение же будет не сценарным, если результат его можно изменить и сложилось оно не под влиянием родителей.

Критерий степени влияния родительской программы на судьбу человека не единственный в типологии личности, насколько в теории Бёрна можно вычленить типологию. Само качество этого явления становится вторым критерием и дает два основных типа: Принцев/Принцесс (Победителей) и Лягушек (Неудачников).

Третий критерий в типологии Э. Бёрна - иллюзорная установка в отношении судьбы, определяемая сценарием. По этому основанию люди делятся на две категории: 1) ждущих Санта Клауса (и собирающих поэтому подарки судьбы); 2) ждущих Смерти с косой (как избавительницу от постоянных ударов судьбы). Первая иллюзия предпочтительней, но утрата обеих бывает чрезвычайно болезненной.

Четвертый критерий - социальные установки личности. Он связан с разделением людей на Принцев и Лягушек. Тип социальной установки, диктуемый сценарием, Бёрн называет позицией-местоимением и связывает также с установкой личности в отношении судьбы.

Заключение

психоаналитический личность инстинкт

Ключевыми для психоаналитической теории личности являются две понятийные структурные схемы. Первая связана с уровнями сознания - бессознательное, предсознательное и сознательное. Вторая имеет отношение к различным аспектам функционирования человека, выраженным в понятиях Оно, или ид (Id), или Эго (Ego), и Сверх-Я, или супер-эго (Super-Ego) и направляемым, соответственно влечениями, ориентацией на реальность и ориентацией на моральные ценности. Многие психологи считают, что на человека могут воздействовать стимулы, которые им не осознаются.

В теории психоанализа человек рассматривается как энергетическая система, а источник энергии помещается в инстинктах жизни и смерти или в сексуальных и агрессивных инстинктах.

Центральными для описания динамики психологического функционирования являются понятия тревоги и защитных механизмов, Тревога является болезненным переживанием, которое действует как сигнал-предупреждение о надвигающейся опасности. Защитные механизмы представляют собой способы искажения реальности и удаления чувств из сознания, чтобы человек не ощущал тревогу. Здесь очень важно вытеснение, при котором чувства или мысли удаляются из сознания.

Согласно психоаналитической теории человек проходит через определенные стадии развития. Развитие влечений связано с изменением чувствительности различных частей тела (эрогенных зон) и выражается в понятиях оральной, анальной и фаллической стадий. На последней стадии формируется эдипов комплекс, являющийся важным психологическим феноменом в развитии человека.

Психоанализ подчеркивает важную роль раннего опыта, особенно в первые пять лет жизни, для последующего развития личности. Степень влияния событий, происходивших в прошлом, зависит от их интенсивности, а также от того, закрепляют ли последующие события то, что уже сформировалось к этому времени, или резко меняют направление развития личности.

Каждая из описанных теорий личности претендует на оригинальность и если критикует другие, то все равно остается в рамках психодинамических (психоаналитических) теорий личности, и на наш взгляд, не отвергает другие, наоборот, дополняет и расширяет сферы применения психоанализа на практике. По нашему мнению, здесь действует принцип перебора теоретических подходов, исключения не подходящих для конкретной личности, подбора той концепции, которая принесет максимальную пользу для личности. Возможен и принцип дополнительности, когда на практике используется не один, а два-три, а то и несколько описанных теоретических подходов для решения психосоматических проблем личности (принцип мозаики). Важно учитывать, что в основе взаимодействия психотерапевт-клиент первичен именно клиент, а метод (методы) вторичны. В основе такого взаимодействия главный субъект - это личность и для этой личности идет подбор необходимых теоретических концепций с широким спектром терапевтического применения.

Список использованной литературы

1. Блюм Г. Психоаналитические теории личности / Перевод А.Б. Хавина. - М.: КСП, 2001 - 116 с.

2. Браун Д.Ж. Психология Фрейда и постфрейдисты. - М.; Киев, 2003. - 304 с.

3. Зеленский В.В. Аналитическая психология: Словарь. - СПб., 2006. - 324 с.

4. Куттер П. Современный психоанализ. Введение в психологию бессознательных процессов: Учебное пособие. - СПб.: Б.С.К., 2007 - 215 с.

5. Лейбин В.М. Психоанализ и философия неофрейдизма. - М., 2003 - 246 с.

6. Пачеко К.Б. Азбука аналитической трилогии (Интегральный психоанализ). - М., 2005 - 223 с.

7. Урсано Р. и др. Психодинамическая терапия: Краткое руководство. - М., 2004 - 116 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие личности в психологии и классификация теорий личности. Сущность теории личности З. Фрейда и ее значение для психологической науки. Периодизация развития согласно психоанализу. Дополнения к теории З. Фрейда других представителей психоанализа.

    реферат , добавлен 29.03.2010

    Анализ психологических свойств индивида, определяющих его социально значимые поступки. Структура личности согласно психодинамической теории З. Фрейда. Общая характеристика Ид, Эго и Суперэго, анализ взаимоотношений между ними. Защитные механизмы личности.

    презентация , добавлен 23.12.2016

    Исследование сущностных основ психодинамической теории личности З. Фрейда и индивидуальной теории личности А. Адлера. Характеристика основных подструктур личности и их иерархии по К.К. Платонову. Иерархия потребностей по Маслоу. Психология личности Юнга.

    реферат , добавлен 30.05.2013

    реферат , добавлен 24.09.2008

    Две предпосылки психоаналитической теории Зигмунда Фрейда: генетическая и гипотеза о "либидо". Четыре стадии развития личности по Фрейду: оральная, анальная, фаллическая и генитальная. Комплекс Эдипа у мальчиков или Электры у девочек. Я-идентичность.

    реферат , добавлен 26.01.2009

    Характеристика психоанализа, как теории личности и психопатологии; метода терапии личностных расстройств; метода изучения неосознанных мыслей и чувств индивидуума. Исследование уровня сознания, структуры личности и инстинктов - движущей силы поведения.

