Прожили долго и умерли день. «Они жили долго и счастливо и умерли в один день

Они жили долго и счастливо и умерли в один день. Ни об этом ли мы мечтаем, решив связать себя узами брака? Однако реальная жизнь мало похожа на сказку, и кто-то из супругов рано или поздно остается один. Вопрос - на сколько. Основываясь на множестве примеров, ученые давно пришли к выводу, что смерть близкого, для многих из нас - билет на тот свет.

Смерть от любви - прерогатива не только инфантильных подростков с тягой к максимализму. Несколько десятков лет в браке связывают людей крепче, чем любая юношеская страсть. Подтверждают это и исследования ученых и примеры из жизни. Несколько лет назад в медицинском журнале The Lancet вышла статья специалистов Утрехтского Университета (Голландия), в которой утверждалось, что для мужчин риск умереть после потери жены повышается на 21 процент, а для женщин, похоронивших мужа, - на 17 процентов.

В ноябре прошлого года на 73-м году жизни скончался экс-премьер РФ, бывший посол России на Украине, специальный представитель президента РФ по вопросам экономического сотрудничества с государствами - участниками СНГ Виктор Черномырдин. Люди из окружения политика говорили, что Виктор Степанович очень тяжело переживал смерть жены Валентины, которая ушла из жизни несколькими месяцами ранее - в марте. Супруги прожили вместе 49 лет.

В этом разделе:
Новости партнеров

"Достаточно убедительные данные позволяют заключить, что смертность среди людей, потерявших супруга, в значительно степени связана с так называемым "разбитым сердцем" - комплексом психологических страданий, связанным с потерей близкого человека. Самая высокая смертность среди овдовевших людей наблюдается в первые месяцы после трагического события, с течением времени этот показатель снижается. Те, кто лишился супруга недавно, рискуют умереть больше, чем те, с кем это случилось давно, хотя повышенный показатель смертности, возможно, сохраняется", - пишут авторы исследования.

Испанский поэт Хуан Рамон Хименес, получив в 1956 году Нобелевскую премию по литературе "за лирическую поэзию, образец высокого духа и художественной чистоты в испанской поэзии" написал, что награда по праву принадлежит его жене Зенобии. "Если бы не ее помощь, не ее вдохновляющее участие, я не смог бы трудиться на протяжении сорока лет. Теперь без нее я одинок и беспомощен".

Зенобия Кампруби умерла все в том же 1956 году от рака, Хименес так и не смог оправиться от ее смерти, и через два года спустя скончался в той же самой клинике.

Читайте также: Они сделали своих мужей президентами

Оставшись без второй половинки, люди попадают в состояние депрессии, отчаяния, теряют аппетит. Все это негативно сказывается на их здоровье. Мужчины зачастую начинают заливать горе алкоголем, что еще больше усугубляет их состояние.

Буквальный смысл приобретает и выражение "разбитое сердце". Ученые из Австралии выяснили, что потеря любимого увеличивает шанс инфаркта в шесть раз. Для того, чтобы риск уменьшился до прежнего уровня, должно пройти около двух лет.

"Нам удалось выяснить, что с потерей близкого человека связано повышение кровяного давления, учащение сердцебиения и изменения в иммунной системе организма и свертывания крови. Все эти показатели увеличивают риск развития инфаркта", - рассказал руководитель исследования Томас Бакли.

Всего в исследовании приняло участие 160 человек. Половина из них оплакивали потерю партнера или ребенка, и риск инсульта у них возрастал в шесть раз. У людей в возрасте 30 лет риск сохранялся в течение двух последующих месяцев, затем постепенно снижался, пока не сравнивался с риском других людей через два года" - поведал Бакли. Механизм влияния горя на сердечно-сосудистую систему неизвестен, замечено лишь, что женщины подвержены этому гораздо чаще.

Сильная половина человечества, как оказалось, часто избавляется от горя "радикальным методом": выяснилось, что мужчины старше 60 лет после потери жены в три раза чаще совершают самоубийство. Среди женщин из той же возрастной группы подобной тенденции не наблюдается.

Как пример можно привести историю, которая произошла в январе месяце в Азербайджане. 73-летний житель села Абилйатаг Шафагат Ибрагимов повесился в подсобном строении во дворе собственного дома.

За три месяца до самоубийства Шафагат Ибрагимов потерял жену- 52-летняя женщина скончалась после продолжительной болезни. После смерти супруги, мужчина часто жаловался, что не может жить без нее.

Если вы думаете, что дело тут не в любви, а банальной привычке, то глубоко ошибаетесь. Как сообщает Missus. ru. вопреки распространенному мнению о том, что после нескольких десятилетий совместной жизни любовь уходит из отношений, оставляя место привычке, супруги, заявляющие о том, что по-прежнему любят друг друга - не сумасшедшие идеалисты. Исследовав серое вещество семьянинов с солидным стажем, ученые установили, что любовь не всегда проходит с годами.

Опыт был довольно несложным: ученые замеряли мозговую активность семейных пар со средним "стажем" 21 год, пока один из супругов смотрел на фотографию своего партнера.

Полученные данные были сравнены с результатами людей, влюбившихся совсем недавно, и - что и требовалось доказать - оказалось, что мозг испытуемых в обоих случаях работал с одинаковой интенсивностью.

Интересно, что присутствие любимого человека пробуждает к активности те же зоны мозга, которые отвечают за любовь к матери и отцу. Это не значит, что партнеры видят друг в друге родителей - просто

14 февраля католический мир празднует весело и озорно день Святого Валентина - День любви и верности. На Руси, в православном мире, Днем любви считают 8 июля (по новому стилю) - день памяти святых Петра и Февроньи. В Москве в Центральном архиве хранится бесценная книга XVI века «Великих Миней четий», или «Сборник житий». Есть там такие строки: «Месяца июня в 25 день. Повесть о жизни святых чудотворцев муромских, благоверного и преподобного князя Петра, нареченного в иночестве Давидом, и супруги его достохвальной Февроньи, нареченной в иночестве Ефросиньей. С предисловием и похвалой».

Вот история этой необыкновенной любви.

В княжеской опочивальне было полутемно. Окна в палатах прикрыты от яркого весеннего солнца. В красном углу тихо горели лампады у киота с иконами Богоматери и Христа. Да незаметный инок в черном чуть слышно читал псалмы.

