Последние дни и присноблаженная кончина святого царя давида. Это Хроники пророка Иеремии

Вышел тут недавно фильм "Легенда о Коловрате". Я на него возлагал большие надежды. Причин этому много.

Во-первых, эта история о Рязанщине. Земле моих «отичей и дедичей». Пожалуй, Рязанская земля имеет самую героическую историю среди всех русских княжеств. Переяславль Рязанский (тот, что называется Рязанью сегодня) основан в 1095 году. А Старая Рязань (ту, которую как раз и сожгли монголы в 1237 году) и вовсе считается ровесницей Киеву. То есть Рязани уже полторы тысячи лет. И всё это время - эпоха непрерывных войн с соседями и сторонними захватчиками. Рязанская земля располагалась на границе с Диким Полем и прикрывала более западные и северные княжества от кочевников. В таких условиях ковался очень закалённый, героический народ, богатыри. Войны с жителями степей, борьба с Владимирским и Московским княжествами за великокняжеский престол - всё это героическая история Рязанщины.

Тут и междоусобные войны рязанских и пронских князей с соседями, и пятидневная защита Рязани от десятикратно превосходящих сил монголов, и, собственно, история Евпатия Коловрата. И княжение причисленного к лику святых князя Олега, который смог, находясь между двух огней, сохранить целостность и независимость своего государства. И победносное отражение нашествия крымского хана Махмет Гирея. И история боярина Прокопия Ляпунова, который был в войске Ивана Болотникова, а спустя несколько лет организовал первое ополчение для освобождения Москвы от поляков.

Надо быть не то что близоруким, а просто слепым, чтобы не понять, что это настоящий кладезь для героико-исторических фильмов. Даже выдумывать-придумывать ничего не надо. Задача очень проста, даже примитивна до амёбного уровня - не слить уже имеющиеся исторические реалии.

Во-вторых, эта история о пассионарии. Напомню её, процитировав древнерусский литературный памятник «Повесть о разорении Рязани Батыем»:

«И некий из вельмож рязанских по имени Евпатий Коловрат был в то время в Чернигове с князем Ингварем Ингваревичем, и услышал о нашествии зловерного царя Батыя, и выступил из Чернигова с малою дружиною, и помчался быстро. И приехал в землю Рязанскую, и увидел ее опустевшую, города разорены, церкви пожжены, люди убиты. И помчался в город Рязань, и увидел город разоренный, государей убитых и множество народа полегшего: одни убиты и посечены, другие пожжены, а иные в реке потоплены. И воскричал Евпатий в горести души своей, распаляяся в сердце своем. И собрал небольшую дружину - тысячу семьсот человек, которых Бог сохранил вне города. И погнались вослед безбожного царя, и едва нагнали его в земле Суздальской, и внезапно напали на станы Батыевы. И начали сечь без милости, и смешалися все полки татарские. И стали татары точно пьяные или безумные. И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сек ими. Почудилось татарам, что мертвые восстали. Евпатий же, насквозь проезжая сильные полки татарские, бил их нещадно. И ездил средь полков татарских так храбро и мужественно, что и сам царь устрашился. И едва поймали татары из полка Евпатьева пять человек воинских, изнемогших от великих ран. И привели их к царю Батыю. Царь Батый стал их спрашивать: «Какой вы веры, и какой земли, и зачем мне много зла творите?». Они же ответили: «Веры мы христианской, рабы великого князя Юрия Ингва ревича Рязанского, а от полка мы Евпатия Коловрата. Посланы мы от князя Ингваря Ингваревича Рязанского тебя, сильного царя, почествовать, и с честью проводить, и честь тебе воздать. Да не дивись, царь, что не успеваем наливать чаш на великую силу - рать татарскую». Царь же подивился ответу их мудрому. И послал шурича своего Хостоврула на Евпатия, а с ним сильные полки татарские. Хостоврул же похвалился перед царем, обещал привести к царю Евпатия живого. И обступили Евпатия сильные полки татарские, стремясь его взять живым. И съехался Хостоврул с Евпатием. Евпатий же был исполин силою и рассек Хостоврула на-полы до седла. И стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил, одних пополам рассекал, а других до седла разрубал. И возбоялись татары, видя, какой Евпатий крепкий исполин. И навели на него множество пороков, и стали бить по нему из бесчисленных пороков, и едва убили его. И принесли тело его к царю Батыю. Царь же Батый послал за мурзами, и князьями, и санчакбеями, и стали все дивиться храбрости, и крепости, и мужеству воинства рязанского. И сказали они царю: «Мы со многими царями, во многих землях, на многих битвах бывали, а таких удальцов и резвецов не видали, и отцы наши не рассказывали нам: Это люди крылатые, не знают они смерти и так крепко и мужественно, на конях разъезжая, бьются - один с тысячею, а два - с десятью тысячами. Ни один из них не съедет живым с побоища». И сказал царь Батый, глядя на тело Евпатьево: «о Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своей дружиною и многих богатырей сильной орды моей побил и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня, - держал бы его у самого сердца своего». И отдал тело Евпатия оставшимся людям из его дружины, которых похватали на побоище. И велел царь Батый отпустить их и ничем не вредить им».

Историки считают, что Евпатий был рязанским боярином, воеводой, возраст его составлял на момент гибели примерно 38 лет. По меркам той эпохи, это был закалённый в многочисленных боях мужчина, очень почтенного возраста. Тело в шрамах, борода с проседью. В голове опытные, разумные, зрелые мозги. К таким годам обычно уже видели собственных внуков, и не одного. Илью Муромца уже в 33 года в былинах называли «старый казак». А Евпатий был ещё старше. В старину человека такого возраста называли «пожилый» (не путать с нынешним словом «пожилой»). Пожилый - это значит пожил, жизни повидал, опыта и уму-разуму набрался. Но ещё не старик.

Вот как показали Евпатия в виде памятника в Рязани (автор фото - Михаил Фролов):

А вот как видит его скульптор Иван Коржев (2009):

И то, и другое скульптурное изображение соответствует образу закалённого в битвах богатыря возрастом под 40 лет.