    реферат , добавлен 28.05.2010

    Отечественные концепции теории личности: А.Ф. Лазурский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский. Психоаналитическая теория Фрейда. Личность в гуманистической теории. Когнитивная теория личности. Диспозициональное направление в теории личности.

    реферат , добавлен 08.09.2010

    Сходство и отличие теории Эриксона о формировании личности с теориями Фрейда. Краткая характеристика восьми стадий согласно теории Эриксона. Идентификация личности и путаница ролей в возрасте 12-18 лет. Суть личности при достижении среднего возраста.

    контрольная работа , добавлен 20.12.2014

    Психоанализ как основа теории личности З. Фрейда, предпосылки его возникновения и этапы развития, основные принципы и концепции. Топографическая модель уровней сознания. Защитные психические механизмы. Структура и возможности, развитие личности.

    курсовая работа , добавлен 17.12.2010

    История и предпосылки становления психодинамических теорий личности, их яркие представители и последователи, основополагающие идеи. Гуманистические тории личности Э. Фромма. Теории личности Г. Олпорта и Р. Кеттела, исследование ими личностных черт.

Структура личности, основные стадии ее развития в психанализ З.Фрейда, В психоанализе жизнь чел представляется как компромисс. Общество находится в конфликте с индивидом, т.к. требования жизни в обществе несоответствуют природе человека. Цель - уменьшить конфликт. Фрейд разработал топографическую модель организации личности, в соответствии с этим выделил три уровня психики: сознание, предсознательное и бессознательное. Сознание включает ощущения и переживания, соответствующие данному периоду времени. В сферу сознания входит небольшая часть психической жизни Личности. Сознание - это небольшое кол-во информации. Подсознание - это материал который в данный момент не осознается, но легко возвращается в сферу сознания. Это мост между сознанием и бессознательным. Самая большая часть чел психики -бессознательное. В большей степени поведение людей определяется его бессознательным.

Структура личности: «ИД» или «ОНО» - содержит все унаследованное, все что есть при рождении. ИД - бесформенно, хаотично, неорганизованно. Оно стремится к удовольствию, старается избежать неудовольствия. ИД явл-ся резервуаром энергии для всей личности., не знает ценностей добра и зла, морали. Включает в себя психические формы, которые никогда не были сознательными, а так же информацию неприемлемую для сознания. Вытесненный материал обладает силой действия. «ЭГО» - «Я» реагирует на возможности человека, контактирует с внешней реальностью, отвечает за психическое и физическое здоровье и безопасность. Основная задача ЭГО самосохранение. Оно контролирует требование инстинктов. Благодаря ЭГО чел становится менее непосредственен, но более реалистичен. «СУПЕР-ЭГО» или «СВЕРХ Я» - берет начало из ЭГО, моральные нормы поведения. Функция Супер Эго - это совесть, самонаблюдение и формирование идеалов.

Развитие чувства реальности и формирование объектных отношений (М. Кляйн ) Активно разрабатывала теорию объектных отношений. Она отмечала наличие тесной эмоциональной связи между матерью и ребенком. Описывала эту связь в социально-когнитивных терминах, а не в сексуальных. Строила свои выводы на основании непосредственных наблюдений за детьми. А психоанализ описывал первый год жизни реб в качестве начального формирования эго. По теории Кляйн Эго существует с самого начала постнатального периода. Оно существует в рудиментарной форме и недостаточно едино. Раннее Эго совпадает с бессознательной частью Эго. У ребенка с самого начала действуют два основных влечения: любовно-сексуальное и разрушительно-агрессивное. Эго младенца решает задачи не только взаимодействия с внешним миром, но и овладения этими инстинктами. Сам процесс развития проходит -благодаря взаимоотношениям реб с его первыми объектами -грудью, а затем матерью. Интроецируя (поглощая, усваивая) их, идентифицируясь с первичными объектами и с возникающими с ними объектными отношениями, ребенок строит свой внутренний мир, овладевает своими влечениями. Процесс интеграции Эго, развитие его защитных механизмов проходит через две стадии в качестве позиций, отражающих его отношение к самому себе и окружающему миру. Кляйн описывает две позиции: параноидно-шизоидную и депрессивную. Для параноидно-шизоидной позиции характерно отсутствие интеграции Это и объектов, которые разделены на «хорошую» и «плохую» части. Это необходимо чтобы сохранить хороший объект, хорошего себя и хор отношения между ними от атаки со стороны агрессивно-разрушительных частей своей личности, к\р реб еще не в состоянии контролировать. Хронологически более поздней, а клинически более зрелой и нормальной явл-ся депрессивная позиция, для к\р хар-на целостность себя и объекта, т.е. реалистическое признание в себе и в других людях как хороших, так и плохих сторон, способность испытывать вину за свои агрессивные и разрушительные чувства и желания, смягчать свою ненависть любовью. Этой позиции присущи зрелые защитные механизмы (вытеснение, рационализация, реактивные образования и т.п.) и объектные отношения с целостными объектами (отец, мать), сочетающими в себе как свои хорошие, так и плохие черты. Кляйн выдвигает предположение о том, что стадии психосексуального развития (по Фрейду) не являются хронологически закрепленными, последовательно сменяющимися этапами развития, но присутствуют у каждого реб с самого рождения в качестве тенденций. Ранние стадии Эдипова комплекса проживаются младенцем еще при кормлении грудью, что говорит о диадических отношениях с матерью. Фиксация происходит, когда чел не проходит нормально от одной стадии к другой, а остается привязан к определенной стадии. При этом предпочтение удовлетворению потребностей отдается простым детским способам. 1- стадия Оральная - до 1,5 лет. Рот, язык -область удовольствия. При застревании на этой стадии реб трудно отделиться от матери, (взрослые пьют, курят). 2-стадия - Анальная до 3-х лет Реб может сам контролировать себя (ходить на горшок) и получает от этого удовольствие. 3-стадия Фалическая - до 6 лет - идентифицируется с родителем противоположного пола. 4-ст. -Латентный период до 12 лет -важно общение со сверстниками. 5 стадия - генитальная -до 17 лет -либидо направляется на противоположный пол (Пубертатный период).