Устал я, Аника, - негромко заговорил княжич. - А скажи, за что мне наказанье такое? Все эти струпья, язвы по всему телу - от яда змеиного? Сколько уж лет неизлечимый. В той битве я ведь не только брата от змея спасал, а и Муром наш. А, может, всю Русь православную от злого гада спас.

Аника сел на лавку:

Я, княже, кажется, нашел тебе еще лекарей. Есть в Рязанской земле такое сельцо Ласкаво. Старики говорят, может, там тебя от хвори избавят.

Петр приподнялся с подушек. Глянул с надеждой:

Так чего ж ты медлишь? Собирай возки! Едем!

На второй день пути, разбрызгивая копытами весенние лужи, княжеские кони остановились, наконец, в бедном сельце, у крайней, старой избенки. Ворота были открыты. Аника быстро вошел в горницу. И замер от удивления. По комнате прыгал серый, уже в весенней шкурке, зайчишка. А за ткацким станком сидела девица с русой косой до пояса.

Скажи-ка, девица, - поклонился Аника, - где твои мать с отцом?

Не поднимая головы от работы, она смиренно ответила:

Родители пошли к соседям взаймы плакать. А брат меж ног своих в глаза смерти глядит.

Аника поглядел на прыгающего зайца, помялся. Про себя пожалел красивую, но бедную дурочку. А она вдруг подняла на него ясный взор и сказала:

Экий ты неразумный. Не постучался. Застал меня в простоте и неприбранной. А родители у соседей покойника оплакивают. Когда же за ними смерть придет - соседи поплачут. Это и есть плач взаймы. А брат мой - древолаз, в лесу бортничает. На высоком дереве мед берет. Сквозь ноги в глаза смерти смотрит. А меня зовут Февронья.

А я слуга муромского княжича Петра. Его змей ядом обрызгал. От лютых язв он совсем извелся. Если вылечишь - много даров обещает.

Девушка поднялась, опустив глаза:

Даров мне не надо. Только вижу одно: будет здоров, если стану его женой. А нет, не смогу излечить. Бог силы не даст, - и погладила зайца, что прыгал рядом на задних ногах.

Тут Аника совсем опешил. Вспомнил примету: заяц в избе - к свадьбе. Побежал к своему юному княжичу. Беря его из возка на руки, изболевшегося и легкого, все же не мог скрыть странных подробностей. Петр раздраженно рассмеялся. Мыслимо ли княжичу брать в жены дочь какого-то древолазца? Пусть даже целительницу. Но в избе, взглянув на смиренную Февронью-красавицу, все же стыдливо промолчал. А она, глядя лишь на Анику, сказала:

Прежде всего повели истопить баню. И выпари там хорошенько своего господина. А потом натри его вот этим. Но один струп на плече оставь. - И, зачерпнув из бочонка кислого квасу, протянула ковшик Анике.

В баньке после жаркого мытья Аника натер княжича кисляжью с головы до ног. И - о чудо! - пока распаренный Петр отдыхал на лавке, язвы на теле подсохли и отвалились. А кожа стала белой и чистой.

Стоит ли говорить, с какой радостью княжич пустился в обратный путь, какую силу почувствовал во всем теле, как легко бежал вверх по ступеням в свои хоромы! Кинулся к старшему брату Павлу с радостной вестью. Но вдруг, не добежав и до середины палаты, повалился на пол от страшной боли. Гнойные язвы на глазах у всех стали вновь покрывать его лицо, руки, тело.

Ночью, при свете лампад и свечи, он поведал брату подробности встречи. «Грех на тебе. Она исцелила тебя, а ты возгордился, уехал обманом, - шептал в сердцах ему Павел. - Вспомни слова апостола: «Всякий возвышающий себя унижен будет. А унижающийся возвысится». Умоляю, поезжай к этой Февронье. Покайся перед ней и Богом. Посватайся. Может, простит. И, может быть, исцелишься. Покаянье тебе нужно, а не ей и не Богу».

Петр слушал молча, склонив русоволосую голову. Подойдя к иконам, перекрестился. И велел Анике посылать в Ласкаво к Февронье сватов, чтобы обручиться с нею в Солотчинском монастыре летом на Петров день. Смиренная девушка не обиделась, только сказала: «Кланяйся господину, но пусть не коляски готовит, а сани». Аника опять мысленно посмеялся над странной девицей. Однако 29 июня с утра начался такой снегопад, такие хлопья повалили с неба, что замело дороги. И заготовленные Петром сани как раз пригодились.

Стоя в церкви пред алтарем рядом с невестой, княжич уже не стыдился избранницы. В Муроме князь Павел радостно, под колокольный звон, с иконой Богоматери встречал молодых у княжьих палат. Челядь, ликуя, выстроилась рядами. «Совет вам да любовь!» - кричали на пиру.

Однако не всем по душе пришлась юная княжна. То и дело стали слышаться наветы дородных боярских жен, ярких местных франтих - первых красавиц Мурома. «Разве это княжна? Просто девка-молчунья. Никакой лепоты нет. И худа. И бледна. И не то что жемчуга, колечка медного не наденет». Но Петр словно не слышал. Как говорится, ни к чему клад, когда у мужа с женой лад. А лад в новой семье исподволь, мягко строила сама Февронья.

Горе грянуло неожиданно. Умер старший брат Павел. И Петр официально стал князем Муромским. А Февронья - княгиней. Летопись особо отмечает честное и справедливое Петрово правление. Не по родовитости и богатству, а «по божьим делам» отмечал он и привечал и бояр, и челядь. Исправно вел и внешние дела и торговые. И часто не без советов мудрой лады своей, любимой жены. Поползли злые сплетни. От хором - к палатам, от домов - к избам. Мол, не любит княгиня родовитых. Боярство не любит, потому что сама чернавка. Потому и князь стал бояр угнетать. То унижением, то поборами. Однажды на хмельном мужском пиру, на княжеской трапезе стали хитроумно хулить княгиню. Особенно толстый боярин Данила.

И ради чего ты, Петр, молодой князь, так престол свой унизил? Или тебе не нашлось высокородной невесты? Мы-то рады тебе служить, да вот жены-то наши, боярыни, никак не могут селянке кланяться.