Вынужден ли он был сражаться с монголами, как, скажем, осаждённые рязанцы? Да нет, разумеется. Он бы мог отсидеться в любом месте и сохранить жизнь. Однако он собрал оставшихся воинов и просился вдогонку врагу. Да так бросился, что разбил множество отрядов, посланных Батыем уничтожить рязанцев. Соотношение сил составляло примерно 1:100. Это примерно так же, как если бы пять человек вышли сражаться с двумя батальонами. Как и под стенами Рязани, войска Батыя отдыхали и восстанавливались, а рязанцы вынуждены были биться непрерывно. Так что численное соотношение надо ещё значительно скорректировать с учётом изнурения рязанцев и свежих сил Батыя. Но даже при таком раскладе монголы не смогли в обычном бою уничтожить рязанцев. Только закидав их камнями из стенобитных орудий, Батый сумел добиться победы.

За что бился Евпатий? За поруганную родную землю, за убитый народ, да просто чтобы отомстить ненавистным захватчикам.

Обязательная заметка. Евпатий Коловрат, в отличие от другого рязанского боярина и богатыря, Добрыни Никтитча, полностью историческое лицо. Нисколько не легендарное, не сказочное, не былинное. В военно-исторической энциклопедии указывается даже место рождения героя - «местечко Фроловский городок, ныне село Фролово Шиловского района». По некоторым сведениям, воевода был похоронен в одном из храмов Рязани.

Перейдём теперь к фильму. Сюжет я пересказывать не стану. По крайней мере, не в этот раз. Это та ещё песня, вокруг которой нужно писать целый трактат. Возможно, сниму обзор. А вот описание кина, которое полностью соответствует сюжету ленты, мы рассмотрим тут.

Итак. Фильм называется «Легенда о Коловрате». Позвольте, какая легенда? Это историческое лицо. Какие о нём могут быть легенды? А такие. Скажу чуть позже.

А вот описание.

«XIII век. Русь раздроблена и вот-вот падет на колени перед ханом Золотой Орды Батыем. Испепеляя города и заливая русские земли кровью, захватчики не встречают серьезного сопротивления, и лишь один воин бросает им вызов. Молодой рязанский витязь Евпатий Коловрат возглавляет отряд смельчаков, чтобы отомстить за свою любовь и за свою родину».

Оу, это уже интересно.

«Испепеляя города и заливая русские земли кровью» . Интересно, какие же русские города успел испепелить Батый, если первые два города, которые встретились ему на пути, были Пронск и Рязань? Причём первый был взят тогда, когда под Рязанью уже третий день шла мясорубка? И первая серьёзная кровь как раз пролилась на рязанщине. Да, потом Батый взял Владимир, Смоленск, Переяславль (не Рязанский), Киев и другие города. Но это всё уже ПОСЛЕ Рязани.

Мало того, никакого испепеления и залития вообще могло не быть. Ведь у Батыя не было цели разрушить город и убить всех жителей. Ему нужны были земли и подданные, а не выжженная пустыня. Поэтому вначале Батый предложил рязанцам покориться и платить ему десятину. Но рязанцы ответили: «Когда нас всех не будет, тогда всё ваше будет». Только после этого началась войсковая операция, говоря современным языком.

Или имеется в виду Битва на реке Воронеж? Так оно многими исследователями считается вымышленным. Но даже если это не так, что всё равно река Воронеж в те времена была на территории Дикого Поля, а не русских княжеств.

«…захватчики не встречают серьезного сопротивления» . Простите, чего??? Это вы сейчас всерьёз? Или шутка такая нелепая?

Пронск, один из двух первых русских городов, оказавшихся по ударом, держался два дня. Вы когда-нибудь видели Пронск? Это маленький посёлок. На момент прихода Батыя в нём жило максимум несколько тысяч жителей. Детей, стариков, женщин, больных, немощных и т.п. Всех. Тех, кто хотя бы теоретически мог сражаться, было ну максимум пара тысяч человек. Это если дать оружие детям лет с 12, старикам лет до 70 и женщинам. Понятно, что это не аналог полноценных мужчин-воинов, если учесть, что надо было не из снайперской винтовки стрелять, а мечом-топором махать.

А против них была половина армии Батыя. То есть как минимум несколько десятков тысяч человек. То есть в десятки раз больше. Все - воины.

Попробуйте-ка втроём (причём один из бойцов женщина, а второму 13 лет) держать рукопашную оборону два дня против, скажем, ста опытных бойцов? Даже пятидесяти? А ещё у Батыя были с собой привезённые из Китая стенобитные и камнемётные орудия. То есть вы с топором, а он, условно говоря, с ракетницей. И даже всей свое мощью он не сумел взять этот маленький городишко наскоком. Пришлось воевать два дня.

О Рязани я вообще молчу. Та держалась пять дней, и только на шестой пала. Просто закончились бойцы. Да и против камнемётных машин голыми руками сражаться всё равно, что от ракет из пистолета отстреливаться.

Не встречают серьёзного сопротивления, говорите? Ну-ну…

«…и лишь один воин бросает им вызов» . Эээ… Это кто же, простите? Рязанские князья Юрий Игоревич и Роман Ингваревич? Или пронский князь? Все они бросили вызов.
Но нет. Оказывается это «Молодой рязанский витязь Евпатий Коловрат». Вот как он выглядит в фильме. Этот женовидный губастенький вьюнош, будто требухой напуганный, якобы и есть зрелый и пожилый воевода Евпатий.

Он «…возглавляет отряд смельчаков» . В реальной истории смельчаков было 1700 человек. Серди них его собственная дружина (Евпатий - боярин, не забываем) плюс уцелевшие рязанцы. В фильме войско Евпатия состоит… человек так из десяти. Как он в таком составе противостоял многотысячным отрядам Батыя - непонятно.

А вот и сам хан. По мнению создателей фильма, он был женщиной, судя по гламурной внешности. Всё феминистичненько и гендерненько-нейтральненько.

Сами монголы видят героя своей истории таким:

Ну и на последок самое интересное. Если всё вышеописанное было исторической клюквой, то теперь мы подошли к главной бомбе.

«Молодой рязанский витязь Евпатий Коловрат возглавляет отряд смельчаков, чтобы отомстить за свою любовь и за свою родину».