Основные модусы психической активности в оральном периоде (Гарри Стэк Салливан) Один из представителей неофрейдизма. Считал, что объектом психологического исследования должен стать не отдельный 8-кт, а личность как продукт совместной Доги 8-тов. Считал Л относительно устойчивой моделью повторяющихся м\Л ситуаций, характеризующих чел-ую жизнь. Реб рождается с потребностью общения с людьми, с потребностью в нежности и с потреб избегания тревоги. Мир встречает реб не очень «нежно»и в качестве реакции на дискомфорт у реб возникает беспокойство. Основными механизмами развития Л-сти Салливан считал: потребность в нежности, ласке и стремление избегать тревоги. Эти потребности явл-ся социальными и с рождения включены в органические потребности. Их удовлетворение требует соучастия другого человека. Социальное выступает у Салливана как система межличностных отношений, но они не формируются, а существуют с момента рождения. Формирование личности происходит фатально, неизбежно. Он назвал ее «Я системой». Эта система формируется во-первых в борьбе с неизбежным беспокойством на бессознат уровне и во-вторых, в нахождении различных средств для избегания этого беспокойства. «Я система» заставляет ребенка, подростка и взрослого прибегать к помощи матери, друзей, коллег по работе. Таким образом в качестве механизма, формирующего Л, у Салливана выступают м\Л отношения. Говоря о формировании Эго он выделяет 3 модуса: протоксический, паратоксический и синтаксический -(Ъральная стадия) в это время у реб отсутствует Эго и самосознание. Младенец не ориентируется в пространстве и времени. Младенец выделяет образ матери и если он доставляет благополучие - это хорошая мать, если вызывает беспокойство - плохая мать. МЩ отношения Салливан объясняет «эмпатией» -особая эмоциональная связь между младенцем и значимым другим (кормление, укачивание). Место эмпатии во взаимодействии с окружающими заменяет язык. Анальные функции связаны с влечением к превосходству и безопасности. Эдипов комплекс объясняет отчуждение отношений между родителями и реб. Латентный период (самый важный по мнению Салливана).Это новейшая эра отношений.. Реб получает возможность испытывать множественные переживания имеющих социальную природу, что отличает эту стадию от стадии детства, когда он был лишен какой-либо ориентации в среде и в мире в целом.

Фрейд первым охарактеризовал психику как поле боя между непримиримыми инстинктами, рассудком и сознанием. Его психоаналитическая теория служит примером психодинамического подхода. Понятие динамики в его теории подразумевает, что поведение человека полностью детерминировано, и бессознательные психические процессы имеют большое значение в регуляции поведения человека.

Термин «психоанализ» имеет три значения:

  • - Теория личности и психопатологии;
  • - Метод терапии личностных расстройств;
  • - Метод изучения неосознанных мыслей и чувств индивидуума.

Это соединение теории с терапией и оценкой личности связывает все представления о поведении человека, но за этим лежит небольшое число исходных концепций и принципов. Рассмотрим сначала взгляды Фрейда на организацию психики, на так называемую «топографическую модель».

Топографическая модель уровней сознания.

Согласно этой модели в психической жизни можно выделить три уровня: сознание, предсознательное и бессознательное.

Уровень «сознание» состоит из ощущений и переживаний, которые мы осознаем в данный момент времени. По мнению Фрейда, сознание вмещает в себя только малый процент всей информации, хранящейся в мозге, и быстро опускается в область предсознательного и бессознательного по мере переключения человека на другие сигналы.

Область предсознательного, область «доступной памяти», включает в себя опыт, не востребованный в данный момент, но который может вернуться в сознание спонтанно или с минимумом усилий. Предсознательное является мостом между осознанными и неосознанными областями психического.

Самая глубокая и значимая область разума - бессознательное. Оно представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые в результате ряда причин были вытеснены из сознания. Область бессознательного во многом определяет наше повседневное функционирование.

Структура личности

Однако в начале 20-х годов Фрейд пересмотрел свою концептуальную модель психической жизни и ввел в анатомию личности три основных структуры: ид (оно), эго и суперэго. Это было названо структурной моделью личности, хотя сам Фрейд был склонен считать их некими процессами, нежели структурами.

ИД. «Деление психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа, и только оно дает ему возможность понять и приобщить науке часто наблюдающиеся и очень важные патологические процессы в душевной жизни. Фрейд предавал огромное значение этому делению: «здесь начинается психоаналитическая теория».

Слово «ИД» происходит от латинского «ОНО», в теории Фрейда означает примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности, такие как сон, еда, дефекация, копуляция и наполняет наше поведение энергией. Ид имеет свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей жизни, оно не имеет каких либо ограничений, хаотично. Являясь исходной структурой психики, ид выражает первичный принцип всей человеческой жизни - немедленную разрядку психической энергии, производимой первичными биологическими побуждениями, сдерживание которых приводит к напряжению в личностном функционировании. Эта разрядка и получила название принцип удовольствия. Подчиняясь этому принципу и не ведая страха или тревоги, ид, в чистом его проявлении, может представлять опасность для индивидуума и общества. Также оно играет роль посредника между соматическими и психическими процессами. Фрейд также описал два процесса, посредством которых ид избавляет личность от напряжения:

  • - рефлекторные действия. Напр., кашель на раздражение дыхательных путей. Но не всегда эти действия приводят к снятию напряжения. Тогда вступают в действия первичные процессы, которые формируют психические образы, непосредственно связанные с удовлетворением основной потребности;
  • - первичные процессы - нелогичная, иррациональная форма человеческих представлений. Она характеризуется неспособностью подавлять импульсы и различать реальное и нереальное. Проявление поведения как первичного процесса может привести к гибели индивидуума, если не появятся внешние источники удовлетворения потребностей. Так младенцы, по утверждению Фрейда не могут откладывать удовлетворение своих первичных потребностей. И только после осознания ими существования внешнего мира, появляется способность к отсрочке удовлетворений этих потребностей. С момента появления этого знания возникает следующая структура - эго.

