Притча о десяти девах. Толкование притчи о десяти девах Проповедь о разумных и неразумных девах

Спрашивает арсен
Отвечает Александра Ланц, 16.12.2012


Вопрос: "в книге Матфея, в 25главе Иисус рассказывает притчу о 10 девах. Что подразумевается под маслом в светильниках? Что является маслом для нас в сегодняшние дни?"

Мир вам, Арсен!

Чтобы не ошибиться в толковании символического значения "масла", давайте рассмотрим его на фоне двух других слов, которые непосредственно связаны с ним:

СВЕТИЛЬНИК
СОСУДЫ СВОИ
МАСЛО


Зная, что Иисус рассказывал эту притчу иудеям, которые выросли на словах и символах Торы и Пророков , мы должны искать толкование именно там.

Что мы видим относительно "светильника "?

...заповедь есть светильник , и наставление - свет , и назидательные поучения - путь к жизни...

Слово Твое - светильник ноге моей и свет стезе моей.

Свет праведных весело горит, светильник же нечестивых угасает.

Кто злословит отца своего и свою мать, того светильник погаснет среди глубокой тьмы.

Ты возжигаешь светильник мой, Господи; Бог мой просвещает тьму мою.


Светильник может толковаться, как 1) Слово Бога и 2) длящаяся во времени жизнь человека.

Теперь посмотрим, что может подразумеваться под словами "сосуды свои ". Слово «сосуд» употребляется в Торе и Пророках в нескольких значениях. Для понимая смысла притчи самое подходящее из них - это когда под «сосудом» мы понимаем «самого человека».

Я забыт в сердцах, как мертвый; я - как сосуд разбитый...

"Неужели этот человек, Иехония, есть создание презренное, отверженное? или он - сосуд непотребный? за что они выброшены - он и племя его, и брошены в страну, которой не знали?"

Горе тому, кто препирается с Создателем своим, черепок из черепков земных! Скажет ли глина горшечнику : "что ты делаешь?" и твое дело [скажет ли о тебе]: "у него нет рук?"

Сыны Сиона драгоценные, равноценные чистейшему золоту, как они сравнены с глиняною посудою , изделием рук горшечника !

Но ныне, Господи, Ты - Отец наш; мы - глина , а Ты - образователь наш, и все мы - дело руки Твоей.

Вот теперь мы можем попробовать определить, символом чего является "масло ".

Во-первых, оно поддерживает горение "светильника ", который есть Слово Божие = жизнь человека, и, во-вторых, оно может находиться внутри человека, и должно находиться там, чтобы человек мог спастись.

В Библии у слова «масло» есть также синоним - это слово «елей». Он изготовлялся из маслин. Давайте посмотрим, где и как встречаются оба эти слова. Мы увидим, что елей (масло) всегда встречается в одном и том же окружении:

ЕЛЕЙ, ВИНОГРАДНОЕ ВИНО, ХЛЕБ


И все Иудеи стали приносить десятины хлеба , вина и масла в кладовые.

Иоил.1:10 Опустошено поле, сетует земля; ибо истреблен хлеб , высох виноградный сок , завяла маслина .

и земля услышит хлеб и вино и елей ; а сии услышат Изреель.

Иоил.2:19 ...вот, Я пошлю вам хлеб и вино и елей , и будете насыщаться ими...

Все лучшее из елея и все лучшее из винограда и хлеба , начатки их, которые они дают Господу...


Давайте вспомним слова апостола Павла:
"Ибо я от [Самого] Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое ; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови ; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет " ().

Хлеб и кровь Христа - возвещение смерти для греха и жизни для праведности.

Что же тогда - "масло "?

Снова обращаемся к Торе и Пророкам и у пророка Захарии находим ясное объяснение того, каков символический смысл масла, заливаемого в светильник.