Как вы думаете, ради чего Ермак покорял Сибирь? А Минин и Пожарский освобождали Москву? Ради чего Колумб открывал Америку, а Менделеев - периодическую систему элементов? А Гагарин ради чего летал в космос? А ради чего Циолковский и Королёв положили жизнь, вычерчивая свои космолёты?

Думаете, ради человечества, ради отчизны, ради науки, ради будущего? Ошибочка.

На кафедре феминистических наук давно доказано (нет), что мужики думают только о сексе. Круглосуточно. И только ради секса вообще что-то делают. Так и киношный Евпатий громит монголов не в отместку за сожжённую родину, а за пи… простите, за вареник. Оказывается, он устраивает всё эти массовые мероприятия «…за любовь, родная». Так и хочется добавить - «выпьем». Вот такие они, эти мужики. Думают ширинкой и живут ради вареника.

Тем, у кого атрофировано понимание иронии, поясню: предыдущий абзац полностью ироничен и написан для того, чтобы показать абсурд ситуации.

Там ещё звучит слово "родина", но она идёт уже после вареника.

На мой взгляд, это главная идеологическая диверсия фильма. Я ждал героического полотна о славной обороне Рязани, о пассионарном богатыре Евпатии. Который бьётся не на живот, а на смерть, потому что в нём кипит «ярость благородная». А получил нелепую фентезю со слюнявым главгероем, который томно мучается и страдает от недотраха. Впрочем, это норма привычное дело в век победившего феминизма, женовидных, лоховатых мужчин и по-шаляпински басовитых женщин.

Так что история дала создателям фильма звёздочки готовый героический сюжет, который надо было всего лишь не испоганить. Даже думалку не надо было напрягать - снимай, как было, да и всё. Только не облажайся. Но именно это авторы и сделали. Профукали все полимеры.


«Был голод на земле во дни Давида три года, год за годом. И вопросил Давид господа. И сказал господь: это ради Саула и кровожадного дома его, за то, что он умертвил гаваонитян. Тогда царь призвал гаваонитян и говорил с ними. Гаваонитяне были не из сынов израилевых, но из остатков аморреев; израильтяне же дали им клятву, но Саул хотел истребить их по ревности своей о потомках Израиля и Иуды.

И сказал Давид гаваонитянам: что мне сделать для вас, и чем примирить вас, чтобы вы благословили наследие господне? И сказали ему гаваонитяне: не нужно Вам ни серебра, ни золота от Саула, или от дома его, и не нужно нам, чтоб умертвили кого в Израиле. Он сказал: чего же вы хотите? Я сделаю для вас. И сказали они царю: того человека, который губил нас и хотел истребить нас, чтобы не было нас ни в одном из пределов израилевых, – из его потомков выдай нам семь человек, и мы повесим их (на солнце) пред господом в Гиве Саула, избранного господом. И сказал царь: я выдам.

Но пощадил царь Мемфивосфея, сына Ионафана, сына Саулова, ради клятвы именем господним, которая была между ними, между Давидом и Ионафаном, сыном Сауловым. И взял царь двух сыновей Рицпы, дочери Айя, которая родила Саулу Армона и Мемфивосфея, и пять сыновей Мелхолы, дочери Сауловой, которых она родила Адриэлу, сыну Верзеллня, из Мехолы, и отдал их в руки гаваонитян, и они повесили их (на солнце) на горе пред господом. И погибли все семь вместе; они умерщвлены в первые дни жатвы, в начале жатвы ячменя» (2 Царств, гл. 21, ст. 1-9).

Это место Библии всегда затрудняло богословов. Дело в том, что нигде в истории Саула не сказано, чтобы Саул причинил хотя бы самый малый ущерб гаваонитянам. Напротив, Самуил постоянно осыпал его упреками за великодушие и милосердие, которые он неоднократно проявлял к окружающим народам. Мы не забыли еще, что «пророк» объявил Саула низложенным именно за то, что он не уничтожил дотла несколько племен, живших в этой стране: амаликитян, аморреев, идумеян и др. Кроме того, Саул сам был родом из Гивы и, вполне естественно, щадил своих соотечественников; если бы он истребил гаваонитян, не державшихся еврейской веры, Библия, несомненно, отметила бы этот благочестивый подвиг в книгах, посвященных Саулу.

Эта расправа, учиненная столь неожиданно, производит такое впечатление, будто Давид искал какого-нибудь вымышленного повода для того, чтобы отделаться от последних потомков своего предшественника на троне. Но зато этот эпизод так мало правдоподобен, что даже сам автор запутался: Саул выдал за Адриэла из Мехолы свою старшую дочь – Мерову, а не Мелхолу (1 Царств, гл. 18, ст. 19); что касается Мелхолы, то, когда Давид изменил ей и женился на Авигее и Ахиноаме, Саул выдал ее за Фалтия, сына Лаиша (гл. 25, ст. 44). Впоследствии Давид забрал ее от Фалтия обратно (2 Царств, гл. 3, ст. 14-16). Возможно, что «священный» автор имел здесь в виду Мелхолу и сыновей, которых она могла родить не от Давида, а от другого мужа. Но трудно допустить, чтобы писатель, вдохновляемый богом, потерял память и смешал Фалтия с Адриэлом из Мехолы, мужем Меровы.

Что касается голода, который изнурял страну три года при Давиде, то нужно сразу же заявить, что в тех местах не было явления более обычного, чем неурожай. «Священные» книги говорят о голоде в Палестине очень часто. Мы еще неоднократно увидим периоды голода в этой печальной стране, где всегда было гораздо больше бесплодного булыжника, чем питательной растительности.

С еще большим изумлением мы узнаем, что сам бог сказал Давиду, будто бы этот голод он послал из-за того, что Саул так много времени тому назад имел дурные намерения по отношению к народу, не бывшему «народом божьим». Надо признать вместе со всеми критиками, что из многочисленных преступлений Давида это преступление просто отвратительно. В его оправдание нельзя привести ни малейшего порыва страсти, ни даже заблуждения. Это просто подлость – приказать повесить без видимых причин двух незаконных сыновей Саула, которые не претендовали и не могли претендовать ни на что. И раз он сам вернулся к брошенной им Мелхоле, то было отвратительной жестокостью выдать гаваонитянам на пытку ее детей.