И тщедушный Тимофей Тарасьев тоже вынырнул из-за боярских парчовых спин:

И то правда, князь. Когда княгиня твоя бывает за трапезой с нашими женами, сраму не оберешься. Крошки со стола в ладонь собирает. Точно голодная.

Бояре за столом громко и дружно захохотали. Лицо князя вспыхнуло.

Ей-ей, могу побожиться, - мелко перекрестился Тарасьев. - Кого хочешь спроси.

А ну-ка, Аника, пошли за княгиней. Скажи, князь зовет к трапезе.

Затаив дыхание, следили бояре, как Февронья по велению князя, сев с ним рядом, поела. Как по деревенскому обычаю, не таясь, собрала в ладонь хлебные крошки. И тут Петр, досадуя, резко схватил ее за руку. Разжал пальцы. Она понимающе кротко взглянула ему в глаза. На ладони ее, как увидели все сидящие, лежали вовсе не крошки, а благоухающие комочки церковного ладана...

Ну и хохотал же Петр над боярами, которые один за другим повалили вон из палат. А жену свою больше уж никогда не испытывал. Однако еще больше озлобившиеся бояре не унимались. И на боярской думе грозно постановили: «Если ты, князь, хочешь быть самодержцем, бери иную княгиню. А этой ни мы, ни жены наши не подчинимся. Пусть берет из казны сколь захочет и уходит из града Мурома».

И дрогнул князь. И растерялся. Склонил голову:

Ступайте, нелюбезные. Сами спросите княгиню. Как она скажет, так и будет.

Ах как обрадовались бояре! Вскоре направили ходоков в княжеские хоромы. И предстали перед княгиней. «Весь город, госпожа Февронья, требует, чтоб ты отдала нам того, кого мы просим. Сама же бери сколь нужно богатства и уходи!»

Спокойно стояла она перед ними, наглыми, сытыми, пьяными.

Пусть так. Но и вы обещайте мне дать, чего попрошу.

Что ни скажешь, бери без прекословья, - обрадовались бояре.

Через открытую дверь все это слушал и находящийся неподалеку князь.

Что ж, - переглянувшись, не растерялись надменные гости. - Бери. Мы на вече другого, лучше этого выберем. Благо есть из кого.

И тут князь не выдержал. Встал. Вошел. С гневом оглядел красные, потные от возбуждения лица бояр. Встретился с любящими глазами жены. Подойдя, нежно обнял ее за плечи. Поскорее увел от злого судилища.

Между тем на речном берегу боярские слуги спешно готовили для отплытия два струга, намереваясь выпроводить, наконец, за пределы муромских земель нелюбую им рязанскую всезнайку, чернавку Февронью. А заодно навсегда изгнать и князя Петра, строгого и давно неудобного им.

Ночной свежий ветер хлопает парусами над головой Февроньи. Озябшая, стоя у борта, она слушает, как скрипят на стругах уключины и сосновые мачты, как тихо плещет вода Оки, переговариваются гребцы. Куда плывут они? Какие земли примут изгнанников? Какая жизнь (или смерть?) ждет их в неведомой дали?

На ночлег пристали к какому-то берегу. Пока Аника со слугами ставили шатры и разгружали суда, князь сел поодаль на камень. И горько задумался. Было о чем. В пору в воду кидаться. Жена подошла легкой походкой. Нежно обвила шею мужа руками. «Не скорби, княже. Уныние тоже грех. Бог милостив. Не пропадем... Или не веришь?» Она подняла его с холодного камня. Подвела к костерку, в котором, потрескивая, уже плясал огонь меж двух вбитых в землю кольев для подвешивания котла с водой. «А поверишь ли в милость Божью, если наутро эти колышки станут опять деревьями?» Князь ободрился, засмеялся негромко: «Ах ты лада моя, все выдумываешь?» Наутро они проснулись от удивленных криков. Повар, Аника и слуги толпились у пепелища от вчерашнего костра. По сторонам его вытянулись два стройных, шумящих зеленой листвой деревца. «Вот видишь, - ласково коснулась мужнина плеча Февронья. - Я ж говорила, Бог милостив. И дает всем - по вере его».

Между тем бояре в Муроме не поделили власти. Стали подсиживать, клеветать, коварно, безжалостно убивать друг друга. К тому же на город, еще недавно красивый, резной, без жалости напал огонь. Огромные огненные всполохи, словно в руках архангелов, перелетали по крышам боярских домов и торжищ. Для всех и всюду словно звучал вопрос: «Куда дели вы законного князя Петра с княгинею? Не вернете их на престол - все и вся огню и мечу будут преданы. И дома, и семьи, и скоты ваши...»

И объял город ужас. Объяло оцепенение. Не прошло и трех дней, как на далеком берегу Оки пред шатром князя появились трясущиеся и униженные, в опаленной одежде люди. Средь них и Тимофей Тарасьев, и брюхатый боярин Данила. Упали ниц, в траву жалкими, закопченными лицами. Плакали: «Прости ты нас, милосердный... Вернись. Избавь от греха». Князь поднял с земли Тарасьева. «Ступай с миром. Спроси княгиню мою. Как она скажет, так и будет». Из своего шатра вышла Февронья. Выслушала беззлобно. «Идите к вашему князю. Захочет вернуться - то и я с ним буду. Две способности дал нам Господь. Помнить и забывать. Забывать зло. А помнить добро».

Когда струги Петра и Февроньи, скользя по глади Оки, возвращались в родной Муром, встречать их на зеленые берега под колокольный звон высыпал весь город.

И потянулись, поплыли годы. В делах княжеских и житейских. В постах и молитвах. Кроткая Февронья продолжала «творить многие чудеса». Она была словно сама любовь. Постоянно лечила, исцеляла людей. Заботилась о больных и сиротах. Строила дома призрения. За вдов заступалась. Помогала бедным монастырям. Порой ткать любила, как некогда в юности. Да и Петр в ясном свете ее доброй души с годами сильно переменился. Время его княжения историки считают спокойным и благодатным.