И возвратился тот Ангел... И сказал он мне: что ты видишь? И отвечал я: вижу, вот светильник весь из золота, и чашечка для елея наверху его, и семь лампад на нем, и по семи трубочек у лампад, которые наверху его; и две маслины на нем, одна с правой стороны чашечки, другая с левой стороны ее. И отвечал я и сказал Ангелу, говорившему со мною: что это, господин мой? И Ангел, говоривший со мною, отвечал и сказал мне: ты не знаешь, что это? И сказал я: не знаю, господин мой. Тогда отвечал он и сказал мне так: это слово Господа к Зоровавелю, выражающее: не воинством и не силою, но Духом Моим , говорит Господь Саваоф.

Светильник - это Слово Бога. Масло (елей) - это Святой Дух Божий.

Такое толкование полностью укладывается в такие слова апостолов, как например...

Впрочем, помазание , которое вы получили от Него, в вас пребывает , и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте.

Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас [есть] Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши .

и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом , Который есть залог наследия нашего, для искупления удела [Его], в похвалу славы Его.


А вот слова Самого Иисуса:
Утешитель же, Дух Святый , Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам .

Подводя итог, видим такую картину:

Светильник - Слово Божие и жизнь человека.
Свой сосуд - сам человек
Масло - Святой Дух Божий.

С уважением,

Саша

Читайте еще по теме "Толкование Писания":

Вступление

Текстуальный Контекст

Изложение этой притчи следует сразу за утверждениями Иисуса о верности, которая должна быть свойственна христианину (Матфея 24 глава). Значит ли это, что Иисус продолжает свою мысль, начатую им ранее в притче о верном и благоразумном рабе? Несомненно. Учитывая контекст, я считаю, что здесь Иисус предупреждает о личной духовности и чистоте. Внимательно прочтем 24 главу: она заканчивается рассказом Иисуса о двух категориях работников. Одни из них - трудолюбивые, верные, благоразумные рабы, раздающие духовную пищу слугам своего господина вовремя. Другие - недобросовестные, небрежные рабы; они заблуждаются сами и других уводят в заблуждение относительно Пришествия Господа, бьют своих товарищей и в затрапезной дружбе с пьяницами (людьми этого мира). Если первых Иисус высоко оценил, назвав их "блаженными", потому что они угождают Ему и созидают Его Царство, то вторых Он сурово осудил. Тех, кто небрежно относится к служению, кто легкомыслен в серьёзных вопросах и творит неправые дела, Он квалифицирует как негодного раба, как человека со злым сердцем и приравнивает их участь к участи лицемеров: в день посещения Он "рассечёт" их там, где "будет плач и скрежет зубов". Мы знаем, что это будет тяжелейшее время испытаний при антихристе.
Как видим, концовка 24 главы подготавливает читателя к мысли о скором и внезапном Пришествии Христа, о двух категориях верующих и о том, как Он поступит с ними. Ожидающих Его прихода, готовящихся ко встрече Он весьма обрадует; а не ожидающих, поступающих своевольно и своенравно - подвергнет наказанию. В 25 главе Господь эту мысль углубляет, расширяет и оттеняет ярче прекрасной иллюстрацией из быта древней восточной деревни. Иисус нарисовал картину, которая была понятна слушавшим Его ученикам, и только мы, верующие ХХ века, нуждаемся в её пояснении.

Историко-культурный контекст

По обычаям того времени, отец невесты приготавливал пир для невесты и своих друзей в своем доме, сколько времени продолжался это пир – было неизвестно. Поэтому гости, ожидавшие в доме невесты и жениха, могли ждать неопределенное количество времени, пока жених вернется в этот дом уже со своей невестой.
Почему же светильники у девиц могли погаснуть? Нужно упомянуть, что лампы могли содержать только очень маленькое количество масла, так как сами были невелики, поэтому в обычае было носить дополнительный запас масла в специальных контейнерах, чтобы огонь мог постоянно гореть.
Когда наступила ночь, то гости решили, что жених будет дожидаться утра, чтобы прийти в свой дом из дома невесты. Но, в противоположность обычаю, жених отправился в свой дом уже с наступлением темноты. Когда он приближался к дому, он выслал вперед себя вестников, которые должны были известить гостей о его скором прибытии, чтобы они могли встретить его и после проводить его на место пира. Было уже темно, поэтому встречающие не могли это сделать без ламп.
Итак, в чем состояла «глупость» пяти из дев? Они решили, что жених не придет ночью, а по обычаю, явится днем, и поэтому не взяли дополнительного масла, и, как следствие, не смогли выйти навстречу. Жених пришел против их ожидания, ночью. Ложные ожидания привели к полной неготовности.