ЭГО. (Лат. «ego» - «я») Компонент психического аппарата, отвечающий за принятие решений. Эго, являясь отделенным от ид, черпает от него часть энергии, для преобразования и реализацию потребностей в социально приемлемом контексте, таким образом, обеспечивая безопасность и самосохранение организма. Оно использует когнитивные и перцепционные стратегии в своем стремлении удовлетворять желания и потребности ИД.

Эго в своих проявлениях руководствуется принципом реальности, цель которого - сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения до нахождения возможности его разрядки и/или соответствующих условий внешней среды. Эго было названо Фрейдом вторичным процессом, «исполнительным органом» личности, областью протекания интеллектуальных процессов решения проблем. Освобождение некоторого количества энергии эго для решения проблем на более высоком уровне психики, является одной из основных целей психоаналитической терапии.

СУПЕРЭГО. «Мы хотим сделать предметом этого исследования Я, наше наисобственнейшее Я. Но возможно ли это? Ведь Я является самым подлинным субъектом, как же оно может стать объектом? И все-таки, несомненно, это возможно. Я может взять себя в качестве объекта, обращаться с собой, как с прочими объектами, наблюдать себя, критиковать и бог знает, что еще с самим собой делать. При этом одна часть Я противопоставляет себя остальному Я. Итак, Я расчленимо, оно расчленяется в некоторых своих функциях, по крайней мере, на время… Я мог бы сказать просто, что особая инстанция, которую я начинаю различать в Я, является совестью, но более осторожным было бы считать эту инстанцию самостоятельной и предположить, что совесть является одной из ее функций, а самонаблюдение, необходимое как предпосылка судебной деятельности совести, является другой ее функцией. А так как, признавая самостоятельное существование какой-либо вещи, нужно дать ей имя, я буду отныне называть эту инстанцию в Я "Сверх-Я"».

Так представлял Фрейд суперэго - последний компонент развивающейся личности, функционально означающую систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в окружении индивидуума.

Будучи морально-этической силой личности, суперэго является следствием продолжительной зависимости от родителей. «Роль, которую позднее берет на себя Сверх-Я, исполняется сначала внешней силой, родительским авторитетом… Сверх-Я, которое, таким образом, берет на себя власть, работу и даже методы родительской инстанции, является не только ее преемником, но и действительно законным прямым наследником».

Далее функцию развития берет социум (школа, сверстники и т.д.). Можно также рассматривать суперэго как индивидуальное отражение «коллективной совести» социума, хотя ценности общества бывают искажено восприятием ребенка.

Суперэго подразделяется на две подсистемы:

личность психология темперамент развитие

Эго-идеал

Приобретается посредством родительских наказаний. Она включает:

  • · способность к критической самооценке,
  • · наличие моральных запретов
  • · и возникновение чувства вины у ребенка.

Поощрительный аспект супереэго. Он формируется из положительных оценок родителей и ведет индивидуума к установлению у себя высоких стандартов. Суперэго считается полностью сформировавшимся, когда родительский контроль заменяется на самоконтроль. Однако принцип самоконтроля не служит принципу реальности. Суперэго направляет человека к абсолютному совершенству в мыслях, словах и поступках. Оно пытается убедить эго в преимуществе идеалистических идей над реалистическими.

Механизмы психологической защиты

Психологическая защита - система стабилизации личности, направленная на устранение или сведения до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта.

Фрейд выделил восемь основных защитных механизмов.

  • 1). Подавление (вытеснение, репрессия) - выборочное удаление из сознания болезненных переживаний, имевших место в прошлом. Это своего рода форма цензуры, блокирующая травматический опыт. Подавление не бывает окончательным, оно часто является источником телесных заболеваний психогенной природы (головные боли, артриты, язва, астма, сердечные болезни, гипертония и т.п.). Психическая энергия подавленных желаний существует в теле человека независимо от его сознания, находит свое болезненное телесное выражение.
  • 2). Отрицание - попытка не принимать в качестве реальности события, которое беспокоит «Я» (какое-то неприемлемое событие не произошло). Это бегство в фантазию, кажущуюся абсурдной объективному наблюдению. «Этого не может быть» - человек проявляет безразличие к логике, не замечает противоречий в своих суждениях. В отличие от вытеснения, отрицание функционирует скорее на предсознательном, чем бессознательном уровне.
  • 3). Рационализация - построение логически неверного вывода, осуществляемое с целью самооправдания. («Неважно, сдам я этот экзамен, или нет, я вылечу из университета в любом случае»); («Зачем старательно учиться, все равно эти знания в практической работе не пригодятся»). Рационализация скрывает истинные мотивы, делает действия морально приемлемыми.
  • 4). Инверсия (формирование реакции) - замещение неприемлемой реакции другой, противоположной ей по смыслу; подмена мысли, чувства, отвечающих подлинному желанию, диаметрально противоположным поведением, мыслями, чувствами (например, ребенок первоначально хочет получить любовь и внимание матери, но, не получая этой любви, начинает испытывать прямо противоположное желание досадить, разозлить мать, вызвать ссору и ненависть матери к себе). Наиболее распространенные варианты инверсии: чувство вины может быть замещено чувством возмущения, ненависть - преданностью, обида - гиперопекой.
  • 5). Проекция - приписывание другому человеку своих собственных качеств, мыслей, чувств. Когда что-то осуждается в других, именно это не принимает человек в себе, но не может признать это, не хочет понять, что эти же качества присущи и ему. Например, человек утверждает, что «некоторые люди - обманщики», хотя это фактически может значить «Я порой обманываю». Человек, испытывая чувство гнева, обвиняет другого в том, что тот зол.
  • 6). Изоляция - отделение угрожающей части ситуации от остальной психической сферы, что может приводить к разделенности, раздвоенности личности. Человек все более и более может уходить в идеал, все менее и менее соприкасаясь с собственными чувствами. (Нет внутреннего диалогизма, когда различные внутренние позиции личности получают право голоса).
  • 7). Регрессия - возвращение к более раннему, примитивному способу реагирования. Уход от реалистичного мышления в поведение, ослабляющее тревогу, страх, как в детские годы. Источник тревоги остается не устраненным вследствие примитивности способа. Любой уход от разумного, ответственного поведения можно считать регрессией.
  • 8). Сублимация - процесс трансформации сексуальной энергии в социально приемлемые формы активности (творчество, социальные контакты). (В работе, посвященной психоанализу Л. да Винчи, Фрейд рассматривает его творчество как сублимацию).