Однако и к этим счастливым супругам подкралась старость. И в храме, и у себя в горнице у киота они все чаще просили Бога о счастье - дать им возможность умереть в один день. Они и завещание написали - не разлучать их тела и после смерти. Для этого по княжескому велению были вытесаны в одном камне два гроба с тонкою перегородкой.

Однажды князь позвал к себе старенькую княгиню и, усадив рядом, тихо взял ее тонкую руку. «Скажи, возлюбленная моя, если я приму монашеский чин, пойдешь ли и ты в монастырь?» Помолчав, жена низко поклонилась мужу: «Я об этом давно думаю. Лишь твоего решения ждала, чтоб подальше уйти от мира. Чтобы жить ближе к Богу. Среди наших мирских забот, молвы, искушений нельзя достичь святости и совершенства». Князь продолжил ее мысль: «Как говорил Иоанн Златоуст, это та же разница, что между тихой пристанью и морем, вечно колеблемым ветром».

Муромцы не поняли такого решения. Недоумевали, как можно княжескую славу, богатство, честь менять на монашество. Ведь и в миру можно молиться Богу. Но Петр с Февроньей были тверды. И приняли монашество в одно и то же время. Он наречен был в Спасском монастыре именем Давид. Она в женском Успенском монастыре - Ефросиньей.

Жаль, неведомо из летописи, какие духовные подвиги совершили супруги в монастыре, в одиночестве скудных келий. Однако недаром ведь говорится: если в миру люди борются с бесами, как с ягнятами, то монахи бьются с ними «аки с тиграми». Так жили они несколько лет, не видя друг друга, лишь зная и чувствуя биение любящего родного сердца. Но однажды теплым июльским днем, когда блаженная Ефросинья в узкой келье вышивала лик Богоматери на покрывале для храма Пресвятой Богородицы, в дверь постучали, и быстро вошел встревоженный молодой инок. «Сестра, я послан от брата твоего во Христе Давида. Он велел передать, что пришло время его кончины. Но он ждет тебя. Чтобы вместе отойти к Богу». Старушка прервалась на минуту: «Не могу я тотчас с ним идти. Пусть подождет. Вот дошью, так сразу и буду к нему».

В своей келье во всем черном, с крестом на груди, седой, похудевший князь с трудом выслушал посланца. Задыхаясь, прошептал: «Поспеши к сестре моей возлюбленной. Пусть проститься придет. Из жизни этой я уже отхожу». Торопливо вбежал инок к Февронье: «Сестрица. Не медли. Князь Петр кончается. Молит проститься». «Умоли и его, брате, потерпеть, подождать меня малую минуту. Одну стезицу дошить осталось».

Инок бежал всю дорогу. И застал князя чуть живого. «Скажи Февронье моей, - прошептал умирающий, - все, ухожу. Ждать мочи нету». Бедный посланник с плачем вбежал к Февронье: «Князь ваш Петр с миром преставился. Отошел в вечный покой». Княгиня побледнела как снег. Встала и, подняв взгляд на Богородицу, трижды перекрестилась. Тихо, точно прощаясь, провела рукой по неоконченному шитью. Воткнула иголку и, замотав вокруг нее нитку, стала тихо отходить к Богу...

И понесли ангелы святые души Петра и Февроньи в бездонное небо. Туда, где был Тот, Кто даровал им великую и чистую любовь друг к другу. Случилось это, как говорится в Минеях, в лето 1228 года от рождества Христова. В 25 день июня месяца.

После отпевания муромские бояре пренебрегли завещанием покойных. Вспомнив, что монахов хоронить вместе нельзя, решили князя Петра схоронить в городе у соборной церкви. А гроб Февроньи поставили до утра в загородном женском монастыре. Однако наутро в немом ужасе стояли священники и прихожане над пустыми гробами в той и другой церквах. Никто не знал, куда подевались тела новопреставленных. Но прибежавший вскоре сильно напуганный сторож Богородичного храма, повалясь в ноги епископу, повинился, что ночью заснул и не видел, кто это тайно князя с княгиней перенес в общий гроб. Они и правда, как хотели при жизни, лежали в одном каменном гробу, покрытые недошитым Февроньиным покрывалом.

Бояре дружно решили, что это верные слуги ночью, тайно выполнили волю своих господ. Опять, разлучив тела, отнесли их в разные церкви, до утра закрыли замки и засовы. Сторожа глаз не сомкнули в ночи. И вновь никто так и не углядел, как тела святых старцев опять оказались в одном гробу.

Так и погребли их вместе. Но с тех самых пор стали замечать: кто с молитвой припадал к святым мощам, получал исцеление, лад да любовь в семье. Так что и нам хорошо бы молиться святым влюбленным, которые жили долго, счастливо и умерли в один день.

“А мужа, милые мои, нужно выбирать вопреки”, - учила нас когда-то бабушка моей подруги. “Что это значит, бабуль?”, - не поняла моя подруга. Да и я требовала объяснений, как и она. “Это значит, что твой муж должен быть твоей противоположностью. Ты у меня такая активная и быстрая. Значит, пусть он будет рассудительным и неспешным. Только тогда вы проживете вместе счастливую долгую жизнь. Поняла, девочка моя?”.

Подружка пожала плечами, и мы побежали в другую комнату шушукаться. У нее на уме был один мальчик, в которого она страстно была влюблена. Вот теперь мы думали, какой он: рассудительный или активный. Подходит ли он в суженые моей подружке или нужно искать другого претендента? Не помню, какой приговор мы вынесли тому бедняге, потому что дело было еще в пубертатном возрасте. Но хорошо запомнила те матримониальные напутствия ее бабушки.
Действительно ли нужно выбирать партнера, обладающего противоположными твоим качествами? Так ли это?

Должны же быть какие-то универсальные правила, благодаря которым пары не распадаются

- Ой, не знаю, Ань, - несколько подумав, подытожила моя приятельница. - Вот смотри, Ленка, всю жизнь работает со своим, каждое утро вместе ходят на работу, колупаются там вдвоем в своих формулах и пробирках, и че? Сколько лет вместе. А ведь одинаково занудные оба! Так что твоя теория дает сбой.
- А, может, Лена дома совершенно другая? Может, она истерит, кричит, втихаря занимается боксом и жить не может без сплавов на байдарках? - попыталась засомневаться я.
- Ага, ты еще забыла про БДСМ. Она его госпожа, типа того, да?
- Ну, а почему бы нет? Слушай, но Вере Максимовне было лет и лет, она всю жизнь прожила, имеет право на безапелляционные мудрости.
- Да никто в твоей Вере Максимовне не сомневается, перестань ее защищать. Я просто говорю, что эта теория не абсолютна. Как и любая другая, впрочем. Давай по мартини?