К гнусности этого преступления присоединяется нелепость: Давид выдает семерых невинных людей маленькому народцу, которого ему совсем нечего было бояться, ему – грозному победителю всех врагов.

В этом поступке, говорят критики (лорд Болингброк, Гюэ, Фрере, Вольтер), есть не только варварство, которое возмутило бы даже дикаря, но и подлость, на которую не был бы способен самый гнусный человек. Но к своей подлости и жестокости Давид присоединяет еще клятвопреступление, ибо он клялся Саулу никогда не лишать жизни никого из его потомков (1 Царств, гл. 24, ст. 22-23). Оправдывая это клятвопреступление, богословы отмечают, что Давид не собственноручно повесил сыновей Рицпы и Мелхолы, а передал их гаваонитянам. Но это оправдание так же подло, как и само поведение Давида, и только еще более усиливает его жестокость и гнусное лицемерие богословов – ревнителей Библии. Куда ни повернись, во всей этой благочестивой истории «святого помазанника божьего» не найти ничего, кроме нагромождения преступлений, вероломства и гнусности.

Глава 22 содержит одну из песен Давида. В следующей главе еще песни. Здесь мы находим несколько благородных черт друзей царя: «Ванея, сын Иодая, мужа храброго, великий по делам, из Кавцеила; он поразил двух сыновей Ариила моавитского; он же сошел и убил льва во рве в снежное время; он же убил одного египтянина, человека видного; в руке египтянина было копье, а он пошел к нему с палкою и отнял копье из руки египтянина, и убил его собственным его копьем: вот что сделал Ванея, сын Иодаев, и он был в славе» (2 Царств, гл. 23, ст. 20-22).

Очень жаль, что автор забыл сказать, в каком месте произошло это поистине замечательное приключение со львом, убитым в снегу; снег так редко встречается в странах, где живут львы, что Ванея хорошо сделал, не захотев терять времени и немедленно прикончив зверя: он сильно рисковал, что снег быстро растает… под лучами критики.

Желая знать число своих подданных, Давид, по внушению божьему, задумал сделать перепись Израиля и Иуды. Это занятие, столь же долгое, сколь и скучное, было закончено в течение девяти месяцев и двадцати дней (гл. 24, ст. 1-8).

«И подал Иоав список народной переписи царю; и оказалось, что израильтян было восемьсот тысяч мужей сильных, способных к войне, а иудеян пятьсот тысяч» (ст. 9). Но едва лишь была закончена перепись, как Давид понял, что она представляла большой его грех. Библия не говорит, почему именно этот подсчет должен был навлечь на царя гнев бога, тем не менее она указывает, что старик был страшно раздражен.

«Было слово господа к Гаду пророку, прозорливцу Давида: пойди и скажи Давиду: так говорит господь: три наказания предлагаю я тебе; выбери себе одно из них, которое совершилось бы над тобою. И пришел Гад к Давиду, и возвестил ему, и сказал ему: избирай себе, быть ли голоду в стране твоей семь лет, или чтобы ты три месяца бегал от неприятелей твоих, и они преследовали тебя, или чтобы в продолжение трех дней была моровая язва в стране твоей? теперь рассуди и реши, что мне отвечать пославшему меня» (2 Царств, гл. 24, ст. 11-13).

Здесь напрашивается несколько важных замечаний. Во-первых, сам текст ясно говорит, что «гнев господень возгорелся на израильтян и возбудил он Давида сказать: пойди, исчисли Израиля и Иуду». Однако впоследствии бог раздражается еще больше и находит, что настало время нагнать какую-нибудь казнь на народ за исполнение того, что он сам же заставил Давида сделать. Вот, следовательно, бог еще раз представлен «священным писанием» как враг человеческого рода, занимающийся тем, что расставляет людям западни и ловушки.

Во-вторых, в «Пятикнижии» бог сам трижды приказывал произвести перепись.

В-третьих, нет ничего более полезного и разумного, хотя и трудного, чем произвести точный учет населения: это распоряжение Давида было не только предусмотрительным и благоразумным, но еще и священным, ибо оно было внушено свыше.

В-четвертых, все критики отмечают смешную неправдоподобность утверждения, что у Давида было 1 300 000 солдат в его маленькой стране: если считать солдатами даже одну пятую часть населения, то и это составило бы шесть с половиной миллионов жителей в Палестине. А помимо евреев там жили ханаанеяне и филистимляне.

В-пятых, Первая книга Паралипоменон, которая также составляет не менее каноническую часть Библии, чем все остальные книги, и которая очень часто противоречит другим произведениям «божественного вдохновения», насчитывает 1 570 000 солдат (гл. 21, ст. 5), что увеличивает численность еврейского населения до еще большего неправдоподобия.

В-шестых, критики думают, что посылать «пророка» Гада к «пророку» Давиду для того, чтобы предоставить ему на выбор несколько наказаний, есть ребяческое и нелепое занятие, совершенно недостойное божьего величия. Критики находят в этой божественной жестокости насмешку и какой-то привкус арабской сказки, которой не место в книге, где на каждой странице выступает такой почтенный ее «вдохновитель», как бог.

Перепись эта весьма разноречиво описывается в двух книгах Библии: во Второй книге Царств, гл. 24, и в 1-й Паралипоменон, гл. 21. В первой из них говорится: «гнев господень опять возгорелся на израильтян и возбудил он в них Давида сказать: пойди, исчисли израиля и иуду. И оказалось, что израильтян было восемьсот тысяч мужей сильных, способных к войне, а иудеян пятьсот тысяч» (ст. 1, 9). Во второй: «восстан сатана на израиля, и возбудил Давида сделать счисление израильтян… И было всех израильтян тысяча тысяч, и сто тысяч мужей, обнажающих меч, и иудеев – четыреста семьдесят тысяч, обнажающих меч» (ст. 1, 5). Бог, по первой, предлагает Давиду семь лет голода, во второй – три. (ст. 13 и ст. 12). Забыв об этом «грехе», 3-я Царств 15:5 уверяет, что «Давид делал угодное пред очами господа и не отступал от всего того, что он заповедал ему, во все дни жизни своей, кроме поступка с Уриею хеттянином».