Неосознанно используемые человеком механизмы психологической защиты играют позитивную тактическую роль, но стратегически человек проигрывает.

Развитие личности

Одна из предпосылок психоаналитической теории состоит в том, что человек рождается с определенным количеством либидо, которая затем проходит в своем развитии несколько стадий, именуемых как психосексуальные стадии развития. Психосексуальное развитие - биологически детерминированная последовательность, развертывающаяся в неизменном порядке и присущая всем людям, независимо от культурного уровня.

Фрейдом была предложена гипотеза о пяти стадиях: оральной, анальной, фаллической, латентной и генитальной. При рассмотрении этих стадий надо учитывать еще несколько факторов, введенных Фрейдом.

Фрустрация. В случае фрустрации психосексуальные потребности ребенка пресекаются родителями или воспитателями, поэтому не находят оптимального удовлетворения.

Сверхзаботливость. При сверхзаботливости ребенок не имеет возможности сам управлять своими внутренними функциями.

В любом случае происходит скопление либидо, что в зрелые годы может привести к «остаточному» поведению, связанного с той стадией, на которую пришлась фрустрация или регрессия.

Также важными понятиями в психоаналитической теории являются регрессия и фиксация. Регрессия, т.е. возврат в наиболее раннюю стадию и проявление ребяческого поведения, характерного для этого периода. Хотя регрессию считают особым случаем фиксации - задержкой или остановкой развития на определенной стадии. Последователи Фрейда считают регрессию и фиксацию взаимодополняющими.

  • 1) Оральная стадия - от рождения примерно до 1,5 лет. В этот период он полностью зависит от родителей, и область рта связана с сосредоточением приятных ощущений и удовлетворением биологических потребностей. По мнению Фрейда, рот остается важной эрогенной зоной на протяжении всей жизни человека. Оральная стадия заканчивается, когда прекращается кормление грудью. Фрейд описал два типа личности при фиксации на этой стадии: орально-пассивный и орально-агрессивный
  • 2) Анальная стадия - от 1,5 до 3-х лет. В течение периода маленькие дети получают значительное удовольствие от задерживания выталкивания фекалий. В этой стадии приучения к туалету ребенок учится разграничивать требования ид (удовольствие от немедленной дефекации) и социальные ограничения, исходящие от родителей (самостоятельный контроль над потребностями). Фрейд считал, что все будущие формы самоконтроля и саморегуляции берут начало в этой стадии.
  • 3) Фаллическая стадия - 3 до 6 лет. Интересы, обусловленные либидо, смещаются в зону гениталий. На протяжении фаллической фазы психосексуального развития дети могут исследовать половые органы, мастурбировать и проявлять интерес в вопросах связанных с рождением и половыми отношениями. Дети, по мнению Фрейда, имеют хотя бы смутное представление о сексуальных отношениях и, в большей своей части, понимают половой акт как агрессивные действия отца по отношению к матери.

У детей проявляются эдипальные тенденции, проявляющиеся в стремлении ребёнка обладать родителем противоположного пола и одновременно устранить родителя одного с ним пола. Фиксация на фаллической стадии у мужчин проявляется в постоянном стремлении к демонстрации собственной мужественности, в стремлении добиваться успеха. Фиксация на фаллической стадии у женщин проявляется в склонности к беспорядочным половым связям и самоуверенности.

  • 4) Латентный период - от 6 до 12 лет (начало подросткового возраста). Зона локализации либидо отсутствует. В этом возрасте ребёнок эффективно сублимирует либидо посредством преобразования сексуальных импульсов в социально-приемлемые формы деятельности (спорт, творчество, общение со сверстниками). Фрейд уделял мало внимания процессам в этот период, так как по его мнению сексуальный инстинкт в это время предположительно дремлет.
  • 5) Генитальная стадия - от 12 лет до старости характеризуется биохимическими и физиологическими изменениями в организме. Результатом этих изменений является характерное для подростков усиление возбудимости и повышение сексуальной активности.

Иначе говоря, вступление в генитальную стадию отмечено наиболее полным удовлетворением сексуального инстинкта. Развитие в норме ведут к выбору брачного партнера и созданию семьи.

Генитальный характер - идеальный тип личности в психоаналитической теории. Разрядка либидо в половом акте обеспечивает возможность физиологического контроля над импульсами, поступающими от половых органов. Фрейд говорил, что для того чтобы сформировался нормальный генитальный тип характера, человек должен отказаться от пассивности, свойственной детству, когда все формы удовлетворений давались легко.

Психоаналитическая теория Фрейда представляет собой пример психодинамического подхода к изучению поведения человека. Теория считает поведение человека полностью детерминированным, зависимым от внутренних психологических конфликтов. Также эта теория рассматривает человека как целое, т.е. с точки зрения холизма, так как была основана на клиническом методе. Из анализа теории следует, что Фрейд больше чем другие психологи, был привержен к идее неизменяемости. Он был убежден, что личность взрослого формируется из опыта раннего детства. С его точки зрения, происходящие изменения в поведении взрослого человека неглубинные и не затрагивают изменения структуры личности.