Соображения различных толкователей
Что все это означает? Некоторые полагают, что это связано с крещением Духом Святым, другая версия - что со спасением.
Есть мнения относительно того, как толковать символы, изложенные в притче. Ни у кого не возникает сомнения, что жених – это Христос, а свадьба – брачный пир Агнца, то есть встреча Христа и Церкви. За кого же принимать 10 дев – за всех людей, слышащих проповедь, или только верующих? Здесь появляются различия в пониманиях, некоторые толкователи считают даже, что имеются ввиду только крещенные духом верующие, хотя такая позиция никак не обоснована текстом. Наиболее же разительные отличия возникают при истолковании, что есть светильник и масло в светильнике. Здесь можно услышать совершенно противоположные мнения. Можно услышать, к примеру, что «светильники - это заповеди Божьи, а масло - соблюдение этих заповедей или вера, явленная в делах». Другое распространенное мнение, что светильник – это дух человека, это поддерживается Писанием «Светильник Божий – дух человека, испытывающий глубины сердца». Тогда масло – это Дух Святой, живущий в человеческом духе. Третье мнение: «Светильники символизируют Слово Божье, так как сказано: «Слово Твое - светильник ноге моей»». Четвертое: «Масло есть вера, а светильники - истина». Итак, что мы видим? Практически все сходятся в толковании кто есть жених, но расходятся во всех остальных деталях. Причина этого в том, что Христос не изъяснил символики этой притчи.

Толкование

Итак, подведем итог тому, что мы уже узнали до этого времени. Мы узнали, что главная идея притчи – наша готовность к встрече с Иисусом Христом. Греческое слово «грегорео» редко когда означает «бодрствуй», но практически всегда употребляется как «будь готов». Об этом говорит и Иисус как вывод в конце притчи. Проблема, которая была высвечена в притче, та, что ложные ожидания немудрых привели к их полной неготовности. Что же такое масло в светильниках и что означает этот символ? Может ли оно означать, к примеру, веру или Дух Святой? Притча говорит о нашей готовности, может ли человек, имеющий веру, быть полностью готов к встрече со Христом? Или достаточно ли человеку только получить крещение, и этим самым полностью приготовиться к приходу Господа? Очевидно, что нет. Можно иметь веру, но не иметь любви, и быть подобным звучащему кимвалу. Становится ясно, что масло в лампадке не может означать какую-то одну определенную христианскую добродетель, потому что готовность Христианина к встрече с Господом подразумевает, что ученик имеет совокупность добродетелей, а не какую-то одну. Мало кто обращает внимание, что немудрые девы имели масло в светильнике, но не имели запаса масла в отдельном контейнере. Здесь те люди, которые желают предать «маслу в лампадке» определенный смысл, попадают в очень трудное положение, получается, что можно иметь веру, но её может быть недостаточно, или можно иметь недостаточно Духа Святого. Становится видно, что это есть неправильные толкования.
Что же на самом деле означает этот символ? Вся притча говорит о нашем бодрствовании нашей готовности. Масло в лампе не означает ничего конкретного, в притче оно просто иллюстрировало готовность мудрых дев к встрече с женихом. Поэтому и для нас оно просто иллюстрирует нашу готовность к встрече Господа.