Теперь посмотрим, каков был выбор царя.

«И сказал Давид Гаду: тяжело мне очень; но пусть впаду я в руки господа, ибо велико милосердие его; только бы в руки человеческие не впасть мне. (И избрал себе Давид моровую язву во время жатвы пшеницы.)

И послал господь язву на израильтян от утра до назначенного времени; (и началась язва в народе) и умерло из народа, от Дана до Вирсавии, семьдесят тысяч человек.

И простер ангел (божий) руку свою на Иерусалим, чтобы опустошить его; но господь пожалел о бедствии и сказал ангелу, поражавшему народ: довольно, теперь опусти руку твою. Ангел же господень был тогда у гумна Орны иевусеянина. И сказал Давид господу, когда увидел ангела, поражавшего народ, говоря: вот, я согрешил, я (пастырь) поступил беззаконно; а эти овцы, что сделали они? пусть же рука твоя обратится на меня и на дом отца моего. И пришел в тот день Гад к Давиду и сказал: иди, поставь жертвенник господу на гумне Орны иевусеянина» (2 Царств, гл. 24, ст. 14-18).

Давид повиновался. Орна предоставил все необходимое для жертвоприношения, «и соорудил там Давид жертвенник господу и принес всесожжения и мирные жертвы… И умилостивился господь над страною, и прекратилось поражение израильтян» (ст. 25).

Возвратимся к замечаниям комментаторов-скептиков. Чума, которая в течение трех дней истребляет 70 000 человек, представляется совершенно непостижимым божьим наказанием по отношению к любимому народу, с которым бог запросто сносится каждый день. Это наказание кажется еще менее оправданным, если вспомнить, что оно обрушилось на народ за проступок одного только Давида, а проступок этот заключался в разумном государственном мероприятии, к тому же еще и внушенном свыше.

Этой чумой кончается Вторая книга Царств.

Третья книга Царств начинается с описания последних дней Давида и прерывается на времени пленения евреев в Вавилоне. Талмудистское предание приписывает составление этого труда пророку Иеремии. Мнение это, принятое большинством раввинов и древнехристианских богословов, нашло себе защиту и в позднейшие времена. Другие богословы считают автором книги ученика Иеремии – Варуха. Но для евреев, равно как и для христиан, автором книги по-прежнему является, конечно, бог. Именно на этой точке зрения будем стоять и мы. Мы постараемся раскрыть подносимые и в этой книге божественные орешки и соберем плодотворные семена, которые выпадут из орехов под ударами здравого смысла.

«Когда царь Давид состарился, вошел в преклонные лета, то покрывали его одеждами, но не мог он согреться. И сказали ему слуги его: пусть поищут для господина нашего царя молодую девицу, чтоб она предстояла царю и ходила за ним и лежала с ним, – и будет тепло господину нашему царю. И искали красивой девицы во всех пределах израильских, и нашли Ависагу сунамитянку, и привели ее к царю. Девица была очень красива, и ходила она за царем, и прислуживала ему; но царь не познал ее» (3 Царств, гл. 1, ст. 1-4).

Эта девственная перина есть поистине находка, делающая честь воображению «голубя-утки». Бенедиктинец Кальмет, который слепо верил всем мистификациям Библии, отметил, что красивая молодая девушка весьма способна воодушевить семидесятилетнего человека (таков был тогда возраст Давида). В подтверждение священного повествования ученый монах говорит, что один еврейский врач посоветовал императору Фридриху Барбароссе спать с молодыми мальчиками и класть их себе на грудь. Но целую ночь на груди мальчика не удержишь. Поэтому, прибавляет Кальмет, для тех же целей были удачно применены небольшие собачки.

Библейского утверждения, что Давид только грелся возле прекрасной сунамитянки, даже сын его Соломон не разделял: мы увидим впоследствии, что он приказал убить своего старшего брата Адонию, провинившегося в том, что он просил руки Ависаги, на что Соломон посмотрел как на желание вступить в брак со вдовой или наложницей своего отца.

Адония был сыном Аггифы, на которой Давид женился до Вирсавии, матери Соломона. Со времени смерти Авессалома-длинноволосого Адония был старшим из царских детей и считал, что корона по праву должна принадлежать ему. Но придворные интриганы прочили на трон Соломона. Не ожидая смерти отца, оба принца, мало стесняясь, публично оспаривали трон друг у друга.

«Адония, сын Аггифы, возгордившись, говорил: я буду царем. И завел себе колесницы и всадников и пятьдесят человек скороходов. Отец же никогда не стеснял его вопросом: для чего ты это делаешь? Он же был очень красив и родился ему после Авессалома. И советовался он с Иоавом, сыном Саруиным, и с Авиафаром священником, и они помогали Адонии. Но священник Садок и Ванея, сын Иодаев, и пророк Нафан, и Семей, и Рисий, и сильные Давидовы не были на стороне Адонии.

И заколол Адония овец и волов и тельцов у камня Зохелет, что у источника Рогель, и пригласил всех братьев своих, сыновей царя, со всеми иудеянами, служившими у царя. Пророка же Нафана и Ванею, и тех сильных, и Соломона, брата своего, не пригласил. Тогда Нафан сказал Вирсавии, матери Соломона, говоря: слышала ли ты, что Адония, сын Аггифин, сделался царем, а господин наш Давид не знает о том? Теперь, вот я советую тебе: спасай жизнь твою и жизнь сына твоего Соломона. Иди и войди к царю Давиду и скажи ему: не клялся ли ты, господин мой царь, рабе твоей, говоря: „сын твой Соломон будет царем после меня и он сядет на престоле моем?“ Почему же воцарился Адония? И вот, когда ты еще будешь говорить там с царем, войду и я вслед за тобою и дополню слова твои» (3 Царств, гл. 1, ст. 5-14).

Если вспомнить, что Адония не провозглашал себя царем, а только притязал на будущее и имел сторонников, как и Соломон имел своих, то можно сказать, что пророк Нафан был гнусный лжец и интриган: он организует совместно с Вирсавией, бесстыдной вдовой убитого Урии, какое-то хитросплетение, имеющее целью похитить корону у прямого наследника, и употребляет клевету – он, святой человек! – для того, чтобы достигнуть своей цели.