И там, в ночном баре за бокалом сухого мартини, я впервые задумалась: а чем должны обладать пары, чтобы долго оставаться вместе. Ведь должны быть какие-то непреложные истины. Ведь что-то их объединяет. И это что-то наверняка универсально. Ну, хотя бы некоторые из причин должны быть универсальными и подходить всем.

Я стала аккуратно наблюдать за всеми своими знакомыми парами, которые уже много лет вместе. Выглядят они счастливо и беззаботно, и только это позволило мне провести свое исследование. И смотрите, что у меня получилось.

Итак, чем обладают пары, которые долгое время вместе. Благодаря чему они столько лет не распадаются.

А вот и те самые правила

1. Чувство юмора

Вот вы не поверите, но это самое главное качество. Я, конечно, предполагала, что чувство юмора займет не последнее место в моем списке. Но в итоге, немного подумав и взвесив, перенесла его в начало. Любящие люди должны смеяться. Смеяться много и часто. Смеяться над собой, друг над другом, над ситуациями, над неудачами. Над всем. Пожалуйста, не путайте это с сарказмом. Имеется в виду здоровое чувство юмора. Ну, вы понимаете, о чем я.

У Макса и Даши в Бангкоке украли ноутбук. Только потому что, Даша забыла закрыть комнату в отеле. На том ноутбуке была вся работа Макса – он дизайнер. Конечно же, сказать, что он был опечален, это просто тезисно описать ситуацию. Он очень расстроился. Поначалу. Но потом взял себя в руки, Дашу подмышку и понес ее на Кхаосан Роад, чтобы напиться там мохито. Еще днем Даша рыдала, потому что так сглупила. Макс рыдал, потому что рыдала Даша. Но к утру они уже вовсю веселились. Сейчас у Макса свой бизнес. Он говорит, что ноут украли неслучайно. Ему пришлось начинать все сначала. И только тогда он понял, что совершенно точно не хочет быть дизайнером. Сегодня он занимается другим делом. А ведь тогда в Бангкоке сгоряча могли бы расстаться.

2. Я назову его нежность

Я заметила, что пары, которые много лет вместе, когда прощаются даже на день, нежно целуют друг друга. Они часто держаться за руки. Просто так. Например, когда переходят дорогу, он часто берет ее руку в свою, тем самым показывая, что защищает ее. Они обмениваются нежностями украдкой, не напоказ. И в этом весь секрет. В юности мы хотим, чтобы о наших чувствах знал весь мир. Мы кричим о них на всю улицу, расписываем асфальт под окном любимого или, на крайний случай, меняем статус в фейсбуке. С возрастом счастье хочется уложить на подушечку в хрустальную шкатулку, закрыть ее и любоваться им только наедине, только вдвоем. В общем, счастливые пары за тихое счастье. Кстати, можно даже партию такую организовать, не?

3. Общие увлечения

У пар, которые долго вместе, непременно должны быть общие увлечения. Тарас жить не может без путешествий. Хотя бы раз в месяц он улетает из Киева. Пусть не заграницу, пусть в другую область, но он всегда устраивает себе маленькие выходные вне дома. Так сказать, меняет обстановку. Кажется, это называется дромоманией. У него тяга к перемене мест. И когда он встретил Иру, мы сразу поняли, что у них это надолго. Ира тоже не засиживалась дома. Теперь они летают вдвоем. У них общее увлечение – путешествия. Им есть, о чем поговорить – они всегда обсуждают новые маршруты. У них много общих друзей в других странах. Их паспорта испещрены одинаковыми визами. А если и случаются индивидуальные поездки, не вдвоем, то они с удовольствием выслушивают рассказы о них. В общем, хотите жить вместе долго и счастливо и умереть в один день? Ищите общие хобби или увлечения. У вас должны быть точки соприкосновения. Без них – никак.

4. Дайте воздуха

Хотите быть счастливой парой? Дайте друг другу свободу. Удивлены? А вы попробуйте - и увидите, насколько легче и интереснее вам станет вдвоем. Я не говорю о свободных отношениях. Я просто рекомендую не держать друг друга в оковах. Дайте чуть свободы своему партнеру. Тогда он точно от вас никуда не убежит – у него просто не будет соблазна. И наоборот, он оценит вас. Имейте несколько только своих личных друзей. Встречайтесь с ними без своего партнера. Рассказывайте ему о них, делитесь забавными историями. Пусть он все о них знает. Но заочно. Пусть это будет ваша личная территория. То же позволяйте и ему. Пусть он встречается с друзьями в пабах. Пусть смотрит футбол вне дома. Давайте друг другу вдохнуть свежего воздуха. Это пойдет на пользу отношениям. Покажите своему партнеру, что вы ему доверяете. И скажите, что он также должен доверять вам.

5. Давайте дружить

И самое главное, если вы хотите долго быть вместе, постарайтесь стать друзьями. Странно, да? Любовь начинается с влюбленности и страсти, а заканчивается крепкой дружбой. С этим сложно поспорить. Понаблюдайте за парами, которые очень долго вместе. Они самые лучшие друзья. Им то и дружить больше ни с кем не нужно. Они доверяют друг другу тайны, поддерживают друг друга, заботятся и уважают. То, что мы так долго ищем в людях, в итоге находим в своем партнере. И если он обладает всеми качествами лучшего друга для вас, то будьте уверены, вы будете вместе очень долго. Думаете, скучно? А вы попробуйте, это очень занимательно. К тому же, секс никто не отменял.

Крепка, как смерть, любовь.
(Песн. 8: 6)

Чтоб вместе быть и там

Святые Петр и Феврония присутствуют в моей жизни постоянно. И потому, что я сам, как семейный человек, непрестанно ощущаю на себе помощь этих удивительных покровителей супружества, и потому, что Господь сподобил меня, грешного, стать настоятелем . И просто потому, что их житие является для меня неиссякаемым источником для раздумий и новых тем.