Вывод

В предыдущей, 24-й главе Иисус заповедал Своим служителям бодрствовать, наблюдать за домом Его, пока Он не придет, сколько бы ни пришлось ждать. В поучении о бодрствовании на первое место поставлена наша личная жизнь. Мы должны хранить личную чистоту, верность, честь и праведность перед Богом. Мы должны проявлять любовь к другим и к Иисусу. Мы должны молиться, изучать Писание, мы должны родиться заново и преисполниться Святого Духа. Все это часть того, что нам надлежит делать, ожидая Его пришествия.
Иисус говорит, что невозможно в ответственный момент позаимствовать откуда-то личную нравственность. Если вы бесчестны, вы не можете прийти к кому-то и сказать: дай мне взаймы немного благочестия. У вас оно либо есть, либо его нет. Никто не может разделить с кем-то честь или бесчестие; никто не может разделить свое спасение или крещение Духом Святым. Действительно, Господь говорит нам: бодрствуйте!
Конечно, могут быть моменты расслабленности. Мы не в состоянии бодрствовать двадцать четыре часа в сутки ни в физическом, ни в духовном смысле. Но благочестие, праведность и честь никогда не должны оставлять нас. Это не те вещи, которые можно надевать на себя и снимать, можно использовать, а можно отложить в сторону. Они накапливаются благодаря личной инициативе, усилиям, усердию и должны сохраняться постоянно. Они должны стать частью вас самих.
Вы должны хранить чистоту. Вы должны быть нравственны на этой неделе. Должны быть правдивы на этой неделе. Должны быть верны и честны, должны любить в этот день. Сегодня должны вы исполниться молитвенного духа и правды Божьей. Сегодня вы должны быть спасенными. Вы должны исполниться Духа Святого на этой неделе. Тогда, когда наступят тяжкие испытания - или придет Господь, - ваша индивидуальная жизнь предстанет незапятнанной. Будь готов к встрече со своим грядущим Господом! Таков смысл притчи о десяти девах.

Библиография:
1. “Interpreting the Parables” Craig L. Glomberg, Inter Varsity Press IL, 1990
2. “The parables of Jesus” George A. Buttrick, Baker Book House Michigan, 1973
3. “The parables of Jesus” J. Dwight Pentecost, Zondervan Corporation, 1982
4. "ПРИТЧИ ИИСУСА ХРИСТА" © В.Я.Канатуш, 1996

Притча о десяти девах — одна из притч Иисуса Христа, приводимая в Евангелии от Матфея

"Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули.

Но в полночь раздался крик: вот, жених идёт, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришёл жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидёт Сын Человеческий"

(Мф.25:1-13)

Свое второе пришествие Христос изобразил здесь под хорошо известным евреям образом пришествия жениха в дом невесты во время ритуала бракосочетания. По древнему восточному обычаю, после сговора, жених отправляется в сопровождении родных и друзей в дом невесты, которая ждет его в лучшем наряде, окруженная подругами. Свадебное торжество происходило, обычно, ночью, поэтому подруги невесты встречали жениха с горящими светильниками и, так как время прибытия жениха не бывало точно известно, ожидающие запасались маслом на случай, если оно в светильниках выгорит. Невеста, с лицом закрытым густой вуалью, жених и все участники торжества с пением и музыкой отправлялись в дом жениха. Двери затворялись, подписывался брачный договор, произносились «благословения» в честь жениха и невесты, невеста открывала свое лицо и начиналось брачное пиршество, продолжавшееся семь дней, если выходила замуж девица, или три дня, если выходила вдова.

Художник Friedrich Wilhelm Schadow

Брачный пир символизирует в этой притче Царство Небесное, где верующие будут соединены с Господом в блаженной вечной жизни. Ожидание жениха означает всю земную жизнь человека, цель которой состоит в приготовлении себя к встрече с Господом. Затворенные двери брачного чертога, не допустившие опоздавших к жениху, означают смерть человеческую, после которой нет уже покаяния и исправления.