Считая, что ощущение и восприятие человеком окружающего мира является чисто индивидуальным субъективным, Фрейд предположил что поведение человека регулируется стремлением редуцировать неприятное возбуждение, возникающее на уровне организма при возникновении внешнего раздражителя. Мотивация человека, согласно Фрейду, основана на гомеостазе. И так как он считал, что поведение человека полностью детерминировано, то это дает возможность полностью исследовать его с помощью науки.

Теория личности Фрейда послужила основой для психоаналитической терапии, успешно применяемой в настоящее время.

План ответа

    Общая характеристика подхода.

    1. Методологические принципы.

      Методы.

    Психосексуальная теория личности З. Фрейда.

    1. Структура личности.

      Развитие личности.

      Защитные механизмы.

    Аналитическая психология К. Г. Юнга.

    1. Строение личности.

    2. Развитие личности

    Индивидуальная психология А. Адлера.

    1. Основные положения теории.

      Формирование личности.

Ответ:

  1. Общая характеристика подхода.

Психоанализ возник в начале 90-х годов XIX века из медицинской практики лечения больных с функциональными нарушениями психики. Основными представителями этого направления были З. Фрейд, К.Г. Юнг, А.Адлер, К. Хорни и т.д.

Фрейд называл психоанализ новой формой терапии и методом исследования. Ядро психоанализа - учение о бессознательном. Основой является понимание психики как энергии. Психодинамическая энергетическая теория. Энергия распределяется по всему континууму, есть каналы по которым она разряжается, канализация каналов должна идти в самых приемлемых формах. Скопление энергии – невроз.

    1. Методологические принципы.

    Движущие силы развития психики врожденные и бессознательные.

    Детерминанта психического развития – адаптация к среде. Стремление нахождения равновесия со средой.

    Отношения между личностью и обществом всегда конфликтное. У Фрейда антагонистическое (неразрешенное), у остальных может быть разрешенный. Путь развития человека – насильственная социализация.

    Наибольшее значение в развитии являются первые годы до 5-7 лет. Защиты и комплексы сформированные в детстве остаются на протяжении всей жизни.

    1. Методы.

    Анализ свободных всплывающих ассоциаций;

    Толкование сновидений. Сон - желания, в которых мы не хотим себе признаться, т.к. они неприемлемы.

    Анализ ошибочных действий повседневной жизни (описки, поговорки, потеря вещей) не случайны и являются выраженными импульсами и намерениями, которые отстранены я должны быть скрыты от сознания. С их помощью человек выдает свои тайны.

  1. Психосексуальная теория личности з. Фрейда.

    1. Структура личности.

    Оно ( id ): примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. Оно функционирует целиком в бессознательном. Оно выражает первичный принцип всей человеческой жизни – немедленную разрядку психической энергии, производимой биологически обусловленными побуждениями. Последние, когда они сдерживаются и не находят разрядки, создают напряжение в личностном функционировании. Немедленная разрядка напряжения получила название принцип удовольствия. Механизмы избавления личности от напряжения: рефлекторные действия и первичные процессы (в первом случае автоматический ответ на сигнал – чихание, если рефлекторный акт не возможен, то первичные процессы представления – психический образ объекта, сновидения, галлюцинации, психозы). Yаиболее важная часть личности, т.к. связана с реализацией базовых потребностей человека: стремление к жизни и смерти – выражает энергетический заряд = Эрос и танатос. Либидо – влечение, на самых ранних стадиях развития личности развивается благодаря сосанию и кусанию, актам модификации. Оно обеспечивает насыщение энергии либидо, находясь в сфере бессознательного. Id дается человеку при рождении. Существует набор эпигенных зон: рот, анус, половые органы. Их стимуляции обеспечивает энергию либидо через удовольствие.

    Я ( ego ): компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Эго стремится выразить и удовлетворить желания Оно в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Эго эволюционирует из Оно, заимствуя часть энергии для своих нужд, чтобы отвечать требованиям социальной реальности. Эго помогает обеспечить безопасность и сохранение организма (дифференциация событий психических и реальных (образ пищи в представлении и реальная пища), цель достигается при помощи определенных действий, дающих Оно возможность выражать свои инстинктивные проявления в соответствии с нормами и этикой социального мира, эта цель заставляет человека учится, думать, рассуждать, воспринимать и т.д.). Эго подчиняется принципу реальности. Цель – сохранить целостность организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда буден найдена возможность достичь разрядки подходящим образом. Принцип реальности вносит в наше поведение меру разумности. Эго является исполнительным органом личности и областью протекания интеллектуальных процессов и решения проблем. Отделяется от Оно в процессе развития ребенка. Изначально Эго тоже находится в сфере бессознательного ребенка, но постепенно, развиваясь, выходит на уровень сознания.

    Сверх-Я ( super ego ): система ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, которые приняты в его окружении. Все это приобретается в процессе социализации. Сверх-Я – последний компонент развивающейся личности, представляющий интернализованную версию общественных норм и стандартов поведения. Дети должны обретать его, благодаря взаимодействию с родителями, учителями и другими формирующими фигурами. Две подсистемы: совесть и Эго-идеал. Совесть приобретается посредством родительских наказаний. Эго-идеал – поощрительный аспект Сверх-Я. Установление для себя высоких стандартов и их достижение. Движущая сила поведения – энергия возбуждения, производимого телесными потребностями. Эго зажато Оно и Супер-Эго.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Теории личности увеличиваются в количестве, словно при эпидемии чумы. Болезнь может принять форму типов или черт, факторов или полей, канализаций или катексисов. В отличие от эпидемий, теориям позволено свирепствовать, не подвергаясь проверке. Они больше похожи на забаву доктора, которого интересует само насекомое, и он не стремится выяснить причину смерти жертв укуса. Прогноз в таких случаях должен учитываться и служить руководящим принципом.