Самым чудесным и символичным в их житии мне видится их кончина. «Повесть о Петре и Февронии Муромских», написанная священником Ермолаем-Еразмом, нередко подвергается критике со стороны всевозможных дотошных исследователей, но факт преставления супругов ко Господу в один день, по-моему, не оспаривает никто. Все источники, и «Повесть», и летописи единодушно говорят, что святые умерли в один день и даже час.

Итак, «они жили долго и счастливо и умерли в один день». Много раз мы слышали и читали это крылатое выражение. Но случается (правда, не очень часто), что эта фраза оказывается не окончанием красивой доброй сказки, рассказа о счастливой любви или пожеланием молодоженам на свадьбе, а реальностью, былью.

Давайте поразмышляем над этим. Думаю, почти каждый любящий, счастливый в семейной жизни женатый или замужний человек задумывался о том, как хорошо было бы не разлучаться после кончины ни на один день со своей половинкой. Как хотелось бы уйти в один день и один час для того, чтобы встретиться там, где «нет болезни, печали и воздыхания, но жизнь бесконечная». Каждый любящий не раз представлял себе, как тяжело будет расстаться с самым родным и близким тебе человеком. Думали об этом и Петр с Февронией, потому и молились, чтобы Господь взял их вместе, одновременно. Петр даже специально ждал Февронию, просил, чтобы она не медлила и поскорее закончила рукоделие, дабы уйти вдвоем.

Конечно, кончина, успение человека – это всегда большая тайна. Мы не выбираем, когда нам прийти в этот мир и когда его покинуть.

Но любой верующий понимает: земная жизнь – штука временная и достаточно краткая. Супругов, которые дожили до золотой свадьбы, мы чествуем как героев, до бриллиантовой свадьбы (60 лет) и прочих юбилеев доходят совсем немногие. Ну, хорошо, серебряная, золотая, еще какая-нибудь свадьба, «вырастили сына, построили дом, посадили дерево»… а дальше что? Наша земная семейная жизнь – лишь подготовка к вечной. В христианской семье мы собираемся для спасения и любви. Задача семьи как малой Церкви точно такая же, как и Церкви вселенской – вместе войти в Царство Бога Отца. Недаром апостол Павел говорит нам: «Любовь никогда не перестает» (1 Кор. 13: 8). Свойство настоящей любви – продолжаться вечно. И если люди прожили вместе в любви, радости и горе долгую жизнь, если они оба верили в Бога и спасали свои души, они, конечно, хотят встретиться в Царстве Небесном. Даже если уходят они с этой земли в разное время.

Самым трогательным для меня было венчание совсем пожилой пары – на пороге смерти одного из супругов

Свадьба, венчание – это всегда весьма радостное событие. И не только для жениха и невесты, но и для всех присутствующих. Приглашенный на венчание сопереживает счастью новобрачных, и от этого ему также становится радостно. В Евангелии от Иоанна сказано: «Имеющий невесту есть жених; а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха» (Ин. 3: 29). Самым радостным, но и самым трогательным, пробирающим до слез венчанием для меня была не свадьба молодоженов, а венчание одной уже совсем пожилой пары. Потому что на этом венчании я соприкоснулся с вечностью, с той самой вечной любовью, которая «не перестает». Меня пригласили причастить умирающего от рака старичка. Он доживал свои последние дни, был очень слаб, ходить уже не мог, а только лежал и немного сидел. Его супруга тоже по немощи уже не выходила из дома. Ее я также исповедовал и приобщил Святых Тайн. Во время исповеди эта женщина поделилась со мной своею скорбью: она очень жалела, что не успела обвенчаться со своим любимым мужем, а теперь это уже поздно, он умирает. «Лучше поздно, чем никогда», – подумал я и взял на себя смелость повенчать престарелых супругов прямо на дому. Хотя, конечно, венчание положено совершать в храме, но, думаю, до храма тяжелобольной мужчина мог и не доехать. Радости венчающихся не было предела. Они плакали от умиления. Я тоже едва сдерживал слезы радости за них. Люди сохранили любовь и веру в земной жизни, и это венчание стало для них как бы благословением на жизнь вечную.

Не знаю, долго ли прожила эта бабушка после кончины супруга, – больше я ее не видел, – но она была уже спокойна за себя и за него и ждала встречи со своим любимым.

Но нередко случается, и, я думаю, многие из нас такое наблюдали, когда любящие супруги умирали почти одновременно, подобно Петру и Февронии. Или с очень небольшой разницей во времени. Бывает, уходит пожилой человек, а через весьма короткое время умирает его супруга или супруг. Как говорят в народе: «он ее позвал» или «она его позвала». Иногда это случается от большого горя: сердце не выдерживает такого тяжелого потрясения. Но часто в верующих семьях я наблюдал и другое. Теряя свою половинку, то есть часть себя, человек уже мало держался за земную жизнь. Он вроде как оставался еще жить с нами, земными, но уже смотрел в вечность, был уже наполовину гражданином жизни небесной. Он готовился в дорогу, к встрече с Богом и своим любимым человеком. При этом он умирал не от отчаяния и разрыва сердца, а, казалось бы, от вполне естественных причин.

Аксеновы и их храмы

Не так давно я был на поминках замечательного священника – протоиерея Виктора Аксенова. Отец Виктор и года не прожил после смерти своей супруги – горячо любимой им матушки Веры. И батюшка, и матушка были людьми удивительной доброты, скромности и смирения. Думаю, именно за их смирение Господь сподобил их прожить долгую, счастливую жизнь и расстаться лишь на малое время. Бог дал им только одного ребенка, послал не сразу, только через восемь лет совместной жизни. Но зато какого! Их сын Роман, с которым мы вместе учились в Московских духовных школах, стал священником, преподавателем семинарии, родил им шестерых внуков (трех мальчиков и трех девочек) и продолжил дело своего батюшки. Отец Роман до конца воссоздал тот храм, который начал реставрировать отец Виктор. Об этой церкви стоит сказать поподробнее.