Порядок престолонаследия, быть может, еще не был твердо установлен у евреев. Но вполне естественно, что Адония, как старший, должен был наследовать своему отцу, тем более что он родился не от наложницы и не от чужой жены, как Соломон. Его право было признано двумя первыми лицами в государстве – главным военачальником и верховным жрецом. Следовательно, если старый царь действительно и намечал в цари Соломона, то, вероятно, из желания сделать приятное своей жене.

Давид поверил клеветническим доносам Вирсавии и Нафана.

«И сказал царь Давид: позовите ко мне священника Садока и пророка Нафана и Ванею, сына Иодаева. И вошли они к царю. И сказал им царь: возьмите с собою слуг господина вашего и посадите Соломона, сына моего, на мула моего, и сведите его к Гиону, и да помажет его там Садок священник и Нафан пророк в царя над Израилем, и затрубите трубою и возгласите: да живет царь Соломон» (3 Царств, гл. 1, ст. 32-34). Наконец, пришел час смерти Давида. Вот что говорит этот царь перед смертью сыну Вирсавии, которого он приказал торжественно помазать еще при своей жизни: «Ты знаешь, что сделал мне Иоав, сын Саруин… как… пролил кровь бранную во время мира, обагрив кровью бранною пояс на чреслах своих и обувь на ногах своих: поступи по мудрости твоей, чтобы не отпустить седины его мирно в преисподнюю» (3 Царств, гл. 2, ст. 5-6).

«Вот еще у тебя Семей, сын Геры, вениамитянина из Бахурима; он злословил меня тяжким злословием, когда я шел в Маханаим; но он вышел навстречу мне у Иордана, и я поклялся ему господом, говоря: „я не умерщвлю тебя мечом“. Ты же не оставь его безнаказанным; ибо ты человек мудрый и знаешь, что тебе сделать с ним, чтобы низвести седину его в крови в преисподнюю.

И почил Давид с отцами своими и погребен был в городе Давидовом. Времени царствования Давида над Израилем было сорок лет: в Хевроне царствовал он семь лет и тридцать три года царствовал в Иерусалиме» (3 Царств, гл. 2, ст. 8-11).

Давид умер, как жил. Он проявил возмутительную неблагодарность, этот избранник божий, приказав умертвить своего военачальника Иоава, самого преданного из его слуг, которому был обязан короной. На смертном одре он совершает клятвопреступление с отвратительным цинизмом, смешанным с лицемерием, по отношению к Семею, которого он якобы простил для того, чтобы составить себе славу царя великодушного, и на жизнь которого он обещал никогда не посягать.

Коротко говоря, он остался вероломным разбойником до самой могилы.

Но, конечно, церковь, между прочим, опять устами того же бенедиктинца Кальмета, оправдывает Давида. Он делает это в выражениях, которые стоит воспроизвести: «Давид воспользовался громадными услугами Иоава, и безнаказанность, которую он дарил ему в течение столь долгого времени, была наградой за его непоколебимую верность; но это соображение не освобождало Давида от необходимости наказать преступление и совершить правосудие по отношению к Иоаву».

Известно, что Иоав совершил большое преступление – именно тогда, когда он выполнил приказание Давида относительно Урии и оставил его на самом рискованном месте сражения. Церковь, однако, оправдывает Давида, но не оправдывает Иоава.

«С другой стороны, – добавляет бенедиктинец, – побуждения благодарности не существовали для Соломона, – и этот царь имел свои личные и частные мотивы для того, чтобы умертвить Иоава, ибо этот последний принадлежал к сторонникам Адонии».

Кончается дело тем, что Давид – святой, а Соломон – мудрый. На все святая воля господа! Восхитительно, что христианская церковь непременно захотела произвести Иисуса Христа от Давида и Соломона[x]. Мы уже встретили несколько странных персонажей в родословной «мессии». Но эти два царя, не являются ли они гораздо более омерзительными, чем все предыдущие?

Если бы, по крайней мере, церковь нашла какие-нибудь смягчающие обстоятельства! Ничего подобного. Она проводит губкой по всем преступлениям Давида и делает из него завидного и почтенного предка. Он – образец царей и, как таковой, пользуется единодушным преклонением богословов. Он объявлен святым среди святых. Поются его бессмысленные «псалмы» во время церковных служб. Больше того, церковь – она провозгласила это на своих многочисленных соборах – видит в Давиде человеческое воплощение Иисуса, то есть бога-сына, второго члена «пресвятой троицы».

«Как по своей жизни, так и особенно по духу своему Давид более, чем кто-либо в Ветхом завете, был истинным прообразом Христа», – отмечает известный богослов А. Лопухин в своем «руководстве к библейской истории» (СПб, 1888)

1 Требование Гаваонитян о мщении за зло, причиненное им Саулом; 7 Давид доставил им семь сыновей Саула, которых они повесили; 10 Рицпа, мать двух из них, своей верностью вызывает у Давида сожаление; 12 Давид с почетом похоронил этих семерых, а также кости Саула и Ионафана; 15 главные у Давида в его войнах с Филистимлянами.

1 Был голод на земле во дни Давида три года, год за годом. И вопросил Давид Господа. И сказал Господь: это ради Саула и кровожадного дома его, за то, что он умертвил Гаваонитян.

2 Тогда царь призвал Гаваонитян и говорил с ними. Гаваонитяне были не из сынов Израилевых, но из остатков Аморреев; Израильтяне же дали им клятву, но Саул хотел истребить их по ревности своей о потомках Израиля и Иуды.

3 И сказал Давид Гаваонитянам: что мне сделать для вас, и чем примирить вас, чтобы вы благословили наследие Господне?

4 И сказали ему Гаваонитяне: не нужно нам ни серебра, ни золота от Саула или от дома его, и не нужно нам, чтоб умертвили кого в Израиле. Он сказал: чего же вы хотите? я сделаю для вас.

5 И сказали они царю: того человека, который губил нас и хотел истребить нас, чтобы не было нас ни в одном из пределов Израилевых, –

6 из его потомков выдай нам семь человек, и мы повесим их пред Господом в Гиве Саула, избранного Господом. И сказал царь: я выдам.