The Wise Virgins (Les vierges sages) Художник James Tissot

По объяснению Святителя Иоанна Златоуста, Христос вывел входящих в Царство Небесное верующих под образом дев, превознося этим девство - не только целомудрие телесное, но, главным образом, духовное, истинное исповедание Христианской Веры и жизни по Вере, в противоположность ереси, богоборчеству и небрежению в отношении спасения своей души. «Светильником, - говорит Святитель Иоанн Златоуст, - Христос называет здесь дар девства, чистоту святости, а елеем - человеколюбие, милосердие, помощь бедным». Елей в Священном Писании, обыкновенно, служит образом Святого Духа и в этой притче горящий елей означает духовное горение верующих, облагодатствованных Святым Духом Божиим, сообщающим им Свои богатые дары: веру, любовь, милосердие и прочие, выражающиеся в Христианской жизни верующих, в частности, в любви и помощи ближним. Ясно и убедительно объясняет притчу о десяти девах великий праведник Преподобный Серафим Саровский. Основная мысль Преподобного Серафима заключается в понимании цели христианской жизни, как «стяжания благодати Всесвятого Духа», которую он выразил в замечательной беседе с купцом Н. Мотовиловым.

Художник Jacopo Tintoretto

«В притче о мудрых и юродивых девах, - говорит Преподобный Серафим своему собеседнику, - когда у юродивых не достало елея, сказано: «шедше купите на торжище». Но, когда они купили, двери в чертог брачный уже были затворены, и они не могли войти в него. Некоторые говорят, что недостаток елея у юродивых дев знаменует недостаток у них пожизненных добрых дел. Такое разумение не вполне правильное. Какой же у них недостаток в добрых делах, когда они, хоть юродивые, но все же девами называются? Ведь, девство наивысшая добродетель, как состояние равноангельское и могло бы служить заменой, само по себе, всех прочих добродетелей...

Я, убогий Серафим, думаю, что у них именно благодати Всесвятого Духа Божия не доставало. Творя добродетель, девы эти, по духовному своему неразумию, полагали, что в том и дело лишь христианское, чтобы одни добродетели делать. Сделаем мы, де, добродетели и тем, де, и дело Божие сотворили, а до того, получена ли была ими благодать Духа Божия, достигли ли они ее, им и дела не было. Про такие-то образы жизни, опирающиеся лишь на одно творение добродетелей, без тщательного испытания, приносят ли они и сколько именно приносят, благодати Духа Божия, и говорится в отеческих книгах: «Иной есть путь. кажущийся благим в начале, но концы его - во дно адово».

Художник Francken, Hieronymus the Younger - Parable of the Wise and Foolish Virgins 1616

Не всякое «доброе дело», по учению Преподобного Серафима, имеет духовную ценность, но ценны только те «добрые дела», которые совершаются во имя Христа. На самом деле, легко себе представить (и это часто бывает), что добрые дела совершают люди неверующие. Но про них Апостол Павел сказал: «Если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 13: 3).

Далее, чтобы разъяснить свою мысль об истинном добре, Преподобный Серафим говорит: «Антоний Великий в письмах своих к монахам говорит про таких дев: «Многие монахи и девы не имеют никакого понятия о различиях в волях, действующих в человеке, и не ведают, что в нас действуют три воли: первая - воля Божия, всесовершенная и всеспасительная; вторая - собственная своя, человеческая, т.е., если не пагубная, то и не спасительная, а третья воля, вражеская, вполне пагубная. И вот эта-то, третья, вражеская воля и научает человека или не делать никаких добродетелей, или делать их из тщеславия, или для одного добра, а не ради Христа.

Художник Friedrich Wilhelm Schadow

Вторая - собственная наша воля, научает нас делать все в услаждение нашим похотям, а то и как враг, научает творить добро ради добра, не обращая внимания на благодать, им приобретаемую. Первая же - воля Божия и всеспасительная - в том только и состоит, чтобы делать добро единственно лишь для стяжания Духа Святого, как сокровища вечного, неоскудеваемого и ничем вполне и достойно оцениться немогущего.

Оно-то, это стяжание Духа Святого, собственно и называется тем елеем, которого не доставало у юродивых дев... За то они и названы юродивыми, что забыли о необходимом плоде добродетели, о благодати Духа Святого, без которого и спасения никому нет и быть не может, ибо «Святым Духом всяка душа живится»... Вот это-то и есть тот елей в светильниках у мудрых дев, который мог светло и продолжительно гореть, и девы те с этими горящими светильниками могли дождаться и Жениха, пришедшего в полунощи, и войти с Ним в чертог радости. Юродивые же, видевшие, что угасают их светильники, хотя и пошли на торжище, да купят елея, но не успели возвратиться во время, ибо двери уже затворены».