Когда мы с Ромой Аксеновым еще учились в Московской духовной семинарии, все наши однокурсники уже знали, где будет служить будущий отец Роман, потому что его папа взялся восстанавливать храм вблизи их родной деревни. Эта церковь святителя Николая в селе Николо-Крутины была закрыта и разорена в советское время. Настоятелем храма был священномученик Николай Голышев. Он и крестил новорожденного Виктора Аксенова. Село Николо-Крутины и родная деревня отца Виктора Бережки – это практически одно большое поселение на окраине города Егорьевска. Оба этих населенных пункта тянутся вдоль дороги и почти не имеют четкой границы. Сердце отца Виктора каждый раз сжималось болью, когда он проходил мимо закрытого и поруганного храма. Мог ли он помыслить в то время, что ему предстоит восстанавливать эту родную для него церковь?!

В разных храмах проходил свое служение отец Виктор, но когда он стал благочинным Егорьевского округа, Никольский храм вернули Церкви. Потом его сын стал настоятелем этого храма и продолжил по преемству дело своего родителя. Мы знаем, что до революции духовенство на Руси было сословным: сын очень часто наследовал приход отца. В наше время это встречается крайне редко. Лично мне известен только один такой случай. Вообще более патриархальной, более традиционной семьи, чем большое семейство отца Виктора и матушки Веры, я не встречал. Я знал немало семей священников, где не один, а даже несколько сыновей шли по родительским стопам, но чтобы в семье был такой общинно-сословный уклад, как в семье Аксеновых, мне наблюдать больше не приходилось. Как говорится, «здесь русский дух, здесь Русью пахнет». Посудите сами. Почти вся жизнь отца Виктора и его семьи связана с одним домом и сельским храмом. Дом этот – простая деревенская изба, крашенная зеленой масляной краской, с окнами, глядящими на дорогу. В этом доме родился сам отец Виктор и его сын Роман. В этом же доме отец Виктор и его супруга мирно отошли ко Господу. Родители Виктора Аксенова были простыми церковными, благочестивыми людьми. Отец пел на клиросе в храме села Николо-Крутины. Когда храм закрыли, семья стала ходить в единственный действующий в Егорьевске храм – Алексиевскую церковь. И этот же храм стал последним местом служения протоиерея Виктора. Почти до самой смерти он был настоятелем Алексиевского храма.

Когда сын отца Виктора Роман женился, Аксеновы прирубили к родному дому просторную пристройку и стали жить все вместе – в одном доме, одной дружной семьей. Так часто делалось в старину: женился сын, и молодые начинали вести свое хозяйство, просто расширяя, достраивая родительский дом.

Сын восстановил храм, в который ходили еще его дед и отец. Он и его дети живут в доме, в котором родился и его отец. Вот оно, преемство поколений!

Думаю, что такие семьи, как семейство Аксеновых и подобные им, связывают нас с древней святой Русью. Не дают прерваться традициям, которые помогали нашим предкам создавать счастливые дружные семьи со времен святых Петра и Февронии и даже раньше. Ведь все беды современной российской семьи как раз из-за утраты традиций, разрыва с опытом предыдущих поколений. Задумаемся на минуту: сын восстановил храм, в который ходили еще его дед и отец. Он сам и его дети родились и живут в доме, в котором родился и его отец. Вот оно, преемство поколений! Ну разве это не чудо?

Последний раз я был в доме Аксеновых на сороковой день после смерти батюшки. Когда уже выходил из дома, то чисто инстинктивно остановился, как будто что-то забыл. Вспомнил, что обычно, расставаясь с отцом Романом, я заходил на половину отца Виктора, чтобы попрощаться с ним и с матушкой Верой. К горлу подступил комок. Теперь я уже не смогу этого сделать, но, если сподобит Господь, увидимся с ними уже там, в иной жизни.

Страстотерпец Николай II: «Судьба моей семьи – в руках Господа»

Кроме святых Петра и Февронии есть еще и другая святая чета, к семейному опыту которой мы постоянно обращаемся, на которую взираем как на икону счастливой христианской семьи. Это император Николай Александрович Романов и его супруга государыня Александра Федоровна. У этих двух святых супружеских пар вообще много общего. Оба семейства были счастливы в любви. И те, и другие были правителями и были любимы простым народом, но ненавидимы боярской верхушкой. И царя Николая, и князя Петра заставили уйти с престола, оставить правление. И оба сделали это добровольно.

Множество книг написано о венценосной семье, последних из династии Романовых, изданы и дневники государыни, и переписка царственных страстотерпцев, исполненная нежности и горячей любви друг к другу.

Временным правительством была назначена следственная комиссия, которая пыталась найти факты, обличающие царя и царицу в государственной измене. Такие факты, конечно, найдены не были. Когда один из членов комиссии спросил, почему еще не опубликована переписка царственной четы, ему ответили: «Если мы ее опубликуем, то народ будет поклоняться им как святым».

Не сомневаюсь, что святые Николай и Александра читали житие Петра и Февронии и хорошо его знали. Наверняка и государь, и царица неоднократно думали, мечтали: как хорошо бы было уйти так же, как эти святые, не разлучаясь ни на один день. И Господь даровал им такую кончину. Кончина эта была христианской, но ее никак не назовешь мирной. Это была смерть страдальческая, мученическая. Но главным для них было то, что они до конца остались со своей страной, разделив ее страдания, и не разлучились ни на день, ни на час друг с другом и с любимыми детьми.

Могла ли царская семья спастись, покинуть пределы России? Известно, что план спасения семьи последнего государя существовал. Монархически настроенная часть белого офицерства готовила операцию по спасению венценосной семьи. Но из-за плохой организации этому плану не суждено было осуществиться. Государь и государыня имели очень близких родственников среди правящих домов Европы. Достаточно вспомнить, что двоюродный брат Николая II, Георг V, был английским королем. Другой его кузен, Константин I, – королем Греции, а третий, Христиан Х, – королем Дании.