7 Но пощадил царь Мемфивосфея, сына Ионафана, сына Саулова, ради клятвы именем Господним, которая была между ними, между Давидом и Ионафаном, сыном Сауловым.

8 И взял царь двух сыновей Рицпы, дочери Айя, которая родила Саулу Армона и Мемфивосфея, и пять сыновей Мелхолы, дочери Сауловой, которых она родила Адриэлу, сыну Верзеллия из Мехолы,

9 и отдал их в руки Гаваонитян, и они повесили их на горе пред Господом. И погибли все семь вместе; они умерщвлены в первые дни жатвы, в начале жатвы ячменя.

10 Тогда Рицпа, дочь Айя, взяла вретище и разостлала его себе на той горе и сидела от начала жатвы до того времени, пока не полились на них воды Божии с неба, и не допускала касаться их птицам небесным днем и зверям полевым ночью.

11 И донесли Давиду, что сделала Рицпа, дочь Айя, наложница Саула.

12 И пошёл Давид и взял кости Саула и кости Ионафана, сына его, у жителей Иависа Галаадского, которые тайно взяли их с площади Беф-Сана, где они были повешены Филистимлянами, когда убили Филистимляне Саула на Гелвуе.

13 И перенёс он оттуда кости Саула и кости Ионафана, сына его; и собрали кости повешенных.

14 И похоронили кости Саула и Ионафана, сына его, в земле Вениаминовой, в Цела, во гробе Киса, отца его. И сделали всё, что повелел царь, и умилостивился Бог над страною после того.

15 И открылась снова война между Филистимлянами и Израильтянами. И вышел Давид и слуги его с ним, и воевали с Филистимлянами; и Давид утомился.

16 Тогда Иесвий, один из потомков Рефаимов, у которого копье было весом в триста сиклей меди и который опоясан был новым мечом, хотел поразить Давида.

17 Но ему помог Авесса, сын Саруин, и поразил Филистимлянина и умертвил его. Тогда люди Давидовы поклялись, говоря: не выйдешь ты больше с нами на войну, чтобы не угас светильник Израиля.

18 Потом была снова война с Филистимлянами в Гобе; тогда Совохай Хушатянин убил Сафута, одного из потомков Рефаимов.

19 Было и другое сражение в Гобе; тогда убил Елханан, сын Ягаре-Оргима Вифлеемского, Голиафа Гефянина, у которого древко копья было как навой у ткачей.

20 Было ещё сражение в Гефе; и был там один человек рослый, имевший по шести пальцев на руках и на ногах, всего двадцать четыре, также из потомков Рефаимов,

21 и он поносил Израильтян; но его убил Ионафан, сын Сафая, брата Давидова.

22 Эти четыре были из рода Рефаимов в Гефе, и они пали от руки Давида и слуг его.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter



Вторая книга Царств, 21 глава

Установление царской власти в еврейском народе.

. Когда же состарился Самуил, то поставил сыновей своих судьями над Израилем.

«Сыновей своих» : обет назорейства (см. примеч. к ) не соединялся с обязательным безбрачием давшего этот обет.

. Но сыновья его не ходили путями его, а уклонились в корысть и брали подарки, и судили превратно.

Вирсавия – город вблизи южных границ Ханаана. Удаленность Вирсавии от главного местопребывания Самуила Рамы (см. примеч. к ) в значительной степени объясняет ту свободу поступков, которую позволяли себе сыновья Самуила (ст.3).

. и сказали ему: вот, ты состарился, а сыновья твои не ходят путями твоими; итак поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов.

Народ верил, что крепкая рука державного царя послужит достаточной гарантией против различного рода злоупотреблений со стороны второстепенных властей.

. И не понравилось слово сие Самуилу, когда они сказали: дай нам царя, чтобы он судил нас. И молился Самуил Господу.

«И не понравилось слово сие Самуилу» . Установившаяся к этому времени форма еврейского народоправления носила характер теократии, т.е. Богоправления, в узком смысле этого слова. Будучи равно Богом и небесным царем всех вообще народов (теократия в широком смысле слова), Господь был в отношении своего избранного народа в то же время и Царем земным. От Него исходили законы, постановления, распоряжения не только чисто религиозного, но и семейного, общественного, государственного характера. Как Царь, Он был в то же время и Главным Вождем военных сил своего народа. Скиния, будучи местом особого присутствия Господа Бога, была вместе с тем и резиденцией Государя еврейского народа: здесь открывалась народу воля его небесного и земного Царя во всех важнейших случаях его религиозной, семейной, общественной и государственной жизни. Пророки, первосвященники, вожди, судьи были лишь послушными исполнителями и проводниками воли Небесного Владыки народа.

Отсюда становится понятным, почему ревностному стражу Иеговы Самуилу не понравилось желание народа: в этом желании он усмотрел измену евреев своему исконному Царю (). К тому же, прося себе царя, евреи выразились: «как у прочих (т.е. языческих) народов" .

Из дальнейшего, однако, мы видим, что Господь позволил Самуилу удовлетворить народное желание, находя, что исполнение этого желания может и не противоречить установившейся среди евреев форме Богоправления, так как земной царь теократического государства евреев есть и должен быть не более как только ревностным исполнителем и проводником во вверенном ему народе законов Царя Небесного ().

. И пересказал Самуил все слова Господа народу, просящему у него царя,

. и сказал: вот какие будут права царя, который будет царствовать над вами: сыновей ваших он возьмет и приставит их к колесницам своим и сделает всадниками своими, и будут они бегать пред колесницами его;

. и поставит их у себя тысяченачальниками и пятидесятниками, и чтобы они возделывали поля его, и жали хлеб его, и делали ему воинское оружие и колесничный прибор его;

. и дочерей ваших возьмет, чтоб они составляли масти, варили кушанье и пекли хлебы;

. и поля ваши и виноградные и масличные сады ваши лучшие возьмет, и отдаст слугам своим;

. и от посевов ваших и из виноградных садов ваших возьмет десятую часть и отдаст евнухам своим и слугам своим;

. и рабов ваших и рабынь ваших, и юношей ваших лучших, и ослов ваших возьмет и употребит на свои дела;

. от мелкого скота вашего возьмет десятую часть, и сами вы будете ему рабами;

. и восстенаете тогда от царя вашего, которого вы избрали себе; и не будет Господь отвечать вам тогда.