Мудрые и неразумные девы Художник Петер Йозеф фон Корнелиус, ок. 1813

Из притчи о десяти девах совершенно ясно следует, что оправданием человека как на частном суде (по смерти), так и на всеобщем Страшном Суде, послужит только его земная жизнь в Боге, по заветам Христа и, потому, созвучная Небесному Царству. Все же «формальные» христиане, живущие вне контакта с Богом и нерадеющие о своем спасении, готовят себе участь отверженных. «Никто не восходит на небо, живя прохладно», - учит Преподобный Исаак Сирии.

Ни формальная вера, без жизни по заповедам Христа (Лк. 6: 46; Иак. 1: 22; Рим. 2: 13), ни пророчества именем Христа или многие чудеса, творимые Его Именем, как видно из слов Спасителя (Мф. 7: 21-23), недостаточны для наследования Царства Небесного. «Кто духа Христова не имеет, тот и не Его», - говорит Апостол Павел (Рим. 8: 9) и таким естественно будет услышать слова Сына Божия: «Истинно говорю вам, не знаю вас» (Мф. 25: 12)

Весь материал взят из открытых источников


Притча о десяти девах



«Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» . (Евангелие от Матфея 25:1-13)

Это одна из притчей нашего Господа о Царстве Небесном, и в ней, как и положено притче, много образов, некоторые из них легко понятны, но далеко не все. Я полагаю, что это самая сложная притча о Царстве Небесном, и с ее толкованием связано много вопросов. Кроме того, эта притча очень отрезвляющая и даже пугающая, ведь она говорит о том, что не все, называющие себя христианами, войдут на брачный пир. Важность этой притчи в том, что она описывает события, которые будут происходить в церкви последнего времени, к которой мы с вами относимся.
У этой притчи сильнейший пророческий акцент, она представляет собой не много ни мало – краткий конспект всей истории церкви от времен апостолов до второго пришествия Христа. Давайте постараемся понять ключевые моменты этой притчи.

Наша цель – Небеса!
Начнем с конца этой притчи, который наиболее понятен. Брачный пир – это Небеса, которые ожидают нас, а жених – это Сам Господь. Здесь нет сомнений и все однозначно – это слишком сильные и яркие образы, которые многократно используются в Писании.
Давайте будем помнить, что ключевая задача христианской жизни – прийти на Небеса, где наше спасение обретет полноту. Да, мы спасены, но мы спасены в надежде. Пока мы находимся на земле, мы еще на пути домой и, к сожалению, еще пребываем в группе риска. Вопрос возможно ли потерять спасение, все еще вызывает множество споров у христиан, но эта притча содержит важный и суровый урок – не все девы вошли на пир.
Десять дев – образ церкви
Эти десять дев, о которых говорит притча – это образ всей Церкви Христовой. Об этом говорят три важных элемента.
Во-первых, они все девы, что говорит о духовной чистоте, полученной через жертву Христа, как писал об этом апостол Павел: «Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою» (2-е Коринфянам 11:2).
Во-вторых, все десять имели горящие светильники, что является образом правильной духовной жизни. «Светильник Господень - дух человека, испытывающий все глубины сердца», (Притчи 20:27). Светильник – это возрожденный дух человека, горение – это состояние правильной духовной жизни. Огонь – это Дух Святой и находясь в общении с Богом, мы горим для Него, то есть наше сердце устремлено к Богу в священном энтузиазме, к чему призывает нас Сам Господь: «Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи» (От Луки 12:35).
И в-третьих, все девы вышли навстречу жениху. Это говорит об ожидании Христа – главной христианской надежде: «ожидать с небес Сына Его, Которого Он воскресил из мертвых, Иисуса, избавляющего нас от грядущего гнева» (1 Фессалоникийцам 1:10).
Но, тем не менее, несмотря на эти положительные характеристики, мы видим две категории людей в Царстве Божьем. Говоря притчи о Царстве, Иисус неоднократно утверждал, что в Царстве есть разные категории людей, участь которых также разная: пшеница и плевелы в притче о поле; хорошая и плохая рыба в притче о неводе; мудрые и неразумные девы в притче о 10-ти девах.
Все это ставит нас перед суровым фактом: есть люди, которые являются формально частью Царства, то есть Церкви, но они, к сожалению, не войдут на пир. Иного толкования просто нет. И это весьма серьезное послание, так как каждый из нас относится к одной из этих двух категорий – мудрых, или неразумных. Это предупреждение для каждого из нас.