Короче говоря, мы сталкиваемся с распространением якобы теорий и недостатком необходимой проверки. Попытки проверять и опровергать существующие теории личности отступают перед соблазном фабриковать новые теории. Еще большего осуждения заслуживает факт, что теории, казалось бы потенциально зрелые, даже не излагаются в систематической форме, способствующей исследованиям. Настоящая книга написана с целью содействовать заполнению пробела.

Чтобы приблизиться к задаче создания по-настоящему весомой теории личности, представляется разумным начать с организации в единую структуру тех теорий, которые получили некоторый кредит доверия в области их приложения. Для большинства профессионалов, чья работа тесно связана с личностной сферой, психоаналитическая теория, понятая в самом широком смысле, вероятно, является самой ценной. Социальные работники, психиатры, клинические психологи сплошь и рядом руководствуются психоаналитическими принципами в повседневной практике. Если автор в дальнейшем считает оправданным сужение масштаба обозрения (что явно имеет место), он также исходит из факта всеобщего признания психоаналитической теории, наиболее всеобъемлющей из личностных теорий. С другой стороны, бессмысленно оправдываться относительно сосредоточения усилий только на этой теории. Она представлена многими разновидностями, как покажут последующие страницы.

В книге приблизительно две трети объема посвящено изложению различных психоаналитических теорий личности.

Понятно, что содержание не может быть новым и не способно в полноте отражать первоисточники. Предполагаемая уникальность вклада состоит в способе размещения и организации материала в целях облегчить сравнение разных теоретических позиций по тем же самым вопросам. Прежде всего в подготовке рукописи необходимо было решить задачу построения основной структуры, релевантной всем теориям. Для реализации этого намерения наиболее подходящим показалось изложение взглядов в соответствии с хронологией формирования личности. Естественной опорой служило традиционное обращение авторов-психоаналитиков к процессу развития. Такая структура обоснована и тем, что адекватная теория в конечном счете должна способствовать пониманию, предсказанию и контролю поведения.

Факторы, формирующие личность, рассматриваются нами по возрастным уровням, начиная с пренатальных воздействий, влияния родов и вплоть до установления характера у взрослых. Непрерывность перехода от одного уровня к другому показана, насколько это возможно, единообразием принципа описания отдельных возрастных периодов: формирование эго и супер-эго; психосексуальное развитие; отношения с другими людьми и механизмы психологической защиты. Каждый раздел начинается с изложения фрейдистских воззрений, затем следуют взгляды ранних и поздних отступников от ортодоксального психоанализа. Остается надежда, что в дальнейшем организация материала еще будет улучшена.

В этом месте следует остановиться, чтобы дать краткую характеристику тем, кто занимает видное положение в тексте. Мысль, что психоаналитическая теория изошла от лица Зигмунда Фрейда (точнее, из уст его пациентов) незадолго до начала нашего столетия, не станет большим откровением для читателя. Почти в равной мере известна плеяда «ранних отступников» в период второго и третьего десятилетий двадцатого века: Адлер, Юнг и Ранк. Позднее начался подъем различных «неофрейдистских» движений. Эти и другие исторические особенности, значимые в оценке эволюции психоанализа, достаточно полно документированы (56, 61, 65) и не относятся напрямую к данной работе.

Важно, однако, попытаться прояснить различия между современными ортодоксами и неофрейдистскими теоретиками. Существует мнение, что в настоящее время каждый является неофрейдистом. Имеется в виду выход из моды многих оригинальных общеизвестных формулировок Фрейда. Учение Фрейда о влиянии культуры значительно пересмотрено таким видным ортодоксальным его последователем, как Отто Фенихель. Но неофрейдисты идут еще дальше. Они возражают по вопросам, подобным теории либидо, метафорическим концепциям Фрейда и ортодоксальному акцентированию раннего психосексуального развития. Если не принимать во внимание позицию по этим проблемам, неофрейдисты сами представляют гетерогенную группу. Возможно, наименее запутанным способом знакомства будет простое называние лиц, обычно причисляемых к неофрейдистам: Карен Хорни, Эрик Фромм, Гарри Салливан, Абрам Кардинер, Клара Томпсон. К противоположному лагерю относят Мелани Кляйн, лидера Британской школы психоанализа, которую считают, благодаря многим ее формулировкам, «большей последовательницей фрейдизма, чем самого Фрейда». Наряду с Фрейдом и Фенихелем в так называемой «ортодоксальной» группе следует упомянуть таких видных деятелей, как Анна Фрейд, Ричард Стерба, Филис Гринейкр и Хайнц Гартман. Более трудно определить место Эрика Эриксона и Франца Александера, чьи теории близки к ортодоксальной позиции, но также граничат с неофрейдистской.

Попытка сконцентрировать и синтезировать весьма различные точки зрения, которые, к сожалению, изначально этого не подразумевают, неизбежно приводит к погрешностям. Некоторые читатели могут почувствовать за непропорциональным местом, отведенным разным теоретикам, оттенок дискриминации. Ортодоксальной психоаналитической теории, поскольку она наиболее тщательно разработана, отдается львиная доля. Несчастным, кто считает их «любимого ягненка плохо постриженным», я приношу искренние извинения. Происшедшее не преднамеренно. Любая обида такого рода, я надеюсь, может быть приписана моей сильной неприязни к толстым томам.

В итоге, текст представляет собой сжатое описание взглядов искушенных психоаналитиков на развитие личности. Само представление материала основано на фактах и объективно. Следует указать, что многие психоаналитические определения остались за пределами книги, особенно в области психотерапии и психопатологии.

Теперь вернемся к банальной истории, с которой мы начали. Психоаналитические воззрения, судя по их популярности в разных сферах приложения, представляются обещающими в построении обоснованной теории личности. Первый намеченный шаг к отдаленной цели - это осмысленное изложение существующих концепций. А что же дальше? По мнению автора, последующее продвижение должно состоять во всесторонней оценке концепций с целью выбора наиболее перспективных для будущих исследований. Столь трудную работу нельзя выполнить в одиночку. Она требует сочетания усилий клиницистов, экспериментаторов, логиков, создателей теорий. Но, может быть, для автора допустима вольность и вторжение в замечательную область научного поиска без любых претензий на возврат к систематическому просвещению. Такое потворство своему желанию выражено в «Примечаниях», разделах, следующих в конце каждой главы.