Самуил начертал не статут власти еврейского царя, а картину обычного на востоке того времени поведения царя. Жесткие тоны этой картины должны были внушать евреям большую осторожность в задуманном ими предприятии.

. и мы будем как прочие народы: будет судить нас царь наш, и ходить пред нами, и вести войны наши.

Наряду с прочими соображениями в высказанном желании народа имело себе место и побуждение, так сказать, национального самолюбия: «и мы будем как прочие народы» .

. И сказал Господь Самуилу: послушай голоса их и поставь им царя. И сказал Самуил Израильтянам: пойдите каждый в свой город.

Первые два царя – Саул и Давид – были наглядным и осязательным для народа изображением того, каким не должен быть царь евреев (Саул), а каким должен быть царь евреев (Давид).

Русский воевода (рязанский боярин) Евпатий Львович Коловрат спешил с двухтысячным отрядом (по другим данным в его отряде было до 1700 воинов) на помощь Рязани, осажденной татарским ханом Батыем. Не успел. Оглядев пепелище, он принял решение вступить в бой со 150 тысячным татарским войском. Настигнув татаро-монголов, Евпатий атаковал его и смял задние полки. Монголы в изумлении подумали, что это воскресли мертвые воины земли рязанской.
Когда Батыю донесли о нападении, он послал десять тысяч воинов (тумен) закрыть вопрос. Русские устояли. Батый послал второй тумен. Русские опять устояли. Пораженный доблестью русских, хан предложил им деньги и должности. Они ответили: «Нет». — «Чего же вы хотите?» — спросил Батый. «Мы хотим умереть», — ответила дружина Коловрата.
После такого ответа Батый вынужден был остановить войско (неслыханный момент в истории ведения войны), перестроить его из походного порядка в боевой и двинуть всю свою мощь на горстку русских. Дальше произошло чудо, разум отказывается верить. Армия более чем в 150 тысяч воинов не могла одолеть горстку людей. На третьи сутки непрерывного боя Батый, несущий огромные потери, приказал окружить храбрецов стенобитными машинами. В русских витязей полетели огромные камни…
В бою с Коловратом пал великий монгольский воин - прославленный в преданиях своего народа, любимец Батыя - Хостоврул. После сражения Батый приказал показать ему тело Коловрата, посмотрев на витязя, он сказал: «Был бы у меня такой человек, я бы его у самого сердца держал!»
В знак уважения к мужеству героев Батый отпустил оставшихся в живых русских воинов и отдал им тело Коловрата. 11 января в Рязанском соборе состоялось торжественное погребение раба Божьего Евпатия.

Вот что говорится о Коловрате в летописи:
И некий из вельмож рязанских по имени Евпатий Коловрат был в то время в Чернигове с князем Ингварем Ингваревичем, и услышал о нашествии зловерного царя Батыя, и выступил из Чернигова с малою дружиною, и помчался быстро. И приехал в землю Рязанскую, и увидел ее опустевшую, города разорены, церкви пожжены, люди убиты. И помчался в город Рязань, и увидел город разоренный, государей убитых и множество народа полегшего: одни убиты и посечены, другие пожжены, а иные в реке потоплены. И воскричал Евпатий в горести души своей, распаляяся в сердце своем. И собрал небольшую дружину - тысячу семьсот человек, которых Бог сохранил вне города. И погнались вослед безбожного царя, и едва нагнали его в земле Суздальской, и внезапно напали на станы Батыевы. И начали сечь без милости, и смешалися все полки татарские. И стали татары точно пьяные или безумные. И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сек ими. Почудилось татарам, что мертвые восстали. Евпатий же, насквозь проезжая сильные полки татарские, бил их нещадно. И ездил средь полков татарских так храбро и мужественно, что и сам царь устрашился. И едва поймали татары из полка Евпатьева пять человек воинских, изнемогших от великих ран. И привели их к царю Батыю. Царь Батый стал их спрашивать; "Какой вы веры, и какой земли, и зачем мне много зла творите?" Они же ответили: "Веры мы христианской, рабы великого князя Юрия Ингваревича Рязанского, а от полка мы Евпатия Коловрата. Посланы мы от князя Ингваря Ингваревича Рязанского тебя, сильного царя, почествовать, и с честью проводить, и честь тебе воздать. Да не дивись, царь, что не успеваем наливать чаш на великую силу - рать татарскую". Царь же подивился ответу их мудрому. И послал шурича своего Хостоврула на Евпатия, а с ним сильные полки татарские. Хостоврул же похвалился перед царем, обещал привести к царю Евпатия живого. И обступили Евпатия сильные полки татарские, стремясь его взять живым. И съехался Хостоврул с Евпатием. Евпатий же был исполин силою и рассек Хостоврула на-полы до седла. И стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил, одних пополам рассекал, а других до седла разрубал. И возбоялись татары, видя, какой Евпатий крепкий исполин. И навели на него множество пороков, и стали бить по нему из бесчисленных пороков, и едва убили его. И принесли тело его к царю Батыю. Царь же Батый послал за мурзами, и князьями, и санчакбеями, и стали все дивиться храбрости, и крепости, и мужеству воинства рязанского. И сказали они царю: "Мы со многими царями, во многих землях, на многих битвах бывали, а таких удальцов и резвецов не видали, и отцы наши не рассказывали нам: Это люди крылатые, не знают они смерти и так крепко и мужественно, на конях разъезжая, бьются - один с тысячею, а два - с десятью тысячами. Ни один из них не съедет живым с побоища". И сказал царь Батый, глядя на тело Евпатьево: "о Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своей дружиною и многих богатырей сильной орды моей побил и много полков разбил. Был бы такой вот служил у меня, - держал бы его у самого сердца своего". И отдал тело Евпатия оставшимся людям из его дружины, которых похватали на побоище. И велел царь Батый отпустить их и ничем не вредить им.
(Памятники литературы Древней Руси. ХIII век / Пер. Д.С. Лихачева. М.. 1981.)