Жених замедлил
Когда девы вышли навстречу жениху, мы видим, что их ожидания не совсем оправдались – жених замедлил. Это именно то, что произошло с ранней церковью – пророчества о пришествии Христа не исполнились так быстро.
Мы видим из Нового Завета, что апостолы считали, что Иисус вернется при их жизни, и об этом неоднократно говорится в Евангелиях и в посланиях и это даже приводило к недоразумениям в ранней церкви. Именно на фоне такого сильного ожидания скорейшего пришествия Христа верующие в Иерусалиме продавали свои имения, а в Фессалониках некоторые братья не хотели работать.
Но время шло, проходили дне, месяцы и годы и в церковь начало закрадываться разочарование: «Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям и говорящие: где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же» (2-е Петра 3:3,4).
Как мы с вами знаем, это промедление Жениха длится уже почти 2000 лет, такова Его воля, но мы-то с вами не должны быть в претензии, так как это промедление дало возможность и нам войти в Его Царство.
Сон Церкви
Когда Жених замедлил и ожидания Его скорого пришествия не оправдались, произошло еще одно неприятное явление – девы уснули. И это тоже факт из истории Церкви.
О каком сне идет речь? Что такое этот сон? Понятно, что речь идет о сне духовном, а не физиологическом. Духовный сон – это отступление от стандартов Божьего слова и погружение в спячку, пребывание в иллюзии, которая кажется явью, увлеченность мирским. И как мы видим, все десять дев уснули – что и отразилось в полноте в периоде Темных веков. Христианство разделилось на ветви и стало системой, подчас весьма далекой от Божьего замысла.
Конечно, сон бывает разным. Есть летаргический сон, больший похожий на смерть, или, как пошутил один брат, «литургический» сон. А есть пограничное состояние сна, когда человек еще не проснулся полностью, но уже не спит и понимает это, хотя все еще находится во власти своих грез.
О духовном сне и о духе усыпления можно говорить долго, но пока ограничимся лишь выводом, что когда церковь забывает о возвращении Господа, то она впадает в спячку. Одна из важнейших задач Церкви – ожидать Жениха. Когда церковь перестает ожидать – она засыпает. Только страстное и трепетное ожидание Жениха позволяет бодрствовать и смотреть на земную жизнь с перспективы вечности.

Что это за масло?
Могу честно сознаться – я не обладаю полным пониманием этого вопроса, для меня самого здесь присутствует загадка, и я продолжаю задавать этот вопрос Господу. Общаясь с верующими на эту тему, я встречал разные мнения на этот счет, что масло это вера, любовь, истина и пр. Возможно, это так и есть. Возможно это масло имеет несколько различных значений, как то, что не хватает конкретному человеку для того, чтобы быть готовым ко встрече с Женихом.
Пусть в этом вопросе здесь будет многоточие, чтобы у каждого из нас был повод поговорить об этом с Господом...

Библейская мудрость

Буква убивает, дух же животворит.

Девы мудрые и девы неразумные

библейская притча

Подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули.

Но в полночь раздался крик:

Вот, жених идёт, выходите навстречу ему.

Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым:

Дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут.

А мудрые отвечали:

Чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе.

Когда же пошли они покупать, пришёл жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились. После приходят и прочие девы, и говорят:

Господи! Господи! отвори нам.

Он же сказал им в ответ:

Истинно говорю вам: не знаю вас.

Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придёт Сын Человеческий.

Вам так же могут понравиться эти притчи:

Смоковница
Рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: …