Примечания занимают треть тома и задуманы в качестве критических. Они прежде всего ориентированы на возможность научной проверки изложенного материала. В примечаниях кратко резюмированы результаты имеющихся экспериментальных исследований, приводятся наводящие на размышления данные из смежных областей, наподобие антропологии и теории научения, анализируются логическая непоследовательность и семантическое смешение, сравниваются частично совпадающие мнения. Поэтому, если позаимствовать фразу из «Нью-Йоркера», примечания могли бы быть озаглавлены «Научные комментарии отовсюду». Доказательства пока ничтожны, и полной, хорошо скомпонованной теории не получается. Возможно, время обобщений еще не пришло. Перед тем как бесконечные концепции в головоломной проблеме создания теории личности можно будет объединить, необходимо выяснить, какие части загадочной картинки вырезаны точно, а где соскользнула рука мастера.

Книга предназначена следующим группам читателей: аспирантам и студентам-психологам, студентам психиатрам и социологам, всем изучающим родственные дисциплины, а также профессионалам в этих областях. Описательные разделы интересны всем, тогда как примечания предназначены в первую очередь для тех, кто собирается в исследованиях ориентироваться на психоаналитическую теорию.

Джералд Блюм

Из книги Одноразовые подгузники: популярное руководство пользователя автора Комаровский Евгений Олегович

Из книги Для подростков или Вся правда о наркотиках автора Кабанова Елена Александровна

Из книги О воспитании. Записки матери автора Творогова Мария Васильевна

Предисловие У меня трое детей. Воспитывая третьего ребёнка и осмысливая предыдущий опыт, я пришла к некоторым выводам, которые помогли мне разумнее подходить к воспитанию. Я прочитала немало популярной литературы для родителей и выслушала изрядное количество советов от

Из книги После трёх уже поздно автора Ибука Масару

Предисловие С древних времён считается, что выдающийся талант – это прежде всего наследственность, каприз природы. Кода нам говорят, что Моцарт дал свой первый концерт в возрасте трёх лет или что Джон Стюарт Милл читал классическую литературу по-латыни в этом же

Из книги Брейнбилдинг [или Как накачивают свой мозг профессионалы] автора Комаров Евгений Иванович

Предисловие Существует неумолимая закономерность: если тело и мозг человека не нагружаются, они атрофируются, становятся дряблыми и немощными. Искусство «накачки» мышц называется бодибилдинг (строительство тела), или культуризм, а наука и практика увеличения

Из книги Марс и Венера на свидании автора Грэй Джон

Предисловие Со времен наших бабушек и дедушек представления об отношениях между мужчиной и женщиной сильно изменились. Раньше мужчины и женщины старались найти партнера, который соответствовал двум главным критериям: был надежным человеком и любил детей. Женщины

Из книги Аутогенная тренировка автора Решетников Михаил Михайлович

Из книги ЛСД психотерапия автора Гроф Станислав

Из книги Почему с хорошими женщинами случаются плохие вещи. 50 способов выплыть, когда жизнь тянет тебя на дно автора Стивенз Дебора Коллинз

Предисловие Немного больше, чем ничего, - мизансцена Вне зависимости от того, сколько ей лет, 20, 40 или 60; удачлива она, неудачлива или просто «плывет по течению»; был ли ее вчерашний день солнечным, бурным или «никаким», - все равно каждое утро в сердце женщины жизнь

Из книги Политическая преступность автора Ломброзо Чезаре

Из книги Как стать своим на новой работе. 50 простых правил автора Сергеева Оксана Михайловна

Предисловие Наверное, каждый из нас знает, каково быть «темной лошадкой» в новом коллективе. С одной стороны, у новичка очень неустойчивая позиция. У него не всегда есть четкие права и обязанности. Он еще не успел сформировать свои требования к коллективу, а коллектив – к

Из книги Большая книга психоанализа. Введение в психоанализ. Лекции. Три очерка по теории сексуальности. Я и Оно (сборник) автора Фрейд Зигмунд

Предисловие Предлагаемое вниманию читателя «Введение в психоанализ» ни в коей мере не претендует на соперничество с уже имеющимися сочинениями в этой области науки (Hitschmann. Freuds Neurosenlehre. 2 Aufl., 1913; Pfister. Die psychoanalytische Methode, 1913; Leo Kaplan. Grundz?ge der Psychoanalyse, 1914; R?gis et Hesnard. La psychoanalyse des n?vroses

Из книги Как разговаривать с кем угодно. Уверенное общение в любой ситуации автора Роудз Марк

Предисловие «Лекции по введению в психоанализ» были прочитаны в лекционном зале Венской психиатрической клиники в течение двух зимних семестров 1915/16 гг. и 1916/17 гг. для смешанной аудитории слушателей всех факультетов. Лекции первой части возникли как импровизация и

Из книги Олимпийское спокойствие. Как его достичь? автора Ковпак Дмитрий

Предисловие Нижеследующие рассуждения продолжают ход мыслей, начатый в моем сочинении «По ту сторону принципа удовольствия», к которым я сам, как там упоминается, относился с известным благожелательным любопытством. Они продолжают эти идеи, связывают их с различными

Из книги автора

Предисловие Не скрою, я был немного удивлен и озадачен, когда Марк предложил мне написать предисловие к своей книге. Видите ли, я специалист по макияжу, косметике, уходу за телом и стилю. Так что я не очень понимал, почему Марк обратился ко мне с просьбой написать

Из книги автора

Предисловие И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Библия, Новый Завет, Евангелие от Луки Предисловие – часть книги, которую порой хочется быстрее миновать, чтобы