«Я не хотел бы уезжать из России. Слишком я ее люблю. Я лучше поеду в самый дальний конец Сибири…»

Известно, что новую революционную власть на тот момент никто из государств не считал легитимной. Большевистскую республику воспринимали как государство самопровозглашенное, незаконное. Можно было бы вступить в сделку с большевиками и за признание законности новообразованного государства некоторыми странами потребовать освобождения царской семьи с последующей эмиграцией за границу. Конечно, все это лишь гипотезы, очень смелые предположения. Сейчас можно бесконечно гадать: а что бы было, если… Но нам точно известно другое. Ни государь, ни его супруга не хотели покидать свою страну и ни с кем даже не пытались вести переговоры о своем спасении. Еще в 1906 году, во время Кронштадтского мятежа, Николай II сказал: «Я имею непоколебимую веру в то, что судьба России, моя собственная судьба и судьба моей семьи – в руках Господа. Что бы ни случилось, я склоняюсь перед Его волей». Находясь под арестом уже в Екатеринбурге, он говорил: «Я не хотел бы уезжать из России. Слишком я ее люблю. Я лучше поеду в самый дальний конец Сибири». А царица писала из заключения: «Как я люблю мою страну со всеми ее недостатками. Она мне все дороже и дороже, и я каждый день благодарю Господа за то, что Он позволил нам остаться здесь». Царская семья не мыслила себя друг без друга и без любимой страны.

Думаю, у царственных страстотерпцев было отчетливое предчувствие конца, уже близкого перехода в мир иной. Мир, где нет страданий, войн и революций. Как сложилась бы судьба семьи Романовых, если бы им все же удалось покинуть пределы России? Скорее всего, они бы проводили жизнь обычных русских эмигрантов, доживая свой век вдали от Родины, тоскуя по Отечеству, которое они потеряли. Великие княжны вышли бы замуж, цесаревич Алексий, возможно, тоже бы создал семью. Но Бог судил иначе. Он взял их вместе, как вместе, не разлучаясь, они шли по жизни. И мрачный подвал Ипатьевского дома стал для них дверью в жизнь вечную.

Была ли их земная жизнь долгой? Венценосная чета не дожила даже до серебряной свадьбы: на тот момент их браку было неполных 23 года. Конечно, это не так уж много, для супружеской пары это средний возраст.

Были ли они счастливы? Конечно. В их жизни были и любовь, и радость, и испытания, пройденные вместе. А главное – они всю жизнь вместе шли к Богу и не разлучились на этом пути до самого конца.

Они жили счастливо и умерли в один день.

Как в сказке: жили долго и счастливо и умерли в один день. Мечта любой семейной пары.... Американец Джеймс Лэндис из штата Пенсильвания скончался через полтора часа после того, как медики констатировали смерть его жены Марджори. Супружеская пара счастливо прожила вместе 65 лет и умерла в один день. Сказка сбылась. Но таких историй, оказывается, множество.

Марджори ушла из жизни после продолжительной болезни в возрасте 87 лет в медицинском центре Laurelwood Care. Она умирала буквально на руках у мужа. Спустя 88 минут Джеймса сразил сердечный приступ. Будущие супруги познакомились еще в 1946 году на танцах. Вскоре влюбленные поженились. После окончания службы в военно-воздушных силах США Джеймс Лэндис примерно сорок лет проработал инженером-электриком.

Марджори занималась домашним хозяйством и воспитывала двоих детей, а в выходные преподавала в воскресной школе. Лэндисы много путешествовали, бывали на Аляске и Гавайских островах. В свободное время семейство любило собираться за столом и играть в настольные игры. Их очень редко видели хмурыми, они были всегда веселыми и ироничными, их чувству юмора мог позавидовать каждый.

Интересную историю рассказывает христианский портал MirVam.org. История не менее трогательная. Семейная пара из штата Айова счастливо прожила в браке более 72 лет, и после этого, в результате автокатастрофы, муж и жена умерли в один день. Гордон и Норма познакомились еще в школе. Он полюбил ее будучи очень молодым. После предложения руки и сердца, они поженились сразу, как только Норма закончила школу, 26 мая 1939 года. Это была небольшая свадьба, которая состоялась в доме сестры Гордона. Позднее они переехали в центр штата Айова. У них родились четверо сыновей, один из которых позднее погиб в автокатастрофе.

Сыновья говорят о своих родителях как об очень активных людях. Однако, как считают дети, они не были похожими один на другого, скорее, наоборот. После автокатастрофы врачи решили поставить их в одну палату и сдвинуть койки вместе, чтобы они могли держаться за руки.

Первым умер мистер Гордон. Только час после смерти мужа билось сердце Нормы. После кремации их прах смешали вместе. У Гордона и Нормы трое детей, 14 внуков, 29 правнуков и один праправнук. Были они всегда веселы и жизнерадостны.

Кстати, ученые давно уже спорят, как отражается чувство юмора на продолжительности жизни. Одни талдычат, что до преклонных лет доживают лишь скептики и скряги, другие утверждают, что до глубокой старости могут дожить в первую очередь веселые и ироничные люди. И однозначного ответа на этот вопрос все-таки нет, хотя всяких околонаучных работ по этому поводу опубликовано немерено.

Но, так или иначе, социологи еще во времена СССР проводили исследования, которые доказали: "долгоживущие" счастливые пары очень часто знакомятся, как сейчас говорят, "по приколу", попадая в самые порой нелепые ситуации. Ситуацию "Правде.Ру" комментируеткандидат социологических наук, доцент Сергей Юрлов :

"Если быть точным, полностью счастливыми считают себя 36 процентов супружеских пар, отметивших серебряную свадьбу, то есть прожившие вместе 25 лет. И 58 процентов пар, отметивших свадьбу золотую, то есть проживших 50 лет вместе. Цифры достаточно высокие. Но вот в чем дело: до 80 процентов этих счастливых пар считают, что одним из главных качеств, которое помогло им в течение долгих лет сохранять семью, стало именно чувство юмора!

У большинства из счастливых пар о собственном знакомстве сохранились только добрые, порой даже ироничные воспоминания. Вот несколько таких примеров, так сказать, из личной профессиональной практики. Отпраздновавшие буквально месяц назад золотую свадьбу супруги из Архангельска познакомились когда-то в поезде. Она - проводница московского поезда, он - пассажир, едущий из столицы солдат-дембель.

Молодые люди познакомились, когда солдат обнаружил, что его замечательные дембельские сапоги ночью кто-то украл! А про запас у него даже тапочек нету, как до дома добраться? И смех, и грех. Девушка пошла по вагонам, нашла у коллег-проводников другие сапоги. Поношенные и грязные, но хоть как-то солдатик мог до дома дойти...